Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Е. Шапошникова, В. Шапошников Творчество и долголетие






Авторы проанализировали две тысячи данных эн­циклопедических словарей о 3300 человек (деятели искусства, науки, политики, религии), а также данные


кладбищ. Построен график зависимости числа умер­ших от их возраста. Доказано, что развитие человека в зрелом возрасте подчиняется внутреннему биоло­гическому ритму с периодом, равным семи, реже восьми годам. В каждом таком цикле подъем творче­ства сменяется падением жизненного тонуса. Смерть чаще всего наступает в годы ослабленного здоровья. Они таковы: 1, 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70, 77, 84, 91 год. Состояние ослабленного здоровья в сред­нем длится один год, удлиняясь к старости. Наиболь­ший подъем жизненной энергии наступает к 25—30 годам. У работников творческого труда цик­личность особенно ярко выражена. Поэты примерно погибают в одно и то же время — в 36—37 лет или позже — в 42—43 года.

Источник: Знание — сила. 1990. № 3. С. 56.

Говоря о поступке, мы невольно подразумеваем действие, ориентированное на других людей. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на друго­го индивида. Действие, направленное на другого человека, вызывающее обратную реакцию, называется социальным взаимодействием.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — процесс обмена действиями меж­ду двумя или более индивидами.

В науке принято различать три основные формы взаимо­действиякооперацию, конкуренцию и конфликт. В дан­ном случае взаимодействие относится к способам, помогаю­щим партнерам согласовать свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

КООПЕРАЦИЯ — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи.

Простейшим примером является перенос тяжелого брев­на. Она возникает тогда, когда становится очевидным пре­имущество объединенных усилий над индивидуальными. Ко­операция подразумевает разделение труда.


 




КОНКУРЕНЦИЯ — индивидуальная или групповая борь­ба за дефицитные ценности (блага).

Это могут быть деньги, собственность, популярность, пре­стиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, буду­чи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся полу­чить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкурен­ция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимо­действием потому, что люди обговаривают правила игры.

Конфликт может возникнуть и в кооперации, и в конку­ренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать или устранить друг друга из борьбы за дефицитные блага. Когда равные соперники, на­пример индустриальные страны, соревнуются за власть, пре­стиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем — это конкурен­ция. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт — война.

Как уже говорилось, социальное взаимодействие состоит из множества отдельных социальных (массовых) действий. Они могут быть слабо организованными (паника) либо доста­точно подготовленными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет.

В таком виде социального взаимодействия, как паника, нет организаторов или заранее составленного плана.

ПАНИКА — форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют некоординиро­ванные действия.

Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга. Она случается в экстремальных услови­ях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. Когда индивид убеждается, что все извест­ные и доступные ему средства, годившиеся в обычных услови­ях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется


Раньше ученые оценивали любой конфликт крайне негатив­но - как деструктивный фактор, разрушающий все на своем пути.

Сегодня преобладает другая точка зрения: конфликт - не только нормальное явление, но часто он выполняет конструктивную роль, помогая разрядить ситуацию, про­яснить позиции сторон, снять пси­хологическое напряжение.

страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий. Паника слу­чается там, где есть толпа. Вот пример.

30 мая 1999 года в Минске после праздника пива начался сильный ветер и проливной дождь. Разгоряченная толпа из тысяч молодых людей бросилась к входу в метро. Возникла страшная давка. Погибло более 50 человек, в основном де­вушки в возрасте от 14 до 18 лет, а также три милиционера, пытавшихся остановить толпу. Через 10 минут все кончи­лось, а потом три дня страна была в трауре. Свидетели позже говорили о том, что тысячи разгоряченных пивом людей пре­вратились в ужасную толпу, ничего не понимающую и не со­ображающую. Почему же в толпе вполне интеллигентные лю­ди превращаются в неумышленных убийц?

Понятия: поведение, поступок, взаимодействие, коопера­ция, конкуренция, паника.

Вопросы и задания

1. Что нового вы узнали о социальном действии и взаимодей­ствии людей? Чем различаются действия и поступки? Може­те ли вы припомнить такой поступок из своей биографии, которым бы впоследствии а) гордились, б) стыдились его?


 




2. С какими тремя формами взаимодействия вы позна­
комились?

3. Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными форма­
ми коллективных действий, например паникой? Расскажи­
те, как они протекают и в чем заключается их природа.

*4. Можно ли конфликт рассматривать как частную форму конкуренции? Что между ними общего и чем они различа­ются?

*5. Почему поступок возможен только при наличии свобо­ды действий? Разве политические заключенные в концла­гере не совершали поступков? Свой ответ аргументируйте.

*6. Как вы понимаете выражение: «Поступайте с другими

так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами?»

 

■ Проблема. Можно ли назвать характерные черты соци­ального поведения молодежи? Если «да», то с чем они связаны?

Практикум. Как вы думаете, относятся следующие дей­ствия к социальному взаимодействию или нет? Один попросил прикурить у другого. Один спросил у другого, который час. Пошел дождь, и все раскрыли зонтики. Проехала машина и облила прохожих грязью. Вы заплатили продавцу за покупку.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал