Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этическая основа культуры






Духовная сфера общества охватывает все области человечес­кой деятельности — от постройки дворцов и храмов до созда­ния научных теорий и отправления религиозных ритуалов. Основой духовной сферы общества считается культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Под культурой надо понимать исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных цен­ностях. Понятие «культура» употребляется для характерис­тики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культу­ра труда, политическая культура, художественная культура). В более узком смысле культура означает сферу духовной жиз­ни людей.

Она включает предметные результаты деятельности лю­дей (машины, сооружения, результаты познания, произведе-ния искусства, нормы морали и права и т. д.), а также челове­ческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственно­го и эстетического развития, мировоззрение, способы и фор­мы общения людей).

Стержнем культуры выступают ценности. Этот подход к определению культуры предлагают философы, он предпола-


 


Кравченко, Певцова



гает проникновение (с помощью мышления, понимания) в сущность явлений культуры.

ЦЕННОСТЬ — положительная или отрицательная значи­мость объектов окружающего мира для человека, соци­альной группы, общества в целом.

Критерии и способы оценки этой значимости выражены в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, це­лях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает ка­ким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). Нравствен­ные ценности обязательны. И не просто обязательны, но обяза­тельны безусловно. Это значит, что им необходимо следовать не при каких-то условиях, а всегда. Ими надо руководство­ваться в ртношениях со всеми людьми, а не только с ограни­ченным кругом родственников, друзей, коллег, соотечест­венников.

Их можно также понимать как социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если обоб­щить все многообразие конкретных проявлений, видов, ти­пов и форм ценностей, свести их к немногим главным, то придется выделить семь фундаментальных ценностей, важ­ных для всех людей и для всех сфер общества. Это Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода.

Мы выделили четыре основные сферы общества и семь фундаментальных ценностей. Между ними возникает соот­ветствие. Основой экономической сферы является Польза. Неважно, в каких частных терминах она выражается: при­быль, выгода и т.д.

В социальной сфере главное — Справедливость.


Равенство, братство, коллективизм, дружба, обмен, со­трудничество основаны на справедливости. Она — их высший лейтмотив и смысл.

Политическая сфера строится вокруг другой фундамен­тальной ценности — Господства. Борьба за власть, лидерство, доминирование, подавление, карьера, конкуренция — все они своим лейтмотивом имеют одно — господство. Формы проявления разные, а суть одна.

Духовная сфера — самая разнородная изо всех четырех. Сюда входят образование, наука, культура и религия. Они опираются сразу на три ценности — Истину, Красоту и Доб­ро. Религия строится вокруг добра, наука — вокруг истины, культура и искусство — вокруг красоты. Образование нахо­дится на пересечении добра и истины.

Особняком стоит еще одна ценность — Свобода. Она нужна всем людям и во всех четырех сферах. В экономической — пред­принимателям для построения успешного бизнеса. Ограничи­тельные законы и постановления никакой пользы (выгоды) им не дадут. Нужна свобода вероисповедания и в религии. Не меньше свобода творчества ценится в науке, образовании и искусстве. Свобода нужна политикам, в частных делах рядовых граждан. Таким образом, свободаобщее для всех достояние, общая для всех ценность.

Разумеется, сказанное представляет весьма схематичную и одностороннюю картину мира. В жизни все гораздо слож-


 




нее. Скажем, ученый создает не только истинную, но и полез­ную теорию, а художник старается красотой своих произведе­ний принести еще и добро людям. Один человек стремится не к одной, а к нескольким ценностям. Отдельная сфера общест­ва не может строиться на одной-единственной ценности.

Существуют исключающие друг друга ценности. Их не­трудно обнаружить, если построить соответствующую табли­цу пересечений.

Некоторые, казалось бы, разные ценности могут сосед­ствовать, вступать в союз. Так, стремление к выгоде может уживаться с господством. Союз крупных политиков и круп­ных бизнесменов дает эффективный результат. Власть поку­пают за большие деньги, а неограниченная власть сулит ог­ромные барыши. Но мало кто из политиков остается до конца жизни честным (истина) и добропорядочным (добро).

Фундаментальные ценности, подобно фундаментальным институтам, служат опорой человеческого общества.

Теперь перейдем к разговору о том, что такое мораль, нрав­ственность и этика. Термин «этика» происходит от древне­греческого слова «ethos» («это»). Древнегреческий философ Аристотель понимал под этическими добродетелями такие свойства характера, которые выражают его душевные качест­ва, а именно умеренность, мужество, щедрость. Для точного перевода аристотелевского понятия «этический» с греческого языка на латинский знаменитый древнеримский оратор и по­литический деятель Цицерон употребил термин «moralis» (мо­ральный). Он образовал его от слова «mos» (mores — мн. число) — латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» («мораль»), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика». Оба этих слова вошли в европейские языки.

В русском языке им соответствует понятие «нравствен­ность». Со временем под этикой стали понимать особую от­расль знания, а под моралью (нравственностью) — изучаемый ею предмет. Иногда под нравственностью понимают высокие идеалы, а под моралью — приземленные нормы поведения. Однако чаще слова «этика», «мораль» и «нравственность» употребляются как взаимозаменяемые.


Мораль иногда понимают, с одной стороны, как синоним культуры, с другой — как еще одно обозначение духовной сферы. Ни тот ни другой взгляд нельзя считать правиль­ным. Мораль — только одна из сторон духовной жизни. Не всякие культурные нормы духовны, и не все они сводятся только к морали. В общественной жизни существует множе­ство норм, с духовной жизнью не связанных, например ги­гиена, гимнастика, этикет, зарабатывание денег и т.д. Отсю­да следует, что понятие «культура» шире понятия «духовность», которую правильнее относить к высшим про­явлениям культуры, но не ко всем.

Воспитание в человеке моральных норм считают началом его духовности. Оба понятия — «мораль» и «духовность» — тесно связаны между собой. Духовность понимается как обращенность человека к высшим ценностямк идеалу, как сознательное стремление человека усовершенство­вать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу, одухо­твориться.

К основным признакам морали относят:

Всеобщность нравственных требований (т.е. требования морали обращены ко всем людям, молодым и старым, мужчи­нам и женщинам, богатым и бедным, католикам и православ­ным и т.д.).

Добровольность выполнения требований (в отличие от права, где выполнение норм носит обязательный характер, в морали соблюдение требований поддерживается только со­знательностью людей и авторитетом общественного мнения).

Ценности различаются по содержанию: наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье и т.д. Ценности различаются по знаку — на положи­тельные и отрицательные: наслаждение — страдание, поль­за — вред, слава — позор, власть — подчинение, безопас-нооть — опасность, красота — безобразие, истина — ложь, добро — зло, счастье — несчастье и т.д. Одни ценности при­нято относить к практическим, другие — к духовным.

Понятия: культура, ценность, мораль, этика, нравст­венность.


 




Вопросы и задания

1. Какие фундаментальные ценности вам известны? К ка­ким сферам общества они относятся?

2. Назовите основные признаки морали и дайте им крат­кую характеристику.

*3. Многие виды животных (львы, ядовитые змеи), а так­же осы, пчелы вооружены столь основательно, что драка между ними привела бы к гибели по крайней мере одной особи. Поэтому у них природа выработала запрет на при­менение оружия во внутривидовых «разборках» — споры разрешаются на турнирах. Более 50 лет назад австрий­ский зоолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц назвал это естественной моралью.

Проанализировав поведение многих видов, он пришел к выводу, что сила моральных запретов прямо пропорцио­нальна силе оружия. Человек и его предки были слабо во­оружены от природы — даже кусаться толком не могли. Поэтому естественная мораль у человека была изначально слаба. Но в процессе исторического развития человек стал самым вооруженным видом на Земле. Можно ли, на ваш взгляд, общественную мораль назвать искусственной? Чем она отличается от естественной? Как вы понимаете выражение о том, что «сила моральных запретов прямо пропорциональна силе оружия»?

*4. Чем различаются два моральных поступка: «попусти­тельство злу» и «потворство злу»?

*5. Старинная китайская притча рассказывает о юноше, ко­торый обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики, с тем чтобы наставить на путь истины. «— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец. — Конечно, нет! — ответил юноша. — А воровать? — Нет. — А уби­вать? — Нет...

— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай!» Как бы вы прокомментировали притчу с позиций этики?

*6. Как вы прокомментируете выражение известного фран­цузского философа-экзистенциалиста Ж.П. Сартра (1944): «Никогда мы не были так свободны, как в период оккупа­ции»? В 1942 году в блокадном Ленинграде Ольга Берггольц


писала: «В грязи, во мраке, в голоде, в печали, / Где смерть, как тень, тащилась по пятам, / Такими мы счастливыми бы­вали, такой свободой бурною дышали, / Что внуки позави­довали б нам». Каким образом связаны два высказывания?

 

■ Проблема. Является ли свобода «осознанной необходи­мостью»?

§ 1334). Нравственные чувства и моральное поведение

Нравственность начинается с умения контролировать свои душевные порывы. Не все душевные порывы человеку над­лежит усмирять. Если он в порыве чувств бросается спасать ребенка из огня, жертвует собой, делится с неимущим по­следней крошкой, то подобные желания, даже если они про­тиворечат его рассудочной выгоде и самосохранению, обще­ством всегда приветствовались. Почему разум в подобных ситуациях молчит и допускает порывы чувств, угрожающих жизни человека? Видимо, потому, что эти порывы давно уже оправданы индивидом, глубоко укоренились в нем, ста­ли частью его мировоззрения. Он идет на это с полным осо­знанием последствий и риска. Напротив, слепые страсти, поднимающиеся из глубин подсознания, порывы, за кото­рые человеку, быть может, придется краснеть, не поддержи­ваются разумом, противоречат его мировоззрению, но от этого не теряют своей силы. Мало кто захочет прослыть ра­бом своих низменных страстей. Когда о нас отзываются как о человеке слова, господине своих страстей, мы получаем дополнительный заряд эмоций и укрепляемся в правильно­сти своих убеждений.

Мораль ближе расположена к умеренности и аскетичнос-ти, к тому полюсу нашего духовного мира, где всегда распола­гаемся мудростьособо чтимая людьми добродетель. По­давлять в себе страх и чревоугодие, нравственную разнузданность и алчность всегда было почетно и мудро одно­временно. Но подавлять в себе богатство эмоциональной жиз­ни считается моральным пороком. Когда мы переживаем с литературными или экранными героями, когда испытываем глубокое чувство влюбленности или искренне сопереживаем


 




ближнему, наши чувства являются просветленными. Они очищают и возвышают душу. Греки называли подобное состо­яние катарсисом (очищением).

Мораль является сугубо человеческим качеством. Она не свойственна животным, ибо они лишены разума, хотя не ли­шены эмоций и чувств. Она присуща только человеку. Мо­раль удерживает в гармонии два противоположных нача­латемное и светлое, низменное и возвышенное, разумное и чувственное.

Разумное или, точнее сказать, рассудочное начало в чело­веке не всегда со знаком плюс. Убийца хладнокровно намеча­ет свою жертву и осуществляет коварный замысел. Совер­шенно рассудочно иногда делают служебную карьеру, не брезгуя сомнительными средствами. Значит, и разум и чувст­ва одинаково могут быть плохими и хорошими, нравственны­ми и безнравственными. Благодаря исследованиям специали­стов по этике мы сегодня знаем, что скрывалось раньше под покровом неведомого.

Разумное поведение только тогда является нравствен­ным, когда оно руководствуется искренними чувствами. И наоборот. Чувственное поведение только тогда превра­щается в нравственное, когда им руководит разум.

Чувства и разум не могут жить врозь. Когда они действу­ют поодиночке, очень велика опасность скатиться в пропасть аморальности. Между ними должен быть крепкий союз.

Всегда считалось, что мужчина воплощает разумное, а женщина — эмоциональное начало. Когда они разъедине­ны, заложенные в них качества доходят до крайнего преде­ла, и только их союз порождает гармонию и нравственность. Но основана она не на стремлении подавить противополож­ный пол с его свойствами, а на взаимном уважении. Кон­троль друг над другом происходит незаметно, косвенно, его даже контролем назвать нельзя.

Нравственность формируется только изнутри — через са­моконтроль и только добровольно. Принуждением нельзя до­биться возвышенных чувств и правильных поступков. Чело­века надо мотивировать к тому, чтобы он совершил их по собственной воле.


В сфере морали нет или почти нет таких категорий, как «много», «мало», «совсем», «чуть-чуть». Там, как в чер­но-белом кино, присутствуют два полюса: или ты крадешь (неважно сколько), или воздерживаешься, т.е. усмиряешь свою алчность. Поэтому и говорят: стоит один раз пересту­пить нравственный принцип, как дальше покатишься под откос. Переступить черту означает сделать нравственный надлом в своей личности.

Психологи давно заметили, что человек до совершения проступка (преступления) — один, а после — совершенно другой. Способность не переступить роковую черту свойст­венна, на самом деле, очень многим людям. Считается, что большинство населения в любой стране — люди в сущности своей не только добрые, но и нравственные. Но дело в том, что для истинно нравственного индивида черты вообще не су­ществует. Он к ней даже не приближается. Она как бы за пре­делами его образа жизни.

Моральное поведение напоминает блуждание по беско­нечному лабиринту, где на каждом шагу приходится всту­пать то в компромисс с самим собой, то натыкаться на пара­доксы и противоречия, которые человек не всегда в состоянии решить. Взять хотя бы правило двойной морали: от других мы требуем большего, чем от самих себя, и себе мы


 




позволяем такое, чего не прощаем окружающим. Но если мо­ральные законы абсолютны, то как они могут быть разными для себя и для других?

Нравственная личность поступает иначе: к себе она предъявляет более высокие требования, чем к другим. Такой человек многое прощает окружающим, но не прощает себе. И делает то и другое не только по истинному убеждению, но и по зову сердца. Но есть люди, которые относятся к другим с такой же строгостью, как и к себе. Они даже наслаждаются своей особой принципиальностью. Когда их спрашивают, по­чему они так суровы с другими, они отвечают: потому что мы строги к себе. И добавляют: строги, но справедливы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал