Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный орган: понятие, признаки, виды.
Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки: 1) самостоятельный элемент механизма государства, выступает неотъемлемой частью единого государственного организма; 2) действует от имени государства и по его поручению; 3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов); на государственные органы не распространяется правовой принцип " разрешено все, что не запрещено законом"; 4) свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы; 5) соответствующая компетенция (круг ведения); 6) три способа осуществления компетенции: принятие нормативных актов (предписаний общего характера); принятие правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); конкретно-организационная деятельность; 7) состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей; 8) необходимая материальная база (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы) – т.е финансируется из федерального бюджета; 9) определенный правовой статус, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание; 10) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица; 11) действует на определенной территории. - Виды: 1. по порядку образования: а) избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) б) формируемые другими гос. органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.); 2. по форме реализации государственной деятельности – а) законодательные (представительные) - (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества, б) исполнительно-распорядительные - (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов, в) судебные - (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, г) контрольно-надзорные органы -(прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины; 3. по принципу разделения властей: а) законодательные - формируют законодательство государства (парламент); б) исполнительные - создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства); в) судебные – осуществляют правосудие (все виды судов); 4. по иерархии: центральные, республиканские и местные; 5. по характеру подчиненности: а) органы исключительно " вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) б) органы " двойного", или " вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, государственные банки и т.д.); 6. по срокам полномочий: постоянные (прокуратура, милиция, суд), и временные (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения); 7. по порядку осуществления компетенции: а) коллегиальные решения принимаются большинством голосов (Гос. дума, правительство); б) единоначальные: решения принимаются руководителем органа (Президент, прокурор,).; 8. по правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные и правоохранительные; 9. по характеру компетенции: органы общей компетенции могут принимать любые решения по любым вопросам (правительство) и органы специальной компетенции могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центральная избирательная комиссия - только по вопросам организации и проведения выборов. Прокуратура - по вопросам надзора).
|