Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Методологические программы в географии.






Лекция 1. Общенаучные основания методологии географии.

 

1. Различия между фундаментальной и прикладной наукой.

2. Различия между исследовательской и инженерной деятельностью и проблема районирования.

3. Проблема критериев реальности, по А.А. Любищеву, и ее значение для географии.

4. Проблема районирования в географии: место понятий в структуре географической теории в свете представлений о естественной классификации.

5. Проблема объективности районов в социально-экономическом или физико-географическом районировании (по выбору).

6. Критерий истины. Принцип верификации Р. Карнапа.

7. Критерий истины. Принцип фальсификации К. Поппера.

8. Проблема индукции в эмпирических науках.

9. Критика представлений о рациональном характере развития науки Т. Куном.

10. Методология исследовательских программ И. Лакатоса.

 

Лекция 2. Общенаучные основания методологии географии (завершение).

 

11. В чем отличие неклассической науки от классической?

12. Когда произошло разделение категорий Истины и Блага в научном познании?

13. Первая научная революция.

14. Вторая научная революция.

15. Когда наука стала непосредственной производительной силой?

16. Что такое «великая триада» (по М.К. Петрову) и когда она сформировалась?

17. Мертоновский идеал научной этики: универсализм.

18. Мертоновский идеал научной этики: коллективизм.

19. Мертоновский идеал научной этики: бескорыстность.

20. Мертоновский идеал научной этики: организованный скептицизм.

 

Лекция 3. Идеальные объекты в географии.

 

21. Генезис научной теории в географии – показать происхождение на конкретном примере.

22. Дескриптивная и конструктивная функция теорий пространственной организации.

23. Происхождение идеальных объектов научных теорий, по В.И. Вернадскому, и взгляды этого мыслителя на конструктивную роль истории науки.

24. Принципиальное сходство объектов научных теорий в физике и экономике, по А. Лёшу.

25. Понятие инверсивного объекта, по М.А. Розову. Инверсивные объекты в географии.

26. Тюненовская зональность как инверсивный объект.

27. Явление программно-предметной симметрии в географии.

28. Модели, заимствованные социальной географией из физики, физической географии и картографии в ходе «теоретической революции».

29. В чем состоит принципиальное различие между географическими моделями и географическими теориями? Каковы различия в их методологической плодотворности? Привести примеры.

30. Соотношение между научными задачами и научными теориями, а также между общественными проблемами и научными задачами.

 

 

Лекция 4. Методологические программы в географии.

 

31. Понятия исследовательских и коллекторских программ.

32. Примеры наук с преобладанием исследовательских и коллекторских программ и их методологические особенности.

33. Какие программы – исследовательские или коллекторские – преобладают в географии и почему?

34. Системный подход как общенаучная методология и причины его выхолащивания.

35. Положительный и отрицательный опыт применения системного подхода в географии.

36. Синергетика как общенаучная методология: мировоззренческая новизна и методологическая плодотворность.

37. Вклад школ И. Пригожина и С.П. Курдюмова в становление нелинейной динамики (синергетики).

38. При каких свойствах системы становится возможным спонтанное возникновение структур (возникновение порядка из хаоса)?

39. Понятие аттрактора и точки бифуркации. Привести примеры из области географии.

40. Каузальное (причинное) и финалистское (телеологическое) объяснение в географии: примеры.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал