Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поясняющий пример






12 сентября 1994 г. в Кировской области у хлебных магазинов выстроились огромные очереди: люди ки­нулись закупать хлебобулочные изделия и муку впрок. Причина: акционерное общество, отвечающее за по­ставки хлеба в область, своевременно не заключило контракт на следующий год, мотивируя это тем, что из областного бюджета не выделены деньги. С критикой недостатков в работе АО выступила местная пресса, проинформировав население о предстоящем дефи­ците. Реакция людей, наученных горьким опытом вре­мен всеобщего дефицита, не замедлила сказаться.

В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей, которое можно назвать социальным поведени­ем как реакцией на ожидаемые трудности в снабжении про­дуктами, удовлетворяющими важнейшую жизненную по­требность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотива­ция, ожидания.

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и пла­нируемые действия. Она совершается ради какого-либо воз­награждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например заработка, гонорара, повышения в должности.


Поведение не содержит цель как главный, определяю­щий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок чест­ного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель проде­монстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Поступок, как правило, ориен­тирован сразу на две цели — на соответствие своим нравствен­ным принципам и на положительную реакцию других людей, оценивающих поступок извне. Спасти утопающего, рискуя жизнью, это поступок, ориентированный на обе цели. Пойти против общего мнения, отстаивая собственную точку зрения, это поступок, ориентированный только на первую цель.

В коллективе или в малой группе, состоящей из людей знакомых и постоянно взаимодействующих, поведение су­щественно отличается от того поведения в толпе, где все не­знакомы. Отличие базируется на соблюдении правил: веди себя с другими так, как хотел бы, чтобы они себя вели с то­бой. Прохожему можно нагрубить, его больше не встретишь, а товарищу по работе — нет. Среди знакомых люди старают­ся выглядеть так, как они хотели бы выглядеть или такими, какими хотели бы, чтобы другие их видели. Большинство хотят, чтобы их считали великодушными, интеллигентны­ми, предупредительными, учтивыми и требуют того же от других. Они понимают, что если сами такими не будут, то и с других не смогут потребовать того же.

Действия, поступки, движения и акты — строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и по­ведениедве стороны одного явлениячеловеческой ак­тивности.

Поступок возможен только при наличии свободы дейст­вий. Если родители обязывают вас рассказать им всю прав­ду, пусть и неприятную для вас, то это еще не поступок. Поступоклишь те действия, которые вы совершаете добровольно.


 




Свобода выбора необходима человеку на каждом шагу. Да­же для того, чтобы сходить в магазин или выпить чашку чая. Еще больше она необходима в высших сферах человеческой деятельности, прежде всего в творчестве. Ученый, художник, актер не создадут стоящего произведения, если их принуж­дать, указывать, мешать. Когда мы рассматривали всемирную историю как продвижение человечества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу, то гово­рили о возросшем значении в современную эпоху научных знаний, информации, интеллектуального труда, а также досу­га и творчества. Когда ученые именуют постиндустриальное общество обществом досуга, то подчеркивают важную деталь: степень свободы действий сегодня должна быть неизмеримо большей, чем прежде.

Если внимательно проанализировать статистику, то обна­ружится: в современном обществе увеличился объем интел­лектуальных нагрузок и продолжительность жизни людей. Случайной ли является связь двух явлений? Об этом повест­вует помещенный ниже фрагмент.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал