Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 27. Беседа






Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уро­вень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предва­рительно продуманные вопросы. Сама беседа отличается сравни­тельно свободным построением плана, взаимным обменом мнени­ями, оценками, предложениями и предположениями. С помощью беседы можно собрать достаточное количество фактов, касающих­ся убеждений, стремлений, отношений к окружающей действи­тельности и происходящим событиям, условий жизнедеятельности исследуемого лица, класса, группы, коллектива. Беседа проходит в форме личного общения по специально составленной программе.

Применение:

- при изучении личности ребёнка, его прошлой жизни, домашней обстановке.

- при первоначальном знакомстве в начале исследования

- при использовании других методов для уточнения данных

 

Виды:

-стандартазированные (заранее продуманные одинаковые вопросы)

-нестандартизированные (вопросы задаются в свободной форме)

Разновидности вопросов: прямые, косвенные (истинные вопросы замаскированы), проективные (а как ты считаешь), по степени внушающего действия (очень внушающие, внушающие, менее внушающие, определительные)

Избегать при формулировки вопросов в лоб, вопросы с малораспространёнными словами словами с двойным значением, формулировок с шаблонным ответом, слова с отрицательным отношением, не затрагивать интимные стороны личности.

Успешность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий.

Поскольку в беседе помимо выявления опыта и точек зрения возможны обсуждения, споры, элементы дискуссий, постольку ее проведение требует располагающего к открытости контакта исследователя с испытуемым, раскрепощенности эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания.

Исследователь должен стремиться, чтобы во время беседы под­держивать доброжелательные отношения, предупреждать возник­новение психологической отчужденности и барьеров общения. Целесообразнее беседу начинать с тем, интересных собеседнику, а затем перейти к те­мам, представляющим исследовательский интерес. Это еще раз подтверждает важность предварительной серьезной подготовки исследователя к предстоящей беседе. Беседа, разумеется, предпо­лагает непосредственный контакт с испытуемым, что позволяет при необходимости быстро реагировать и вносить изменения в намеченный ход беседы в зависимости от получаемых ответов на вопросы и высказываемых собеседником суждений. Для того что­бы побудить собеседника к высказыванию суждений по интересующим исследователя вопросам, более эффективным является не формулирование прямого вопроса, а завязывание разговора кос­венным путем с использованием, например, описания соответ­ствующего события в прессе, литературе.

Обычно процесс беседы не сопровождается протоколирова­нием, протокол составляют после беседы. При осмыслении дан­ных беседы учитываются все сведения, полученные другими ме­тодами. Беседа может планироваться с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные ранее с помощью других ме­тодов.

Условия успешности: 1 – подготовительность беседы. 2 – искренность даваемых ответов.

Требования:

1-подготовка к беседе

2-вступление в контакт

3-создание атмосферы доверия

4-необходимо следить за особенностями речевого поведения (оговорки, неточности, пауза, уход от ответа), за эиоц. Реакциями, механизмами защиты, одобрение ответов – это снятие страхов.

5-неоходимо продумать альтернативные вопросы для контроля объективности ответов

6-анализ беседы (получилась ли беседа, почему; какие использовались приёмы, особенности поведения ребёнка, наиболее активные вопросы и ответы, какие вопросы достигли цели почему, характер окончания беседы, её эффективность, какие задачи решены в результате беседы)

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал