Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Загадочная дружина.
Ай дружинушка моя все молодая, А молодая вся ненадежная… Не дружинушка тут есте хоробрая, Столько одна есте хлебоясть.
Былина " Вольга и Микула".
Но сперва поговорим об еще одной нелепости летописной байки, нелепости, наименее очевидной для современного читателя. Представьте — поход за данью на землях покоренного племени. И правитель говорит дружине: " Поезжайте домой, я вас нагоню" … Нет, я не о том, что приказ самоубийственно глуп, а Игорь вроде бы не самоубийца и уж определенно не глупец. Об этом мы уже говорили. Говорили о том, почему он не мог отдать такой приказ. Но даже если бы и отдал — дружина не могла его послушаться! По той же летописи Игорь советовался с дружиной и поступал, как она скажет. Его сын именно недовольством дружины объяснял матери свое нежелание креститься. А его внук при первом признаке недовольства дружины деревянной посудой прикажет подать ей золотую. Еще одного их общего потомка разъяренные дружинники буквально заставят порвать почти подписанный мир с осажденным Торжком: " Мы их не целовать пришли". Князь дружине не хозяин и даже не командир, а дружинник — не боевой холоп позднейшей Московии и не солдат. Приказы он обсуждает, и еще как! Примеров тому в летописи множество. Чему там нет примеров, так это тому, чтобы дружина в походе оставила своего вождя, по приказу или без. И не у одних русов: от Исландии до Японии викинг, дружинник, нукер, самурай никогда бы не поступил так — из страха бесчестья, что хуже смерти. Тацит о германских дружинах:
" они сражаются вместе с вождем и почитают за бесчестие жить после его смерти".
Ибн Фадлан о воинах " царя русов" в 920 году (во времена Игоря!):
" они умирают после его смерти и подвергают себя смерти за него".
Летопись:
" где твоя, князь, голова ляжет, там и свои сложим".
Они не могли оставить князя. Но оставили! Что же это за загадочная дружина, которой закон чести не писан? Во-первых, как мы помним, незадолго до того Игорь сильно пополнил свою дружину выходцами с Варяжского моря. То есть большинство княжеской дружины в ту злополучную осень — новички-варяги, не прошедшие с князем ни одной битвы. Уцелевшие старые соратники либо в " малой дружине", либо остались беречь Киев — не на без году же неделя своих варягов его оставлять?! И вот эти новички возвращаются в Киев. Одни. Без князя. И именно они — кто ж еще? — рассказывают дикую байку о внезапном приступе жадности у старого государя и его ближних соратников, — их тоже нет — и о том, что их князь, видите ли, отпустил. Во-вторых, в первый поход на Византию в дружине князя, видимо, почти не было христиан. Летописи говорят, что русы не только громили церкви и монастыри — такое-то и христиане творили, мы еще убедимся. Но, свирепо тешась с пленными греками, их, помимо прочего, распинали. А такого не станет делать ни один христианин. Не станет приравнивать казнью врага к своему богу. Зато именно так поступали в Балканских провинциях Византии славяне-язычники в VI веке. И именно так мстили пленным немцам за сожженные храмы и разоренные города балтийские славяне — ближайшая родня варягов-руси. А вот после второго похода, в договоре 944 года говорится, что заметная часть русов присягает в соборной церкви Ильи-пророка на Киевском Подоле. И летописец поясняет: " Ибо многие варяги христиане." И это те самые варяги, что Игорь нанимал, другим взяться неоткуда, другие — потомки бойцов Рюрика и Олега — это как раз ярые язычники, в охотку жегшие церкви и распинавшие священников. " Русин или христианин"! Эти варяги-христиане и отсоветовали Игорю биться с греками: " Если так говорит цесарь, то чего нам еще нужно, — не бившись, взять золото и серебро, и шелка? ". Дело в том, что это совершенно не языческий подход, уж во всяком случае, не язычников с Варяжского моря, будь то славяне или скандинавы. Для язычника война, — прежде всего ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ Богам и духам. Те же скандинавы именно поэтому долго не принимали замену кровной мести на выкуп — " мы не станем носить в кошельках мертвых друзей! ". Кровь убийцы насыщала не абстрактное чувство справедливости, а более чем конкретный дух погибшего! " Навий пир" называли битву норманнские скальды. И те, кому от битвы были нужны лишь " золото и серебро, и шелка" — явно не язычники. И еще — язычники Севера Европы всегда изумляли иноземцев, — например, Гельмольда, автора " Славянских хроник", — своим бескорыстием и щедростью, часто переходящей в расточительность. В свое время римляне то же писали о германцах. Но вот же диво: стоило тем же саксам-германцам и славянам-полякам принять христианство — и тот же Гельмольд сетует на " жадность саксов", а про поляков пишет, что те из-за жадности к добыче " часто наилучшим друзьям причиняют зло, будто врагам". Совершенно ясно, что в дружине Игоря пребывали варяги-христиане, и в немалом числе. Недаром князь, хоть и по иным причинам — не утихли за три года в ушах вопли горящих заживо воинов, — прислушивается к их советам, а летопись упоминает их перед почитателями Перуна. Византийцы варягов-" варангов" выводили из " Германии", как со времен Тацита называли все земли между Дунаем и Балтикой, кто бы там не жил: настоящие германцы, славяне, балты, кельты. К чему здесь говорить об этом? К тому, что современник Игоря, византиец Лев Диакон, которого мы уже вспоминали и еще не раз вспомним, пишет, будто Игоря убили… " германцы". Между прочим, христианство на берегах Варяжского моря называли тогда… " Немецкой верой". Слова " варанг" в Византии тогда еще не знали. Зато знали древлян-" дервиан", и германцами их никто не звал, напротив, ясно называли " славинами". Итак, не просто поведение дружины Игоря предельно подозрительно, но даже сохранилось свидетельство современника, позволяющее обвинить новых дружинников в убийстве вождя.
|