Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды
НПА–это официальный письменный документ, создаваемый в результате нормотворческой деятельности органов государственной власти и управления или всенародным волеизъявлением (референдумом), в котором содержатся нормы права. Признаки: 1)Письменная форма – всегда!!! 2)Содержание НПА составляют нормы права, т.е. правила поведения общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных юридических актов, которые не являются источниками права. 3)Всегда исходят от государства – от государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать номы права, изменять и дополнять их. 4)Принимаются в особом процедурном порядке (правотворческий процесс). В РФ законы принимаются Федеральным собранием РФ в порядке установленной процедуры. 5)Иерархичность системы НПА: конституция, ФКЗ, ФЗ, иные НПА. Все НПА подразделяются на законы и подзаконные НПА. Высшей юр.силой обладают законы государства по отношению к подзаконным НПА. В законах содержатся основополагающие принципы, базовые положения по основным вопросам регулирования государственно-правовой жизни. А подзаконный НПА-это акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему. 6)Имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. НПА вступает в силу с момента его опубликования, если иное не оговорено в самом нормативном акте, а утрачивает юр.силу с момента отмены данного акта и принятия нового. Пространственное действие НПА связывается с их распространением на территории государства. Территориальные пределы действия НПА проявляются в юрисдикции государства. Субъектные пределы действия НПА означают распространение нормативных требований на тех участников правоотношений, кому они адресованы. Виды: I. По юридической силе 1)законы – принимаются только законодательным представительным органом или непосредственно народом. Обладают высшей юридической силой. Делятся на: -федеральные (*Конституции - основные законы государств *федеральные конституционные законы (ФКЗ) - детализируют положения конституции (ФКЗ «О судебной системе РФ»); *ФЗ, в т.ч. кодексы и модельные законы) -региональные (*основные законы - конституции в республиках и уставы в иных субъектах России; *текущие законы (закон «Об административной ответственности в Кировской области»). В унитарном государстве законы принимаются только на общегосударственном уровне). Кодексыявляются основными источниками в определенной отрасли права, которым не могут противоречить другие законы - источники данной отрасли. Модельные законы носят рекомендательный характер, принимаются чаще на федеральном уровне как образцы для принятия подобных законов субъектами федерации. 2)подзаконные акты – принимаются во исполнение и для детализации положений закона. Должны соответствовать законам (или не противоречить): -Указы и распоряжения Президента РФ, -Постановления и распоряжения Правительства РФ, -нормативные приказы и инструкции министерств, гос.комитетов и иных федеральных ведомств, -НПА, принимаемые компетентными органами субъектов РФ. II. По объему и характеру действия НПА подразделяются на: -акты общего действия. Распространяются на всю территорию государства; -акты ограниченного действия. Распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; -акты исключительного действия. Реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций, военных действий, стихийных бедствий). III. По субъектам нормотворческой деятельности НПА можно подразделить на -акты законодательной власти (законы); -акты исполнительной власти (подзаконные акты); -акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера). НПА отличаются от иных правовых актов тем, что содержат нормы права.
|