Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 21. Герменевтические методы






Известна двойственная природа педагогики. Она является и наукой, и искусством. При этом в ней очень значительную, если не ведущую роль играют категории, неподвластные науке, не под­дающиеся полному логическому анализу. Это такие категории, как ценности, идеалы, вера, духовность, добро, истина, красота и в значительной мере творчество.

Эти категории отражают качества, играющие решающую роль в становлении человека, в его личностно-индивидуальном разви­тии, в становлении его как гармонической, свободной и творче­ской личности.

В структуре личности педагога наряду с педагогической логи­кой и педагогическим сознанием огромную роль играют вера в возможности воспитанника, одухотворенность педагогической сверхзадачей — развития и становления личности ученика, педа­гогическая интуиция, способность к импровизации, педагогиче­ский артистизм.

Педагогическое исследование не может пройти мимо диагнос­тики этих качеств и поиска способов их развития. Возникает необходимость обратиться (точнее даже — вернуть­ся) к герменевтическим средствам изучения (герменевтика — от греч. Hermenetikos — разъясняющий, истолковывающий), которые зародились еще в Древней Греции и развивались как искусство толковать непонятное, объяснять смысл чужого языка или знака, как учение о понимании'.

Этот сугубо индивидуальный творческий процесс характери­зуется невольным отходом от устоявшихся правил и предписа­ний, научно-категориальных схем и обращением к эмоциональ­но-образным трактовкам предмета исследования, характерным для обыденных педагогических представлений, этнопедагогики, ху­дожественной литературы и поэзии (А. Ф. Закирова).

Пожалуй, особую роль играют герменевтические подходы и ме­тоды при изучении таких сложных и глубоко личностных явлений, как развитие интуиции, творчества, педагогического артистизма.

 

Данные методы применяются в этнопедагогике, психологии, литературе, философии, социологии через: -средства обыденного языка, хедож. Образные средства, играющие эврестические функции.

 

Разновидности:

1. Графологический – изучение почерка

2. Психоаналитическая интерпретация (описки, оговорки, сны)

3. Биографический (анализ биографии)

4. Физиогноместический (изучение характера по чертам лица, по мимике)

5. Анализ продуктов деятельности

 

Достоинства:

-Познание уникальных целостных обладающих разумом объектов

-Множественность истины (согласование точек зрения нескольких учёных)

 

Недостатки:

-Не удовлетворяет требованиям инвариантности по отношению к субъекту исследования деятельности

-качество интерпретации опирается культурным уровнем общества, к которому относится исследователь

-зависит от концепции, кот исследователь придерживается.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал