![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 27. Беседа
Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманные вопросы. Сама беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. С помощью беседы можно собрать достаточное количество фактов, касающихся убеждений, стремлений, отношений к окружающей действительности и происходящим событиям, условий жизнедеятельности исследуемого лица, класса, группы, коллектива. Беседа проходит в форме личного общения по специально составленной программе. Применение: - при изучении личности ребёнка, его прошлой жизни, домашней обстановке. - при первоначальном знакомстве в начале исследования - при использовании других методов для уточнения данных
Виды: -стандартазированные (заранее продуманные одинаковые вопросы) -нестандартизированные (вопросы задаются в свободной форме) Разновидности вопросов: прямые, косвенные (истинные вопросы замаскированы), проективные (а как ты считаешь), по степени внушающего действия (очень внушающие, внушающие, менее внушающие, определительные) Избегать при формулировки вопросов в лоб, вопросы с малораспространёнными словами словами с двойным значением, формулировок с шаблонным ответом, слова с отрицательным отношением, не затрагивать интимные стороны личности. Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий. Поскольку в беседе помимо выявления опыта и точек зрения возможны обсуждения, споры, элементы дискуссий, постольку ее проведение требует располагающего к открытости контакта исследователя с испытуемым, раскрепощенности эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания. Исследователь должен стремиться, чтобы во время беседы поддерживать доброжелательные отношения, предупреждать возникновение психологической отчужденности и барьеров общения. Целесообразнее беседу начинать с тем, интересных собеседнику, а затем перейти к темам, представляющим исследовательский интерес. Это еще раз подтверждает важность предварительной серьезной подготовки исследователя к предстоящей беседе. Беседа, разумеется, предполагает непосредственный контакт с испытуемым, что позволяет при необходимости быстро реагировать и вносить изменения в намеченный ход беседы в зависимости от получаемых ответов на вопросы и высказываемых собеседником суждений. Для того чтобы побудить собеседника к высказыванию суждений по интересующим исследователя вопросам, более эффективным является не формулирование прямого вопроса, а завязывание разговора косвенным путем с использованием, например, описания соответствующего события в прессе, литературе. Обычно процесс беседы не сопровождается протоколированием, протокол составляют после беседы. При осмыслении данных беседы учитываются все сведения, полученные другими методами. Беседа может планироваться с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные ранее с помощью других методов. Условия успешности: 1 – подготовительность беседы. 2 – искренность даваемых ответов. Требования: 1-подготовка к беседе 2-вступление в контакт 3-создание атмосферы доверия 4-необходимо следить за особенностями речевого поведения (оговорки, неточности, пауза, уход от ответа), за эиоц. Реакциями, механизмами защиты, одобрение ответов – это снятие страхов. 5-неоходимо продумать альтернативные вопросы для контроля объективности ответов 6-анализ беседы (получилась ли беседа, почему; какие использовались приёмы, особенности поведения ребёнка, наиболее активные вопросы и ответы, какие вопросы достигли цели почему, характер окончания беседы, её эффективность, какие задачи решены в результате беседы)
|