![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 4. Методологические программы в географии.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 1. Общенаучные основания методологии географии.
1. Различия между фундаментальной и прикладной наукой. 2. Различия между исследовательской и инженерной деятельностью и проблема районирования. 3. Проблема критериев реальности, по А.А. Любищеву, и ее значение для географии. 4. Проблема районирования в географии: место понятий в структуре географической теории в свете представлений о естественной классификации. 5. Проблема объективности районов в социально-экономическом или физико-географическом районировании (по выбору). 6. Критерий истины. Принцип верификации Р. Карнапа. 7. Критерий истины. Принцип фальсификации К. Поппера. 8. Проблема индукции в эмпирических науках. 9. Критика представлений о рациональном характере развития науки Т. Куном. 10. Методология исследовательских программ И. Лакатоса.
Лекция 2. Общенаучные основания методологии географии (завершение).
11. В чем отличие неклассической науки от классической? 12. Когда произошло разделение категорий Истины и Блага в научном познании? 13. Первая научная революция. 14. Вторая научная революция. 15. Когда наука стала непосредственной производительной силой? 16. Что такое «великая триада» (по М.К. Петрову) и когда она сформировалась? 17. Мертоновский идеал научной этики: универсализм. 18. Мертоновский идеал научной этики: коллективизм. 19. Мертоновский идеал научной этики: бескорыстность. 20. Мертоновский идеал научной этики: организованный скептицизм.
Лекция 3. Идеальные объекты в географии.
21. Генезис научной теории в географии – показать происхождение на конкретном примере. 22. Дескриптивная и конструктивная функция теорий пространственной организации. 23. Происхождение идеальных объектов научных теорий, по В.И. Вернадскому, и взгляды этого мыслителя на конструктивную роль истории науки. 24. Принципиальное сходство объектов научных теорий в физике и экономике, по А. Лёшу. 25. Понятие инверсивного объекта, по М.А. Розову. Инверсивные объекты в географии. 26. Тюненовская зональность как инверсивный объект. 27. Явление программно-предметной симметрии в географии. 28. Модели, заимствованные социальной географией из физики, физической географии и картографии в ходе «теоретической революции». 29. В чем состоит принципиальное различие между географическими моделями и географическими теориями? Каковы различия в их методологической плодотворности? Привести примеры. 30. Соотношение между научными задачами и научными теориями, а также между общественными проблемами и научными задачами.
Лекция 4. Методологические программы в географии.
31. Понятия исследовательских и коллекторских программ. 32. Примеры наук с преобладанием исследовательских и коллекторских программ и их методологические особенности. 33. Какие программы – исследовательские или коллекторские – преобладают в географии и почему? 34. Системный подход как общенаучная методология и причины его выхолащивания. 35. Положительный и отрицательный опыт применения системного подхода в географии. 36. Синергетика как общенаучная методология: мировоззренческая новизна и методологическая плодотворность. 37. Вклад школ И. Пригожина и С.П. Курдюмова в становление нелинейной динамики (синергетики). 38. При каких свойствах системы становится возможным спонтанное возникновение структур (возникновение порядка из хаоса)? 39. Понятие аттрактора и точки бифуркации. Привести примеры из области географии. 40. Каузальное (причинное) и финалистское (телеологическое) объяснение в географии: примеры.
|