![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение системы права и системы законодательства.
Система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему НПА. Внутренняя и внешняя форма права неразрывно связаны между собой, не существуют друг без друга. 1. Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает статья НПА, которая может не содержать три структурных элемента нормы права. Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. -отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам; -отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР); -отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). -комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права (хозяйственное законодательство). 2. Система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, т.к. включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.). 3. В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы гос.жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. 4. Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Система права имеет только горизонтальное строение (отраслевое). Система законодательства строится в соответствии с юр.силой НПА, компетенцией издающего их органа (вертикальное строение). 5. Система права носит объективный характер и зависит от реально существующих общественных отношений. Система законодательства подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. 6. Система права имеет первичный характер. Выступает объективной основой для различных форм правоустановительной деятельности и систематизации результатов этой деятельности, а также базой для упорядочения законодательства. Система законодательства носит производный характер. Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства – важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.
|