Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 25. Эксперимент
Как и наблюдение, эксперимент считается основным исследовательским методом. Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать. Значит, эксперимент — это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления. Изложенное обусловливает отличие эксперимента от наблюдения и ряда других методов, не позволяющих активно создавать исследовательские ситуации и изменять их. Эксперимент 1. Исследователь сам создает условия, которые вызывают возникновение изучаемого явления, ситуации или психических процессов, неожидая их возникновения в ходе естественной жизнедеятельности человека. 2. Исследователь сам может целенаправленно изменять условия возникновения и протекания события или психических процессов и наблюдать за происходящими явления ми. 3. Исследователь может варьировать условия протекания и проявления явления, исключать и добавлять их с тем, чтобы выявить причинно-следственные, функциональные и иные связи между условиями существования события или протекания психических процессов. 4. Исследователь учитывает условия протекания изучаемого процесса или события, выявляет их количественные характеристики. 5. Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и проявлений психических процессов в созданных условиях и обстоятельствах. 6. Исследователь в ходе эксперимента может воспроизвести явление,
Требования: 1. Положительное ответственное отношение испытуемых к эксперименту 2. Равенство мотивов и условий участия в опыте всех испытуемых 3. чёткая инструкция 4. необходимый учёт субъективных факторов 5. указывать достоверное число испытуемых и число опытов 6. учитывать разработанность теоретич представлений о параметрах явлений 7. чётко спланирован 8. учитывать факторы реального обучения, которые влияют на возникновение изучаемых явлений
Достоинства: 1. возможность создания условий для изучения явления 2. можно строго учитывать ответные реакции испытуемого 3. можно повторить 4. возможна математич обработка
Недостатки: 1. искажение естественного хода психич процессов 2. знание человеком того, что над ним экспериментируют
|