Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительные теоретические и историко-литературные источники






к курсу «Литература ХХ века» [1]

1. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. – М., 1989.

2. Называть вещи своими именами. (Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века). – М., 1986.

3. Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. – М., 2002.

4. Шапир М.И. Эстетический опыт ХХ века: авангард и постмодернизм // Philologica. – 1995. – Vol. 2. - № ¾. – С. 135-152.

5. Андреев Л.Г. Чем же закончилась история второго тысячелетия (художественный синтез и постмодернизм)? // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учеб. пособие / Под ред. Л.Г. Андреева. – М., 2001. – С. 292-334.

6. Сурова О. Человек в модернистской культуре (2004) // Электронный ресурс: https://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Surova.htm.

7. Козлов А.С. Литературоведение Англии и США ХХ века. – М., 2004.

8. Руднев В. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен. – М., 1993.

9. Руднев В. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы. – М., 2007.

10. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Автор как производитель // Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. – М., 2012.

11. Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе. – М., 2003.

12. Житенев А.А. Поэзия неомодернизма. – СПб., 2012.

13. Зверев А.М. Модернизм в литературе США. – М., 1979.

14. Балашова Т. Французская поэзия ХХ века. – М., 1982.

15. Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950-1960 гг. – М., 1972.

16. Потапова З.М. Футуризм: [Итальянская литература на рубеже XIX и ХХ веков] // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. – С. 269—272 (Электронный ресурс: https://feb-web.ru/feb/ivl/vl8/vl8-2692.htm)

17. Ямпольская А. Итальянский футуризм // Иностранная литература. – 2008. - № 10 (Электронный ресурс: https://magazines.russ.ru/inostran/2008/10/ia19.html)

18. Из классики ХХ века: футуризм, экспрессионизм сюрреализм (А. Палаццески, Маринетти и др.) // Иностранная литература. – 2008. - № 10 (Электронный ресурс: https://magazines.russ.ru/inostran/2008/10/).

19. Второй футуризм: манифесты и программы итальянского футуризма. 1915-1933 / Введ., сост., пер. с итал. Е. Лазаревой. – М., 2013.

20. Желтова-Эберле Е. Авиация и поэзия (Ч. 1): авиация в творчестве поэтов Серебряного века (видео-лекция: 6.08.2014) // Электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch? v=puEsG7d0Dks

21. Желтова-Эберле Е. Авиация и поэзия (Ч. 2): Ранняя авиация в авангардистской поэзии (видео-лекция) // Электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch? v=vUW-dgVoRnU

22. Антология французского сюрреализма. 1920-е годы. – М., 1994.

23. Как всегда – об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост., вступ. ст., пер. с фр., коммент. С.А. Исаева. – М., 1992.

24. Гальцова Е.Д. Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике литературы сюрреализма. – М., 2012.

25. Арто А. Театр и его Двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра. – СПб., 2000.

26. Антология французского сюрреализма. 1920-е годы. – М., 1994.

27. Ионкис Г.Э. Английская поэзия ХХ века. 1917-1945. – М., 1980.

28. Элгер Д. Дадаизм // Пер. с нем. Т.А. Граблевской, Л.И. Кайсаровой. – М.: Taschen / Арт-родник, 2006.

29. Сернер В. Последняя расхлябанность: Манифест дада и тридцать три уголовных рассказа / Пер. с нем. Т. Набатниковой. – М.: Гилея, 2012. – 288 с., илл.

30. Балль Х. Тендеренда-фантаст: Роман 1920 года / Пер. с нем. Т. Набатниковой; науч. ред. и комм. К. Дудакова-Кашуро. – М.: Гилея, 2013. – 112 с., илл.

31. Баадер Й. Так говорил Обердада: Манифесты, листовки, эссе, стихи, заметки, письма. 1906-1954 / Сост. С. Кудрявцева, пер. с нем. Т. Набатниковой. – М.: Гилея, 2013. – 208 с., илл.

32. Лионель Р. Энциклопедия экспрессионизма. – М., 2003.

33. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Екатеринбург, 1999.

34. От конструктивизма до сюрреализма. – М., 1996.

35. Ортега-и-Гассет X. О точке зрения в искусстве. Дегуманизация искусства. Восстание масс. Время, расстояние и форма в искусстве Пруста // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Филосоия культуры. – М., 1991.

36. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. – М., 1979.

37. Брехт Б. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. – В 5 тт. – М., 1965.

38. Никифоров В.Н. Очуждение // Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. – М., 2002. - С. 462-477.

39. Аствацатуров А.А. Т.С. Элиот и его поэма «Бесплодная земля». – СПб., 2000.

40. Толмачев В.М. Т.С. Элиот // Вестник ПСТГУ. – III. Филология. – 2011. – Вып. 1 (23). – С. 7-64.

41. Анастасьев Н.А. Владелец Йокнапатофы. – М., 1991.

42. Набоков В.В. Джойс. Кафка. Пруст // Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. – М., 1998.

43. Эко У. Поэтики Джойса. – СПб., 2006.

44. Пруст М. Письма (1896-1921) / Пер. с фр. Г. Зингера. – М., 2002.

45. Ревель Ж.-Ф. О Прусте. – М., 1995.

46. Мамардашвили М. Психологическая топология пути: Лекции о Прусте. – М., 1997.

47. Женетт Ж. Повествовательный дискурс[2] // Женетт Ж. Фигуры. – В 2 тт. – М., 1998. – Т. 2. – С. 60-280.

48. Михайлова М.В. Щит Ахилла и пирожное Мадлен. Вещь в пространстве художественного текста // Электронный ресурс: https://www.phil63.ru/shchit-akhilla-i-pirozhnoe-madlen#_ftn7

49. Пруст, М. Против Сент-Бёва // М. Пруст. Против Сент-Бёва. Статьи и эссе. – М., 1999.

50. Рикёр П. Вымышленный опыт времени[3]// Рикёр П. Время и рассказ. – В 2 тт. – Т. 1. – СПб., 2000. – С. 107-158.

51. Андреев Л.Г. Ж.-П. Сартр. Свободное сознание и ХХ век. – М., 1994.

52. Каралашвили Р. Мир романа Гессе. – Тбилиси, 1984.

53. Каралашвили Р. Функция персонажа как фигуры бессознательного в романе Г. Гессе «Степной волк» // Электронный ресурс: https://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st090.shtml

54. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945. – М., 1982.

55. Павлова Н.С. Природа реальности в австрийской литературе. – М., 2005.

56. Жеребин А.И. Вертикальная линия: Философская проза австрии в русской перспективе. – СПб., 2004.

57. Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. – М., 1973.

58. Затонский Д. В. Франц Кафка и проблемы модернизма. – М., 1972.

59. Адорно Т. Заметки о Кафке // Электронный ресурс: https://www.kafka.ru/kritika/read/zametki-o-kafke

60. Критика о творчестве Ф. Кафки // Электронный ресурс: https://www.kafka.ru/kritika

61. Канетти Э. Другой процесс. Франц Кафка в письмах к Фелице // Иностранная литература. – 1993. – №7. – С. 141-195.

62. Зверев А. Когда пробьет последний час природы… (Антиутопия, ХХ век) // Вопросы литературы. 1989. № 1.

63. Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежной литературы / Сост., предисл. и общ. ред. В.А. Чаликовой. – М., 1991.

64. Проскурникова Т. «Французская антидрама» (50 – 60-е годы) – М., 1968.

65. Доценко Е.С. Беккет и проблема условности в современной английской драме – Екатеринбург, 2005.

66. Театр абсурда. Сборник статей и публикаций. – СПб., 2005.

67. Эсслин М. Театр абсурда / Пер. с фр. Г. Коваленко. – СПб., 2010.

68. Токарев Д.В. Курс на худшее. Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Семюэла Беккета. – М., 2002.

69. Токарев Д.В. «Воображение мертво воображайте»: «Французская» проза Семюэя Беккета // Беккет С. Никчемные тексты. – М., 2001.

70. Берёзкин В.И. Роберт Уилсон: Театр художника. – М., 2003.

71. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. – М., 2013.

72. Злобин Г. Пограничье Эдварда Олби // Электронный ресурс: https://ocr.krossw.ru/html/olbi/zlobin-olbi-ls_1.htm

73. Мюллер. Х. Проза. Драмы. Эссе. Диалоги. – М., 2012.

74. Елинек Э. Смысл безразличен, тело бесцельно: Эссе и речи о литературе, искусстве, театре, моде и о себе. – СПб., 2010.

75. Матт П. фон. Литературная память Швейцарии: Прошлое и настоящее. – М., 2013.

76. Чугунов Д.А. Немецкая литература 1990-х годов. Ситуация «поворота». – Воронеж, 2006.

77. Чугунов Д.А. Новые лица немецкой литературы. – Воронеж, 2010.

78. Соколова Е.В. «Диалог невозможен»: Коммуникативная проблематика в современной литературе Германии. – М., 2008.

79. Кучумова Г.В. Немецкоязычный роман 1980-2000 гг.: Курс на демифологизацию. – Самара, 2009.

80. Структурализм: «за» и «против». – М., 1975.

81. Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. – М., 1998.

82. Барт Р. Смерть автора. От произведения к тексту. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М., 1994.

83. Кристева Ю. Слово, Бахтин, диалог и роман // Вестник Моск. университета. Сер. 9. Филология. – 1995 - № 1.

84. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

85. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998.

86. Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов. – М., 2001.

87. Баткин Л.М. О постмодернизме и «постмодернизме»: о судьбе ценностей в эпоху после модерна // Октябрь. 1996. № 10. С.176-108.

88. Маньковская Н.Б. Париж со змеями (введение в эстетику постмодернизма). – М., 1995.

89. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М., 2000.

90. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб, 1998.

91. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Резник, А. Погоняйло. – СПб., 2006.

92. Эко У. Полный назад: «Горячие войны» и популизм в СМИ. – М., 2007.

93. Ямпольский М.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. – М., 1993.

94. Пятигорский А.М. О постмодернизме // А.М. Пятигорский. Избранные труды. – М., 1996.

95. Игровая поэтика. Вып. 1. Сб. науч. трудов. – Ростов н/Д, 2006.

96. Мельников Н. Чудовищная проза Джона Барта // Иностранная литература. - 2003. - № 4 (Электронный ресурс: https://www.philology.ru/literature3/melnikov-03.htm).

97. Волков И.В. Лабиринты Джона Барта. – М., 2006.

98. Салимов А.Н. Эволюция романной прозы Дж. Хеллера: дис. … канд. филол. наук. – Казань, 2010.

99. Аствацатуров А.А. Поэтика и насилие (о романе Курта Воннегута «Бойня номер 5») // Новое литературное обозрение. – 2002. - № 5 // Электронный ресурс: https://magazines.russ.ru/nlo/2002/58/ast.html

100. Джумайло О.А. Английский исповедальный роман 1980-2000 гг. – Ростов н/Д, 2011.

101. Шевякова Э.Н. Современная французская проза рубежа веков: модификации романной формы: дис. … докт. филол. н. – М., 2009.

102. Гонтар М. Постмодернизм во Франции: определение, критерии, периодизация // Постмодернизм: парадоксы бытия. Ежегодник «Человек, образ и сущность». - М., 2006 // Электронный ресурс: https://www.philology.ru/literature3/gontar-06.htm

103. Риндисбахер Х.Д. От запаха к слову: моделирование значений в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» // Новое литературное обозрение. 2000. № 43.

104. Роганова И.С. Традиция немецкого романа о художнике в постмодернистском преломлении // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. – 2007. – № 3. - С. 75-83.

105. Маликова М. Зебальд В. Аустерлиц // Критическая масса. 2006. № 2 (*рецензия) / Электронный ресурс: https://magazines.russ.ru/km/2006/2/mm24.html

106. Котелевская В.В. Этос праздности в романе модернизма и постмодернизма // Известия ЮФУ. Филологические науки. – 2012. - № 1. – С. 46-60 (Электронный ресурс: Архив номеров журнала «Филологические науки» 2012 https://www.philology.sfedu.ru/ru/component/phocadownload/category/8-2012-god)

107. Котелевская В.В. Книжная полка (*рецензии на 10 немецких книг 2012-2014 гг.) // Новый мир. 2014. № 9.

108. В.В. Набоков: pro et contra / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина. – СПб., 1999.

109. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. – М., 1997.

110. Надъярных М.Ф. Марио Варгас Льоса // История литератур Латинской Америки. Т. 5. Очерки творчества писателей ХХ века. – М., 2005. – С. 622-664.

111. Надъярных М.Ф. Бразильская литература ХХ века: проблема становления национальной традиции: дис. … канд. филол. наук. – М., 2007.

112. Дубин Б. Классика, после и рядом: Социологические очерки о литературе и культуре. – М., 2010.

113. Кризис литературоцентризма: Утрата идентичности vs. Новые возможности: Монография / отв. Ред. Н.В. Ковтун. – М., 2014.

В качестве источников новейших научных и литературно-критических текстов о зарубежной литературе, культуре и искусстве, философии ХХ-ХХI веков рекомендуются журналы (электронные архивы перечисленных изданий размещены на интернет-ресурсе «Журнальный зал» https://magazines.russ.ru/ или на собственных ресурсах данных изданий):

«Иностранная литература»

«Новое литературное обозрение»

«Неприкосновенный запас»

«Критическая масса»

«Новый мир»

«Знамя»

«Вопросы литературы»

«Театр»

«Диалог искусств»

«Логос»

«Топос»

«Митин журнал»

«Вестник Европы»

«Интерпоэзия»

«Воздух»

«Транслит»

«Гефтер»

«Двоеточие»

Для мониторинга и штудирования новейших литературоведческих исследований по темам курса рекомендуются также академические специализированные журналы:

«Вестник Московского университета» (Серия 9. Филология)

«Известия Российской академии наук». Серия «Литература и язык»

«Вестник Санкт-Петербургского университета». Серия «Филология. Востоковедение. Журналистика»

«Вестник Пермского университета». Серия «Российская и зарубежная филология».

Известия Южного федерального университета. Серия «Филологические науки».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал