![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 21. Герменевтические методы
Известна двойственная природа педагогики. Она является и наукой, и искусством. При этом в ней очень значительную, если не ведущую роль играют категории, неподвластные науке, не поддающиеся полному логическому анализу. Это такие категории, как ценности, идеалы, вера, духовность, добро, истина, красота и в значительной мере творчество. Эти категории отражают качества, играющие решающую роль в становлении человека, в его личностно-индивидуальном развитии, в становлении его как гармонической, свободной и творческой личности. В структуре личности педагога наряду с педагогической логикой и педагогическим сознанием огромную роль играют вера в возможности воспитанника, одухотворенность педагогической сверхзадачей — развития и становления личности ученика, педагогическая интуиция, способность к импровизации, педагогический артистизм. Педагогическое исследование не может пройти мимо диагностики этих качеств и поиска способов их развития. Возникает необходимость обратиться (точнее даже — вернуться) к герменевтическим средствам изучения (герменевтика — от греч. Hermenetikos — разъясняющий, истолковывающий), которые зародились еще в Древней Греции и развивались как искусство толковать непонятное, объяснять смысл чужого языка или знака, как учение о понимании'. Этот сугубо индивидуальный творческий процесс характеризуется невольным отходом от устоявшихся правил и предписаний, научно-категориальных схем и обращением к эмоционально-образным трактовкам предмета исследования, характерным для обыденных педагогических представлений, этнопедагогики, художественной литературы и поэзии (А. Ф. Закирова). Пожалуй, особую роль играют герменевтические подходы и методы при изучении таких сложных и глубоко личностных явлений, как развитие интуиции, творчества, педагогического артистизма.
Данные методы применяются в этнопедагогике, психологии, литературе, философии, социологии через: -средства обыденного языка, хедож. Образные средства, играющие эврестические функции.
Разновидности: 1. Графологический – изучение почерка 2. Психоаналитическая интерпретация (описки, оговорки, сны) 3. Биографический (анализ биографии) 4. Физиогноместический (изучение характера по чертам лица, по мимике) 5. Анализ продуктов деятельности
Достоинства: -Познание уникальных целостных обладающих разумом объектов -Множественность истины (согласование точек зрения нескольких учёных)
Недостатки: -Не удовлетворяет требованиям инвариантности по отношению к субъекту исследования деятельности -качество интерпретации опирается культурным уровнем общества, к которому относится исследователь -зависит от концепции, кот исследователь придерживается.
|