Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модель иерархии результатов
Прежде чем приступить к анализу этапов коммуникационного плана, специалисты по маркетинговым коммуникациям должны рассмотреть модель иерархии результатов для того, чтобы определить возможные последствия воздействия их плана коммуникаций на потребительскую аудиторию.
Основными разновидностями моделей иерархии результатов являются:
1. Модель AIDA.
2. Модель «думать-чувствовать-делать» и модель FCB.
3. Модель доменов.
Возможные роли участников процесса принятия решения и его особенности легче всего определить, построив модель последовательного поведения (МПП). Нагляднее всего ее можно представить в форме таблицы. Обратите внимание, что она представляет собой не просто модель процесса принятия решения: в ней каждая из стадий объединяется с соответствующими ролями участников, местом, временем и описанием принимаемых решений. Эти дополнения важны для рекламодателей, так как дают возможность уточнить цели в отношении воздействия на потребителей. МПП легко может быть построена на основе качественных исследований, проводимых при определениирекламной стратегии. Кроме того, менеджер, изучивший процессы принятия решений в своей категории товаров или услуг, может сам предоставить всю необходимую информацию. Важно, что МПП помогает организовать эти знания в наиболее удобной для использования форме. Рассмотрим подробнее каждую из пяти составляющих МПП. В нашей обобщенной модели процесс принятия решения разбит на четыре этапа: возникновение потребности; поиск и оценка информации; совершение покупки; потребление. Некоторые авторы определяют эти этапы иначе. Например, первый этап иногда называют осознанием проблемы (однако мы сомневаемся, что потребители всегда реагируют только на «проблемы», если только этот термин не понимать очень широко); второй этап может быть разбит на поиск «внутренней» (в собственной памяти) и «внешней» (в рыночном окружении) информации, или собственно на поиск и оценку информации (хотя оценка информации обычно происходит одновременно с ее получением) и т. д. Конкретные обозначения не имеют решающего значения. Важно заставить менеджера думать о том, то реклама и стимулирование в состоянии оказать влияние на процесс принятия решения покупателем. В итоге обеспечивается желаемый результат, учитывая, что наша конечная цель — стимулировать покупку или использование нашего продукта или услуги. В зависимости от особенностей конкретной целевой аудитории, товарной категории и даже торговой марки, этапов процесса принятия решения может быть больше, меньше или они могут быть другими. Не следует думать, что четыре основных этапа подойдут для любой ситуации. Например, процесс покупки нового дома может насчитывать семь или восемь этапов, включая возникновение потребности, оценку финансовых возможностей, выбор проекта оценку и т. д. И наоборот, покупка простых, привычных товаров, таких как жевательная резинка, может проходить лишь в два этапа — возникновение потребности и покупка. Покупая продукты некоторых товарных категорий, человек должен выбрать не только марку товара, но и торговую точку (например, покупая электротовары, одежду или другие товары длительного пользования, вы должны решить, какой магазин(ы) посетить). Таким образом прибавляется этап выбора магазина. Решение о выборе магазина может приниматься до или после решения о выборе марки. В таблице мы расположили его вначале, но может быть и наоборот, что кардинально изменит стратегию розничной рекламы. В некоторых случаях процесс покупки продукта некой марки может резко отличаться от покупки других марок аналогичного продукта. Это говорит о необходимости корректировать модель поведения в зависимости от конкретной торговой марки. Например, люди могут легче решаться на приобретение продуктов Sears в силу либеральной политики этой фирмы в отношении возврата покупок. Как и в случае с лояльными потребителями, но по другой причине (возможность безубыточной попытки), потребители могут отказаться от этапа поиска и оценки информации при покупке товаров Sears
|