Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Механизм государства: понятие, структура. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Механизм (аппарат) государства - это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет возложенные на него задачи и функции. Структура: Структурными элементами механизма государства являются гос. аппарат под которым понимается система гос. органов, наделенных властными полномочиями для осуществления гос. власти, а также гос. учреждения, предприятия и гос. служащие. 1) государственные органы, обладают государственно-властными полномочиями; 2) государственные организации - осуществляют охранительную деятельность данного государства; 3) государственные учреждения - властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.); 4) государственные предприятия - не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли; 5) государственные служащие (чиновники), специально занимающиеся управлением 6) организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. 17. Принципы организации и деятельности государственного аппарата — это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государственного управления. 1. общие принципы — относятся к государственному механизму в целом: 1.1. принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закреплены в Конституции РФ: а) народовластие — подразумевает под собой демократическую организацию государства и республиканскую форму правления, при которых многонациональный народ является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти; б) гуманизм — в соответствии с Конституцией РФ Российское государство является социальным государством, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека, гражданина и общества в целом; в) разделение властей — в соответствии с данным принципом государственная власть в Российском государстве осуществляется на основе разделения властей на законодательную (представительную), исполнительную и судебную. Этот принцип подразумевает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, их независимость друг от друга; г) федерализм — в соответствии с Конституцией РФ Российское государство является федеративным государством и состоит из равноправных во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти субъектов. Федерализм предполагает разграничение предметов ведения гос. власти на предметы исключительного ведения РФ и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; д) законность —подразумевает обязанность всех без исключения гос. органов, их должностных лиц, органов МСУ, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и иное законодательство. Законность означает верховенство закона и прав, свобод человека и гражданина на территории Российского государства; 1.2. Принципы, которые закреплены в ФКЗ и ФЗ. Данные принципы конкретизируют принципы организации и деятельности государственного аппарата, закрепленные в Конституции РФ: а) верховенство Конституции РФ и ФЗ-ов над иными НПА и должностными инструкциями. Принцип предполагает приоритетное значение конституционных норм при исполнении гос. служащими своих обязанностей и обеспечении их прав; б) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие при осуществлении гос. власти — подразумевает обязанность гос. служащих признавать, соблюдать, гарантировать и защищать права и свободы человека и гражданина; в) равный доступ граждан к гос. службе в соответствии с имеющимися знаниями, способностями и профессиональной подготовкой; г) обязательность для гос. служащих решений, которые приняты вышестоящими гос. органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российского государства; д) профессионализм и компетентность; е) гласность в осуществлении гос. службы - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует " прозрачность" процесса функционирования чиновников; ж) ответственность гос. служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; з) внепартийность государственной службы; и) отделение религиозных объединений от государственных; к) сочетание в государственной службе единоначалия и коллегиальности - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;; л) экономичность государственной службы (рентабельность). 2. Частные принципы — распространяются лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или на их группы. (принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон – предусмотрен Конституцией, принцип организации и деятельности прокуратуры РФ – предусмотрен ФЗ «О прокуратуре РФ» (т.е. органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами, независимо от федеральных органов гос. власти, органов власти субъектов РФ, органов МСУ, общественных объединений.) Частные принципы вытекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.
|