Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании литературы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образованияСтр 1 из 6Следующая ⇒
Методическое письмо Единый государственный экзамен по литературе является формой государственного (итогового) контроля, проводимого с целью получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования в учреждениях среднего специального и высшего профессионального образования гуманитарной направленности. На экзамене используются задания стандартизированной формы – контрольные измерительные материалы (КИМ). В целях обеспечения стандартизации измерения в документах, регламентирующих разработку КИМ ЕГЭ на каждый год, отбирается проверяемое содержание, устанавливаются характеристики вариантов экзаменационной работы и входящих в них заданий, описывается система оценивания экзаменационной работы. Регламентирующими документами являются: - Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ по литературе (далее – кодификатор), служащий единственно достоверным источником информации о содержании экзамена и позволяющий определить объем материала для подготовки к нему; - Спецификация контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе (далее – спецификация); содержащая основные характеристики экзаменационной работы с её обобщенным планом, на основе которого формируются КИМ; - Демонстрационный вариант КИМ для ЕГЭ по литературе (далее – демонстрационный вариант), представляющий собой образец экзаменационной работы с критериями проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом. ЕГЭ по литературе проверяет уровень владения знаниями и умениями, определенными в нормативных документах по предмету (они названы в кодификаторе и спецификации). В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участником ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков. Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры экзаменационной работы, создания надежной системы её оценивания, обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось число заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в 2007 году были изъяты задания с выбором ответа), увеличивалась доля проблемных заданий с развернутым ответом, в том числе ориентированных на воспитательный потенциал предмета. В ходе эксперимента вносилось разнообразие в типологию заданий разной содержательной направленности. При сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее характерных для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, интерпретации произведения, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т.п. В целом итоги ЕГЭ последних лет свидетельствуют об эффективности действующей экзаменационной модели. Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что настоящая экзаменационная модель обеспечивает необходимую содержательную валидность экзамена (т.е. адекватность содержания заданий экзаменационной работы тому, что они проверяют), выявляет уровень сформированности у выпускников основных предметных и надпредметных умений. Последние два года экзамен по литературе в форме ЕГЭ приобретает все большую поддержку как в широких общественных кругах (появились положительные отклики в средствах массовой информации), так и в профессиональном сообществе, о чем свидетельствуют итоги семинаров и конференций, а также отзывы из органов управления образованием субъектов РФ. В большей части многочисленных отзывов на проекты кодификатора, спецификации, демонстрационного варианта 2010 года замечаний к проектам не содержалось, в части отзывов давалось развернутое обоснование поддержки экзаменационной модели по литературе. Лишь в нескольких рецензиях были высказаны замечания частного характера, на которые были даны развернутые ответы, помещенные на сайте ФИПИ. Сказанное не означает отказа от дальнейшего совершенствования КИМ, которое, прежде всего, направлено на повышение объективности оценки выполнения заданий с развернутым ответом, уточнение критериев оценивания.
|