Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поясняющий пример
12 сентября 1994 г. в Кировской области у хлебных магазинов выстроились огромные очереди: люди кинулись закупать хлебобулочные изделия и муку впрок. Причина: акционерное общество, отвечающее за поставки хлеба в область, своевременно не заключило контракт на следующий год, мотивируя это тем, что из областного бюджета не выделены деньги. С критикой недостатков в работе АО выступила местная пресса, проинформировав население о предстоящем дефиците. Реакция людей, наученных горьким опытом времен всеобщего дефицита, не замедлила сказаться. В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей, которое можно назвать социальным поведением как реакцией на ожидаемые трудности в снабжении продуктами, удовлетворяющими важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания. Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям. Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения. Поступок честного человека естествен и потому произволен. Просто иначе он поступить не мог. При этом человек не ставит цель продемонстрировать другим качества честного человека. В этом смысле у поступка нет цели. Поступок, как правило, ориентирован сразу на две цели — на соответствие своим нравственным принципам и на положительную реакцию других людей, оценивающих поступок извне. Спасти утопающего, рискуя жизнью, это поступок, ориентированный на обе цели. Пойти против общего мнения, отстаивая собственную точку зрения, это поступок, ориентированный только на первую цель. В коллективе или в малой группе, состоящей из людей знакомых и постоянно взаимодействующих, поведение существенно отличается от того поведения в толпе, где все незнакомы. Отличие базируется на соблюдении правил: веди себя с другими так, как хотел бы, чтобы они себя вели с тобой. Прохожему можно нагрубить, его больше не встретишь, а товарищу по работе — нет. Среди знакомых люди стараются выглядеть так, как они хотели бы выглядеть или такими, какими хотели бы, чтобы другие их видели. Большинство хотят, чтобы их считали великодушными, интеллигентными, предупредительными, учтивыми и требуют того же от других. Они понимают, что если сами такими не будут, то и с других не смогут потребовать того же. Действия, поступки, движения и акты — строительные кирпичики поведения и деятельности. Деятельность и поведение — две стороны одного явления — человеческой активности. Поступок возможен только при наличии свободы действий. Если родители обязывают вас рассказать им всю правду, пусть и неприятную для вас, то это еще не поступок. Поступок — лишь те действия, которые вы совершаете добровольно.
Свобода выбора необходима человеку на каждом шагу. Даже для того, чтобы сходить в магазин или выпить чашку чая. Еще больше она необходима в высших сферах человеческой деятельности, прежде всего в творчестве. Ученый, художник, актер не создадут стоящего произведения, если их принуждать, указывать, мешать. Когда мы рассматривали всемирную историю как продвижение человечества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу, то говорили о возросшем значении в современную эпоху научных знаний, информации, интеллектуального труда, а также досуга и творчества. Когда ученые именуют постиндустриальное общество обществом досуга, то подчеркивают важную деталь: степень свободы действий сегодня должна быть неизмеримо большей, чем прежде. Если внимательно проанализировать статистику, то обнаружится: в современном обществе увеличился объем интеллектуальных нагрузок и продолжительность жизни людей. Случайной ли является связь двух явлений? Об этом повествует помещенный ниже фрагмент.
|