Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная мобильность. Как вы уже знаете, социальный статус — определенная по­зиция в социальной структуре группы или общества






Как вы уже знаете, социальный статусопределенная по­зиция в социальной структуре группы или общества, свя­занная с другими позициями через систему прав и обязан­ностей. У человека множество статусов, и их совокупность называется в науке статусным набором.

Статусный набор каждого человека индивидуален, т.е. неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в фи­зическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве, т.е. позицию индивида в обществе.

Смена одного статуса на другой, как правило, означает пе­реход человека из одной социальной группы в другую — из под­ростков в юноши, из католиков в православные, из школьни­ков в студенты и т.д. Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных переме­щений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, на­зывается социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение — излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бед­ный принц — королем, а трудолюбивая Золушка выходит за­муж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших соци­альных групп. На смену земельной аристократии приходит


 




финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых «белых воротничков» — инженерами, про­граммистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру об­щества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская дру­гих. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции (Октябрьского переворота) 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Существуют два основных вида социальной мобильно­сти — вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (соци­альный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должнос­ти — пример восходящей мобильности, увольнение, разжало­вание — пример нисходящей. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной груп­пы в другую, расположенную на одном и том же уровне. На­пример, переход из православной в католическую религиоз­ную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образован­ную), из одной профессии в другую. Подобные движения про­исходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность — перемещение из одного ме­ста в другое при сохранении прежнего статуса. Это, напри­мер, международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприя­тия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобиль­ность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.


Кроме того, социальная мобильность может быть группо­вой, когда индивид опускается или поднимается по социаль­ной лестнице вместе со своей группой (сословием, классом), и индивидуальной, когда он делает это независимо от других. Причинами групповой мобильности являются социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межго­сударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой и др. К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, относятся: социальный статус се­мьи, уровень образования, национальность, физические и ум­ственные способности, внешние данные, полученное воспи­тание, место жительства, выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не зна­ют, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым ус­ловиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве. (Приведите другие литературные персонажи, которые иллюстрировали бы поверхностное усвоение манер поведения при перемеще­нии из одного класса, слоя в другой.)

В течение 70 лет советское общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с США. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым возможности продвижения. Элита общества за короткий срок сформировалась буквально из всех слоев общества.

Самым динамичным советское общество было не только в плане образования и социальной мобильности, но и в об­ласти индустриального развития. Долгие годы СССР удер­живал первые места по темпам индустриального прогресса. Все эти признаки современного индустриального общества выдвинули СССР (об этом писали западные социологи) в число лидирующих стран мира за весь период человеческой истории.

Пути и механизмы, позволяющие людям подниматься на­верх, называются каналами вертикальной мобильности. На-


 





иболее полное описание их дал П. Сорокин. Поскольку верти­кальная мобильность есть в любом обществе (даже в первобыт­ном), между стратами существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самые известные каналы — армия, церковь, школа, семья, собственность.

Армия функционирует в качестве канала только в военное время. Потери среди командного состава приводят к заполне­нию вакансий из более низких чинов. В военное время солда­ты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысив­шись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря ар­мейской карьере. Наполеон Бонапарт и его окружение, мар­шалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. О. Кромвель, У.С. Грант, Дж. Вашингтон и многие другие командующие достигли самого высокого поло­жения благодаря армии.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократичес­кие страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование являет-


ся самым быстрым и доступным каналом вертикальной мо­бильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого вер­ха. Пример «длинного лифта» — Древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независи­мо от их семейного статуса отбирались и переводились в выс­шие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накоп­ленных богатств и денег. Именно это один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV— XVIII веках европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто их имел, а знатное происхождение уже не имело особого значения. По­следние периоды истории Древней Греции и Рима были таки­ми же. П.Сорокин установил, что лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фаб­риканта (т.е. занятого в производстве), в 21% — банкира и биржевика, в 12% —торговца. Профессии артистов, худож­ников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал