Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Е. Шапошникова, В. Шапошников Творчество и долголетие
Авторы проанализировали две тысячи данных энциклопедических словарей о 3300 человек (деятели искусства, науки, политики, религии), а также данные кладбищ. Построен график зависимости числа умерших от их возраста. Доказано, что развитие человека в зрелом возрасте подчиняется внутреннему биологическому ритму с периодом, равным семи, реже восьми годам. В каждом таком цикле подъем творчества сменяется падением жизненного тонуса. Смерть чаще всего наступает в годы ослабленного здоровья. Они таковы: 1, 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70, 77, 84, 91 год. Состояние ослабленного здоровья в среднем длится один год, удлиняясь к старости. Наибольший подъем жизненной энергии наступает к 25—30 годам. У работников творческого труда цикличность особенно ярко выражена. Поэты примерно погибают в одно и то же время — в 36—37 лет или позже — в 42—43 года. Источник: Знание — сила. 1990. № 3. С. 56. Говоря о поступке, мы невольно подразумеваем действие, ориентированное на других людей. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Действие, направленное на другого человека, вызывающее обратную реакцию, называется социальным взаимодействием. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. В науке принято различать три основные формы взаимодействия — кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, помогающим партнерам согласовать свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы. КООПЕРАЦИЯ — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Простейшим примером является перенос тяжелого бревна. Она возникает тогда, когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда.
КОНКУРЕНЦИЯ — индивидуальная или групповая борьба за дефицитные ценности (блага). Это могут быть деньги, собственность, популярность, престиж, власть. Дефицитными они являются потому, что, будучи ограниченными, не могут быть поделены поровну на всех. Конкуренция считается индивидуальной формой борьбы не потому, что в ней участвуют только индивиды, а потому что конкурирующие стороны (группы, партии) стремятся получить как можно больше для себя в ущерб другим. Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры. Конфликт может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать или устранить друг друга из борьбы за дефицитные блага. Когда равные соперники, например индустриальные страны, соревнуются за власть, престиж, рынки сбыта, ресурсы мирным путем — это конкуренция. А когда это происходит не мирным путем, возникает вооруженный конфликт — война. Как уже говорилось, социальное взаимодействие состоит из множества отдельных социальных (массовых) действий. Они могут быть слабо организованными (паника) либо достаточно подготовленными (демонстрации, революции, войны). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись организаторы и лидеры, способные возглавить остальных, или нет. В таком виде социального взаимодействия, как паника, нет организаторов или заранее составленного плана. ПАНИКА — форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют некоординированные действия. Участники паники действуют независимо, часто мешая и травмируя друг друга. Она случается в экстремальных условиях: кораблекрушение, пожар, землетрясение, наводнение или военное нашествие. Когда индивид убеждается, что все известные и доступные ему средства, годившиеся в обычных условиях, не срабатывают, он теряет самообладание. Появляется Раньше ученые оценивали любой конфликт крайне негативно - как деструктивный фактор, разрушающий все на своем пути. Сегодня преобладает другая точка зрения: конфликт - не только нормальное явление, но часто он выполняет конструктивную роль, помогая разрядить ситуацию, прояснить позиции сторон, снять психологическое напряжение. страх, парализующий мышление и волю. Он усиливается, когда человек замечает, что и другие люди охвачены тем же. Возникает цепная реакция панических действий. Паника случается там, где есть толпа. Вот пример. 30 мая 1999 года в Минске после праздника пива начался сильный ветер и проливной дождь. Разгоряченная толпа из тысяч молодых людей бросилась к входу в метро. Возникла страшная давка. Погибло более 50 человек, в основном девушки в возрасте от 14 до 18 лет, а также три милиционера, пытавшихся остановить толпу. Через 10 минут все кончилось, а потом три дня страна была в трауре. Свидетели позже говорили о том, что тысячи разгоряченных пивом людей превратились в ужасную толпу, ничего не понимающую и не соображающую. Почему же в толпе вполне интеллигентные люди превращаются в неумышленных убийц? Понятия: поведение, поступок, взаимодействие, кооперация, конкуренция, паника. Вопросы и задания 1. Что нового вы узнали о социальном действии и взаимодействии людей? Чем различаются действия и поступки? Можете ли вы припомнить такой поступок из своей биографии, которым бы впоследствии а) гордились, б) стыдились его?
2. С какими тремя формами взаимодействия вы позна 3. Приходилось ли вам сталкиваться со стихийными форма *4. Можно ли конфликт рассматривать как частную форму конкуренции? Что между ними общего и чем они различаются? *5. Почему поступок возможен только при наличии свободы действий? Разве политические заключенные в концлагере не совершали поступков? Свой ответ аргументируйте. *6. Как вы понимаете выражение: «Поступайте с другими так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами?»
■ Проблема. Можно ли назвать характерные черты социального поведения молодежи? Если «да», то с чем они связаны? Практикум. Как вы думаете, относятся следующие действия к социальному взаимодействию или нет? Один попросил прикурить у другого. Один спросил у другого, который час. Пошел дождь, и все раскрыли зонтики. Проехала машина и облила прохожих грязью. Вы заплатили продавцу за покупку.
|