Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сальдо накопленных реальных денег, млн руб.
Показатели 1-й год, кварталы
III IV I 2-й год, кварталы
III IV 3-й год 4-й год
1. Сальдо реальных денег на начало периода 2. Привлечение собственных средств 3. Долгосрочный кредит 4. Инвестиции 5. Выручка от реализации продукции 6. Материальные затраты 7. Расходы на оплату труда и социальные отчисления 8. Фиксированные платежи 9. Прочие расходы
10. Проценты за кредит 11. Погашение кредита 12. Сальдо реальных денег на конец периода (1 + 2 + 3 + + 5)-(4+ 6 + 7 + 8 + 9 + + 10+11) 310, 5 41, 2 176, 95, 9 1, 7 81, 6 108, 3 146, 5 102, 6 20, 0 _____
Контрольные вопросы и задания 1.Что такое бизнес-план организации сельскохозяйственного предприятия? 2. Почему бизнес-план должен разрабатываться в составе иди совместно с проектом внутрихозяйственного землеустройства? 3. Каково назначение бизнес-плана? 4. Опишите основное содержание и структуру бизнес-плана. 5. Какая исходная информация используется при составлении бизнес-плана? 6. Как оценить эффективность создания крестьянского хозяйства на основе проекта его землеустройства и бизнес-плана? Глава XVI ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА, ИМЕЮЩИХ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ За последние годы структура финансирования проектно-изыс-кательских работ по землеустройству существенным образом изменилась. Помимо государственных средств федерального и местного бюджетов на землеустройство стали направляться собственные (внебюджетные) финансовые ресурсы других заказчиков (предприятий и граждан). Заказчики проектов землеустройства, вкладывая свои денежные средства, заинтересованы, с одной стороны, получить такое проектное решение, которое обеспечит максимальную отдачу вложенных ими средств (капитала) на цели землеустройства, с другой — снизить до минимума риск потерять эти деньги из-за изменения рыночной ситуации. Таким образом, в условиях рыночной экономики проекты землеустройства имеют не только статический характер (организация территории на перспективу), но и стали определять всю инвестиционную деятельность землевладельцев и землепользователей по улучшению использования и охране земли. В настоящее время исследования по оценке эффективности инвестиционных проектов землеустройства находятся только в начальной стадии. Землеустроительные производственные предприятия, организации и учреждения, а также частные землемеры не используют никаких показателей оценки эффективности проектов землеустройства как инвестиционных. Методика оценки эффективности инвестиционных проектов в землеустройстве отсутствует. Однако с 1994 г., когда были введены в действие «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» (утверждены Госстроем, Минэкономики, Минфином России 31 марта 1994 г.), необходимость в инвестиционных расчетах при землеустройстве стала очевидной. В начале 1999 г. был принят Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений» (№ 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г.); в настоящее время утверждены новые СП и СНиП, «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции», изданы «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» (вторая редакция. — М.: Экономика, 2000), внесены изменения в налоговое законодательство, систему бухгалтерского учета. Все это требует нового подхода к оценке эффективности проектов землеустройства. Данные работы начаты на кафедре землеустройства ГУЗ, а также с 1999 г. Госкомземом России (ныне Федеральная служба земельного кадастра). Известно, что в настоящее время проект землеустройства носит в большей степени организующий характер, хотя в плане его осуществления предусматриваются именно инвестиционные мероприятия и даже целые инвестиционные проекты. Таким образом, по содержанию и количеству намечаемых мероприятий проекты землеустройства можно отнести к мультипроектам, в которых содержатся отдельные самостоятельные проекты. Многоплановость и многообразие содержания проекта внутрихозяйственного землеустройства позволяют судить о нем как о своеобразной инвестиционной программе сельскохозяйственного предприятия, тесно увязанной с агропотенциалом земли. Проектируемый характер использования земель, как правило, зависит от инвестиций в строительство новых ферм, их расширение или реконструкцию, в строительство дорог и мелиорацию земель. Сложившиеся в условиях плановой экономики методы разработки и обоснования проектов внутрихозяйственного землеустройства, их содержание в целом отвечали государственным требованиям по рациональному использованию и охране земель. Тем не менее эффективность мероприятий, связанных с осуществлением, полным освоением проектов и достижением намеченных в них технико-экономических показателей, оставалась в большинстве случаев весьма низкой. Это было обусловлено следующими причинами: при директивной установке на проведение землеустройства и обеспечение документацией проект выступал в качестве рекомендаций, не обязательных к исполнению и не стимулирующих развитие производства; отсутствовали финансовая поддержка и реальные ресурсы для осуществления конкретных инвестиционных мероприятий, разрабатываемых в проектах землеустройства; ежегодные и оперативные планы работы хозяйств были слабо связаны с проектами землеустройства; участники создания и реализации проектов не были заинтересованы в конечных результатах их осуществления; экономические расчеты при обосновании эффективности проекта в землеустроительном производстве были недостаточно обоснованными. Все это, естественно, порождало вопросы: «А нужен ли вообще проект землеустройства?»; «Каким должно быть его содержание и как будет развиваться хозяйство без проекта?». Применявшиеся долгое время методики оценки эффективности проектов землеустройства имеют следующие недостатки. 1. Слабый учет коммерческих интересов субъектов, участвую Государство как единственный инвестор регулировало все взаимоотношения субъектов землеустроительного процесса, применяя командно-административные методы управления экономикой. Главные принципы кредитования (обязательный возврат средств, получение требуемой нормы прибыли) часто не соблюдались. Рыночная экономика требует других принципов и критериев оценки эффективности проектов. 2. Поверхностный учет фактора времени. Для сравнения проек Применение коэффициента сравнительной эффективности по-настоящему не учитывало реальный фактор времени и срок жизни конкретных проектов, а только приводило затраты и эффекты к одному статическому моменту времени, с одинаковой нормой прибыли. Фактически в расчетах сравнивались несопоставимые величины: затраты — настоящие, а прибыль — будущего времени. Статические методы не предусматривали динамики цен, изменения текущей стоимости проекта в определенные моменты реализации. 3. Неполный учет результатов возврата инвестированных средств. жений принималась только чистая прибыль, тогда как в действительности инвестиции возвращаются в виде денежного потока, включающего сумму, состоящую из чистой прибыли и амортизационных отчислений. Это снижало коэффициент эффективности капитальных вложений и завышало срок их окупаемости. Кроме того, недоучитывались социальные и экологические результаты реализации проектов. 4. Односторонность оценки. Все оценочные показатели базировались на одних и тех же данных — сумме прибыли и сумме капитальных вложений; не использовались никакие иные финансово-экономические коэффициенты. 5. Отсутствие учета рисков инвестиционного проекта, инфляции и неопределенности. Для оценки эффективности проектов землеустройства часто использовались технико-экономические показатели, слабо коррелирующие с финансово-экономическими характеристиками деятельности предприятия. Согласно «Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов» (утверждены Минэкономики и Минфином РФ, Госкомитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике, № ВК 477 от 31 июня 1999 г.) с точки зрения уровня целей инвесторов различают три вида эффективности: народнохозяйственная (общественная, экономическая); бюджетная; коммерческая (финансовая). К показателям народнохозяйственной эффективности следует относить результаты и затраты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников (субъектов) инвестиционной деятельности. Показатели бюджетной эффективности учитывают финансовые последствия реализации инвестиционных проектов для федерального или местных бюджетов; они определяются как превышение доходов соответствующих статей бюджета над расходами. Показатели коммерческой эффективности учитывают финансовые последствия реализации инвестиционных проектов для их непосредственных участников. При их определении анализируют потоки реальных денег от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности. Для оценки эффективности инвестиционных проектов очень важным является учет фактора времени. Всегда присутствует инфляция, с течением времени меняются цены, внешние рьшки влияют на конъюнктуру отечественного, меняются процентные ставки на капитал, происходит его перелив в другие отрасли и проекты. Различают два метода оценки эффективности проектов: статический и дисконтный. Статический не учитывает изменение ценности денег во времени. Он имеет следующие достоинства: сравнительную простоту и экспресс-результативность; возможность делать выводы о рискованности проекта и его ликвидности. Вместе с тем статический метод не учитывает: изменение стоимости денег, что искажает оценку эффективности, так как при одинаковых сроках окупаемости инвестиций доходы по срокам и объемам поступления могут быть различными; инфляцию и риск; возможность реинвестирования дохода; динамику денежных поступлений в определенные сроки при расчете чистого дохода; денежные потоки рассматриваются не в пределах всего горизонта расчета, а только в пределах срока окупаемости инвестиций, что занижает оценку эффективности проекта. Статический метод может быть использован как приблизительный для отбора проектов, имеющих кратчайшие сроки окупаемости и времени жизни проекта, когда дисконтирование незначительно влияет на денежные потоки. Кроме того, этот метод применяется для расчета порога риска крупных инвестиционных программ. Дисконтный метод основан на приведении разновременных платежей и поступлений к одному моменту с помощью коэффициентов дисконтирования. Статический метод опирается на три основных показателя: простой срок окупаемости инвестиций; простая (учетная, расчетная) норма прибыли; точка безубыточности (порог рентабельности). Простой срок окупаемости — это время, требуемое для возмещения первоначальных инвестиций. Как правило, рассчитывается как частное от деления капитальных вложений (К) на дополнительный среднегодовой чистый доход (ДЧ). Формула расчета имеет вид Т= К/АЧ. Использование данной формулы предполагает одноразовое, мгновенное вложение инвестиций и получение регулярных доходов примерно равными долями. В случае, когда капитальные вложения осваиваются в течение нескольких лет, а доход поступает неравномерно, срок окупаемости определяется длительностью периода, за который нарастающий итог доходов будет равен сумме капвложений, то есть выполняется равенство Т т 2лч,. = хк,, (=1 /=1 В основе расчета простой нормы прибыли лежит идея о том, что инвестиции оплачиваются за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений. Точка (норма) безубыточности, или порог рентабельности, характеризует объем продаж, при котором выручка от реализации продукции совпадает с издержками производства. Для понимания процедуры оценки инвестиционных проектов следует помнить, что в качестве основных критериев привлекательности любого проекта служат: экономическая и коммерческая выгода; социальная целесообразность и значимость; финансовая возможность, производственная и ресурсная обеспеченность; техническая осуществимость. Информационно-логическая схема данной процедуры показана на рис. 17 (она рекомендуется многими специалистами; см., например, Виленский П. Л. и др. Оценка эффективности инвестиционных проектов. — М.: Дело, 1998. — С. 53—54). Учитывая многообразие интересов субъектов инвестиционного проекта и основные критерии, оценку эффективности проектов можно разделить на два этапа. На первом из них оценивается проект в целом, причем вопрос решается принципиально с точки зрения эффективности будущих результатов и выгод (общественных и коммерческих). Выбор наиболее эффективного проекта начинается с четкого определения возможных вариантов. Главные критерии — доходность, дешевизна, безопасность для инвестора; они служат основой при сравнении альтернативных проектов. На первом этапе целесообразно также определить, куда выгоднее вкладывать деньги: в новое производство, реконструкцию или расширение производственных мощностей, улучшение земель, строительство объектов производственной инфраструктуры, в сферу переработки сельскохозяйственной продукции, приобретение автотранспорта, техники и т. д. Достижению успеха в предпринимательской деятельности и реализации проектов землеустройства способствует соблюдение следующих правил: сбор достоверной информации; прогнозирование перспектив рыночной конъюнктуры; гибкая корректировка тактики бизнеса; более высокая прибыль от реализации инвестиционного проекта по сравнению с прибылью от помещения средств на банковский депозит; рентабельность инвестиций должна быть выше темпов инфляции; рентабельность проекта должна быть выше рентабельности альтернативных проектов. В зависимости от значимости и вида проекта, особенности и характеристики объекта проводят необходимые расчеты. Если общая оценка эффективности подтверждается, то переходят ко второму этапу, в противном случае проект отклоняется. 364
|