![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1.Теоретические аспекты бухгалтерского учета и отчетности.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Предмет исследования – порядок ведения бухгалтерского учета, учета кредитов и займов и составления бухгалтерской отчетности.
Глава 1.Теоретические аспекты бухгалтерского учета и отчетности.
1.1 Бухгалтерский учет, его сущность и место в управленческой деятельности.
Объективная потребность в хозяйственном учете возникла с началом экономической деятельности человека. На протяжении многих веков учет играл важную роль в жизни общества. В современных условиях он обеспечивает систематическое получение полной и достоверной информации обо всех сферах общественной жизни, позволяет осуществлять экономическое и социальное планирование, контролировать процесс производства материальных благ, принимать обоснованные управленческие решения [11]. Бухгалтерский учет занимает центральное место в системе хозяйственного учета и считается основным источником финансовой и экономической информации о деятельности экономического (хозяйствующего) субъекта. Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, в соответствии с требованиями и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности [3]. Главной целью бухгалтерского учета является обеспечение учетной информацией собственных и сторонних пользователей в соответствии с законом и (или) потребностями в информации. В соответствии с ст. 5. Закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: 1) факты хозяйственной жизни; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования его деятельности; 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами. Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и финансовые результаты деятельности предприятия в денежном выражении [10]. Метод бухгалтерского учета представляет собой взаимосвязанное отражение, балансовое обобщение и соизмерение юридически доказательной информации об объектах бухгалтерского учета, выраженное в денежном измерителе. Приведенное определение метода бухгалтерского учета содержит в себе указания на все основные приемы и способы познания сущности предмета бухгалтерского учета: документирование, оценка, счета, двойная запись, инвентаризация, балансовое обобщение, отчетность. Инвентаризация - натуральная проверка имущества, капитала и обязательств и сверка с данными бухгалтерского учета. Это средство устранения возможных расхождений. Оценка - это совокупность способов денежного измерения имущества, капитала, обязательств. Калькулирование - это результат исчисления в денежной форме стоимости отдельных объектов бухгалтерского учета (например, себестоимость продукции). Счета - это способ группировки и текущего отражения изменений отдельных объектов бухгалтерского учета. Двойная запись - это способ, позволяющий установить взаимосвязь между экономическими явлениями (каждая хозяйственная операция связывает между собой как минимум 2 экономических явления). Бухгалтерский баланс - способ группировки и обобщения имущества предприятия, выраженного в денежной оценке и составленном на определенную дату. Бухгалтерская отчетность - совокупность показателей учета, представленных в определенной форме и характеризующих движение имущества и обязательств, а также финансовую деятельность предприятия. К основным задачам, решаемым в процессе бухгалтерского учета, относятся следующие [14]: - формирования полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении; - обеспечение информацией пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразности, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; - предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Бухгалтерский учет содержит в себе две составляющие: 1) финансовый учет, 2) управленческий учет. Финансовым учетом является учет, направленный на формирование отчетной информации для сторонних пользователей, правила ведение финансового учета строго регламентированы законодательными и нормативными актами, формы отчетности и порядок ее представления также установлены нормативными актами. Управленческий учет как подсистема бухгалтерского учета представляет собой упорядоченный процесс сбора, отражения, обобщения, анализа и предоставления разнородной информации о хозяйственной деятельности организации, который ведется с целью осуществления планирования и контроля хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений. Информация, формируемая в результате управленческого учета, используется внутри экономического субъекта руководителями различных звеньев для выработки стратегии и тактики осуществления предпринимательской деятельности, оперативного управления организацией. Такая информация может быть отнесена к категории коммерческой тайны экономического субъекта, и в этом случае она не подлежит публичному распространению [20]. В процессе управленческого учета собираются данные о выполнении производственного процесса, загрузке мощностей, эффективности деятельности подразделений по оформлению документов и удовлетворению заказов, себестоимости продукции, количестве клиентов, ценах, квалификации персонала и его потенциале и т.д. На основе таких данных формируется производственный план, устанавливаются и корректируются цены, привлекаются резервы и инвестиции, вырабатывается кадровая политика, осуществляется оценка хозяйственной деятельности производственных подразделений и т.п.
1.2.Бухгалтерская отчетность – определения и формы и пользователи отчетности.
Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [8]. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» изложены базовые требования к отчетности: 1. Достоверность. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом и имущественном положении организации. Она достоверна, когда сформирована исходя из правил, установленных нормативными актами. 2. Нейтральность. При формировании бухгалтерской отчетности должно быть исключено односторонее удовлетворение интересов одних групп пользователей в ущерб другим. 3. Целостность. Связана с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных о всех хозяйственных операциях, осуществляемых организацией как юридическим лицом в целом, так и ее филиалами, представительствами. 4. Последовательность. Закрепляет в практике составление бухгалтерской отчетности постоянство содержания и форм отчетности от одного отчетного периода к другому. Так, например, несущественные показатели могут объединяться в бухгалтерском балансе, либо отражаться только в пояснительной записке. Организация может разукрупнить и отдельные статьи отчетности. 5. Сопоставимость. В бухгалтерской отчетности должны приводиться данные по каждому показателю минимум за 2 года – предыдущий и отчетный. 6. Существенность показателей. Такие показатели как активы, обязательства, доходы и расходы должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, т.е. если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации. 7. Требования отчетного периода. Им является 3 месяца (квартал), бухгалтерская отчетность предоставлена нарастающим итогом. Отчетный год с 1 января по 31 декабря. 8. Оформление. Бухгалтерская отчетность составляется на русском языке, в рублях, подписывается руководителем и главным бухгалтером. Кроме требований есть правила, которые тоже необходимо соблюдать: 1. Не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими нормативными документами. 2. Бухгалтерский баланс, включая числовые показатели в НЕТТО- оценке, т.е. за минусом регулирующих величин. 3. Статьи отчетности должны подтверждаться результатами инвентаризации. В зависимости от объема деятельности возможны три варианта форми- рования балансовой отчетности: 1. Упрощенный - для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций (форма № 1, баланс и форма № 2, отчет о финансовых результатах). 2. Стандартный– для коммерческих организаций, относящихся к средним и крупным организациям. 3. Множественный– для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших и крупных, осуществляющих несколько видов деятельности. В этом случае стандартный набор дополняется в информации к пояснительной записке согласно ПБУ № 12, 11 и другой информацией. Состав годовой бухгалтерской отчетности включает в себя [5]: Бухгалтерский баланс форма № 1. Отчет о финансовых результатах форма № 2. Отчет об изменениях капитала форма № 3. Отчет о движении денежных средств форма № 4. Приложение к балансу форма № 5. Отчет о целевом использовании полученных средств форма № 6. Пояснительная записка к годовому отчету. Аудиторское заключение (в случае обязательного аудита).
Пользователи бухгалтерской отчетности [21] - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об экономическом субъекте. Внутренние пользователи бухгалтерской отчетности включают в себя руководителей, учредителей, участников и собственников имущества экономического субъекта. Внешние пользователи бухгалтерской отчетности включают в себя в том числе инвесторов, кредиторов, контрагентов экономического субъекта, а также заинтересованные государственные органы.
1.3.Бухгалтерские счета и двойная запись Систематическое изложение бухгалтерского учета по методу двойной записи было дано в работе " Трактат о счетах и записях" (1494 г.) одного из основоположников современных принципов бухгалтерии итальянского математика Луки Пачоли (1445 - 1517 гг.). Это было первое в истории практическое руководство по бухгалтерскому учету [19]. Для руководства хозяйственными процессами и осуществления контроля необходимо иметь показатели движения имущества и обязательств предприятия. Получение сведений о движении имущества и обязательств осуществляется с помощью бухгалтерских счетов. Счет бухгалтерского учета – это специальный способ группировки, текущего отражения и контроля изменений отдельных однородных объектов бухгалтерского учета. Счет представляет собой двустороннюю таблицу: левая сторона – Дебет, правая – Кредит. Эти термины стали применяться в период зарождения бухгалтерского учета в западноевропейских странах. В то время бухгалтерия охватывала лишь торговые и кредитные операции, и эти слова использовались для обозначения расчетных взаимоотношений между купцами и банкирами. В последующем они превратились в термины бухгалтерского учета. В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на: активные – предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению; пассивные – отражают учет имущества по источникам его образования. По своей экономической природе любая хозяйственная операция обязательно характеризуется двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной записи. Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: по дебету одного счета и кредиту другого взаимосвязанного с ним счета. Принцип двойной записи предполагает, что в отражении в бухгалтерском учете каждой операции используется два синтетических или аналитических счета бухгалтерского учета [13]. Синтетический учет - учет обобщенных данных о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. В настоящее время двойная запись используется практически всеми экономическими субъектами, обязанными вести полноценный бухгалтерский учет. Исключение составляют случаи учета активов и обязательств, не принадлежащих экономическому субъекту, на забалансовых счетах. В этих случаях применяется простая запись. С методом двойной записи связаны такие понятия, как «корреспонденция счетов» и «бухгалтерская проводка». Корреспонденция счетов – это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи. Бухгалтерская проводка – это оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму совершенной хозяйственной операции [17]. Бухгалтерские проводки могут быть простыми и сложными. Простая бухгалтерская проводка – это взаимодействие двух счетов. Сложная бухгалтерская проводка – взаимодействие трех и более счетов. Указание на то, что исключения из общего правила будут устанавливаться федеральными стандартами, по-видимому, заложено на перспективу. В настоящее время порядок применения забалансовых счетов (а также их перечни) регулируется инструкциями по применению планов счетов в отдельных сферах и видах деятельности. Забалансовые счета - это вспомогательные счета бухгалтерского учета, остатки по которым не должны отражаться в бухгалтерском балансе. Они используются, если бухгалтеру нужна информация, которой нет на балансовых счетах. Как правило, на забалансовых счетах [10]: 1) ведется учет наличия и движения имущества (для обеспечения его сохранности): - или не принадлежащего организации (например, ОС, полученных в аренду, или товаров, полученных от комитента для реализации); - или собственного имущества организации, стоимость которого списана в расходы; 2) собирается информация, которую нужно раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (п. 27 ПБУ 4/99, п. 32 ПБУ 6/01).
|