Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правотворчество: понятие, признаки, принципы, виды
Правотворчество – это деятельность управомоченных органов по созданию юридических норм путем разработки, переработки, изданию определенных нормативных актов. Понимается в 2х аспектах: в узком смысле подразумевается сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широком-весь процесс от замысла до практической реализации. Черты правотворчества: 1.Оно представляет собой деятельность активную, творческую. 2.В результате правотворчества устанавливаются, изменяются, отменяются нормы права, и они облекаются в определенную форму. 3.Оно является важнейшим средством управления обществом. 4.Осуществляется только уполномоченными субъектами в пределах их компетенции. 5.Осуществляется в строго установленном порядке. 6.Уровень и культура правотворчества, а значит, и качество норм права является показателем правовой культуры общества. Структура правотворческого процесса складывается из двух частей: -организационные вопросы правотворчества не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта, его обсуждение и т.д.) -опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта. Эти части неразрывно связаны и выступают целостной процедурой по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового акта. В процессе правотворчества выделяют 2 основные стадии: -1ая связана с предварительным формированием гос.воли при составлении проекта нормативного акта, носит подготовительный характер и не порождает правовых последствий: -законодательная инициатива со стороны строго определенных Конституцией субъектов права; -решение компетентного органа о необходимости издания акта; -подготовка концепции и проекта нормативного акта; -обсуждение проекта нормативного акта в комиссиях, комитетах, палатах, на сессиях законодательного органа; -2ая официальное закрепление гос.воли в нормах права путем превращения проекта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер. -принятие нормативного акта в определенном порядке (например, путем голосования); -опубликование нормативного акта. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах: 1.Демократизм и гласность правотворчества. Связан с процедурой разработки и принятия нормативного акта посредством привлечения граждан, трудовых коллективов, всенародного обсуждения законопроектов. Референдум – высшая форма проявления демократизма. 2.Профессионализм правотворчества. Связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия гос.решений. Привлекаются компетентные специалисты (юристы, политологи, социологи) 3.Законность правотворчества. В основу этого принципа положено правило, по которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию, и опубликованию НПА должна осуществляться в рамках закона и прежде всего Конституции. 4.Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Законопроект готовится при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, целесообразности и т.д. Для этого используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Правоприменительная практика выявляет все недостатки и просчеты законодателя, позволяет корректировать работу с учетом выявленных практикой ошибок. 5.Принцип гласности включает в себя открытость правотворческого процесса, его освещение правотворческой деятельности в средствах массовой информации; публикация проектов наиболее значимых НПА с их последующим обсуждением в СМИ. 6.Принцип своевременности: правильное определение времени подготовки и принятия НПА с учетом зрелости общественных отношений для их правового регулирования. 7.Принцип исполнимости: учет финансовых, кадровых, организационных и иных условий, необходимых для реализации норм права. 8.Принцип планирования: четкое распределение во времени правотворческой деятельности. С учетом субъектного состава органов можно выделить 3 вида правотворческой деятельности: 1.Правотворчество гос.органов (общефедеральные, субъектов РФ). Деятельность всех органов власти и управления, в результате которых формируется система законодательства. Юр.сила принятого акта соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. 2.Санкционированное правотворчество. Разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств и т.д.) и некоторых негосударственных учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные акты. 3.Референдум (народное правотворчество). Проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.
|