![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление крупными и малыми инновационными фирмами
Крупные фирмы, желая удержать уже приобретенные позиции рынке и в производстве, в большей степени опасаются за свои завоевания, а потому идут по пути незначительных модификаций и улучшения старой продукции, а не создания новой. Для них нововведения означают лишь увеличение прибыли или расширение рынков, для мелких же фирм введение новшеств в прямом смысле связано с их существованием. Поэтому неудивительно, что крупные корпорации не стремятся применять технологические или технические новшества, в корне меняющие процесс производства, пока не убедятся в их действительной эффективности или пока конкуренты не начнут применять данное нововведение. Большинство выдающихся изобретений XX в. увидели свет благодаря небольшим компаниям и лишь по прошествии известного времени стали производиться крупными корпорациями. И это неудивительно. По данным американских ученных, 70—80% всех исследований и разработок «умирают» уже на первой стадии — проработке идей, затем процент «смертности» снижается, а оставшиеся идеи приобретают более или менее коммерческую ценность и практическую осуществимость. Около 80 новых продуктов, поступающих на рынок, вообще не имеют успеха и снимаются с производства. И крупные, и мелкие фирмы, связанные с научными исследованиями и разработками, заинтересованы в сотрудничестве друг с другом. Для крупных корпораций — это возможность быстрого и относительно дешевого получения результатов, требующих лишь минимальной доработки, и снижения степени риска для проведения аналогичных НИОКР собственными силами. Для небольших предприятий — это решение многих проблем, связанных с завершением работ и выходом а рынок, поскольку крупные фирмы в данном случае выступают как организаторы и источники финансирования. Существует несколько форм кооперации малого и крупного бизнеса: - работа по заказам крупных фирм; - создание мелких новаторских фирм самим крупным бизнесом; - включение мелких исследовательских фирм в комплекс крупных корпораций; - рисковое финансирование. Мелкие внедренческие фирмы являются как бы связующим ном между фундаментальными и прикладными исследованиями. Поэтому такие фирмы часто основываются учеными, работает И в университетах или крупных лабораториях, а также инженерами работавшими в крупных фирмах и желающими самостоятельно воплотить свои идеи в жизнь. Руководители крупных компаний и университетов, как правильно, не препятствуют образованию мелких самостоятельных внедренческих фирм, более того, предлагают свою техническую и финансовую помощь. А университеты часто оставляют место для своих профессоров в случае неудачи проекта. Многие западные ученые выступают за сотрудничество крупных и малых фирм, подчеркивая, что это сотрудничество наиболее четко проявляется в отраслях высокой технологии и сфере НИОКР, где такие связи не только очевидны, но и юридически оформлены. Более того, уже выделяются типы исследований, которые доступны небольшим предприятиям и в которых последние имеют определенные преимущества перед крупными корпорациями. Важная проблема развития научно-технического прогресса в странах с развитой рыночной экономикой состоит в выявлении взаимосвязи между размерами фирм и эффективностью инновационной деятельности. Зарубежные экономисты отмечают следующие преимущества фирмы в освоении инновации. Зачастую заметные открытия, а также создание опытного образца на базе этого открытия требуют колоссальных усилий многочисленных коллективов и крупной материально-технической базы для проведения исследований, разработки производства и внедрения новой продукции. Издержки на основание инноваций неуклонно растут, и часто первоначальная стоимость инновационного проекта возрастает многократно, поэтому лишь обладающие финансовой мощью фирмы могут довести разработку крупных инноваций до конца. Концентрация огромных усилий особо важна, когда несколько идей должны быть соединены в одно жизнеспособное нововведение или когда освоение новой продукции требует значительных средств для создания прогрессивной технологии, которая делает нововведение эффективным. Следующей особенностью и преимуществом научных исследований в крупных фирмах являются многоцелевые исследования. Научные подразделения в таких фирмах имеют возможность единить ученых по многим отраслям знаний, а также вести параллельную разработку нескольких нововведений, что дает возможность выбрать из ряда законченных наиболее удачные и своевременные для выхода на рынок. Концентрация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в крупных фирмах приводит к ослаблению зависимости подразделений фирмы от успеха и неудачи отдельного нововведения. Исследования, проводившиеся на базе 120 американских корпораций, показали, что 50%, а чаще более чем 60% всех опытно-конструкторских разработок никогда не превращаются в коммерчески используемую новую продукцию. Кроме того, даже когда проект воплотится в нововведение, это не означает, что оно будет прибыльным. По результатам опроса 50 американских фирм было выявлено, что 50% их расходов на НИОКР приходится на нововведения, которые оказались коммерчески неудачными, а 30% нововведений, получивших признание на рынке, перестали быть прибыльными по истечении непродолжительного времени. По оценкам американских экономистов, возможность успеха нововведения на рынке после появления не превышает 74%. Поэтому крупные нововведения, которые требуют больших затрат, может себе позволить лишь фирма, обладающая достаточными финансовыми средствами. Тем не менее несмотря на высокую концентрацию промышленных НИОКР в этой сфере, как это ни выглядит парадоксальным, крайне велика роль малого предпринимательства. Эффективность средней и малой фирмы, занимающейся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, чаще бывает намного выше, чем у крупной организации, при освоении того или иного нововведения, которое не требует крупных средств и больших коллективов, когда небольшая группа специалистов может его провести без использования сложного и дорогостоящего исследовательского оборудования. Успех малого предпринимательства можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы могут конкурировать с крупными концернами даже с небольшими ресурсами, работая в определенном направлении. Они занимаются разработкой и освоением инновации в тех областях, которые кажутся крупных фирм или неперспективными, или слишком рискованными. Малые фирмы охотно берутся за освоение оригинальных нововведений. Например, компания «Тандем компьютере» первой освоила и вышла на рынок с компьютерами с двойным процессов хотя исследованиями этой проблемы занимались ИБМ в области создания компьютерной техники в течение нескольких лет. Удельные затраты на НИОКР у малых высокотехнологичных фирм нередко в несколько раз могут превышать аналогичный показатель крупных фирм, что содействует их более быстрому и эффективному появлению на рынке инноваций. Изобретательским группам в малых фирмах приходится работать в областях, где исследователи не являются профессионалами, так как небольшая фирма не может держать специалистов по многим отраслям знаний, а это порой способствует появлению новых оригинальных идей и нового подхода к решению проблем, слишком привычных для специалистов. Малые фирмы, как правило, стремятся любыми средствами выйти на рынок и завоевать определенное положение. Иногда крупные фирмы не осваивают изобретения, разработанные в собственных научных подразделениях, из-за риска получения недостаточно высокой нормы прибыли, которая может не покрыть потери. Бывший президент «Бэлл лабораториз» г-н Боде писал по этому поводу, что «существование монополий существенно затормаживает темп освоения нововведений. Это может быть обусловлено желанием монополиста защитить свои вложения в то, что он уже имеет, или же просто отсутствием стимула конкуренции». Большое число крупных фирм концентрирует усилия на другой форме использования научно-технического потенциала — приобретение акций и поглощение малых фирм, освоивших выпуск какого-либо нового продукта или технологии и уже доказавших их дееспособность на рынке. Часто таким образом крупные фирмы решают вопрос о переходе на более прогрессивную технологию производства или выходе на другой рынок. В этих случаях крупные фирмы напрямую привлекают результаты деятельности других фирм. Речь идет о широком применении внутреннего венчура, т.е. предоставлении широкой автономии научным группам или подразделениям. Образование таких венчурных групп дает возможность использовать преимущества внедрения НИОКР в небольших научных организациях при одновременном использовании мощного научно-технического потенциала крупной фирмы. Одновременно с внутренним венчуром в США широко разевался при поддержке крупных фирм и самостоятельно венчур, развернутая система малых фирм успешно выполняющая функ11 как по поискам и внедрению изобретения, так и самостоятельно разработке новой продукции и техники. Без участия подобного предпринимательства научно-технический прогресс по сути развивался бы на «суженной» основе, поскольку крупные фирмы предпочитают обходить многие изобретения и нововведения, связанные с повышенным риском. 28. Управление реструктуризацией предприятия: основные подходы
|