Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опытная работа
Опытную работу (ОР) нередко отождествляют как с обобщением передового опыта, так и с комплексным педагогическим экспериментом (см. следующий раздел). Она действительно занимает своего рода промежуточное положение между обобщением опыта и экспериментом и тем не менее представляет собой самостоятельный, весьма распространенный и необходимый метод педагогического исследования. С обобщением опыта его роднит включенность в непосредственный процесс обучения и воспитания, живую практику. Однако передовой опыт, как правило, складывается из поисков решений практических, прикладных, а не исследовательских задач. Только с того момента, когда ставится задача анализа и обобщения опыта, а затем его авторского освоения, работа приобретает исследовательский характер. Метод же ОР характеризует изначальная исследовательская установка, наличие поисковой задачи и плана ее реализации. Это роднит ее с экспериментом. Однако в ОР не ставится цели специально выделить отдельные исследуемые факторы из других элементов и связей объекта, строго не фиксируются по выделенным параметрам исходный и достигнутый уровни. Это отличает ОР от эксперимента. Можно сказать, что ОР — это намеренное, -исходящее из исследовательской установки, принятой гипотезы, соответствующей программы, создание передового опыта. Можно определить ОР и как нестрого поставленный психолого-педагогический эксперимент. И то, и другое определение будет верным, хотя и неполным и недостаточно конкретным. Более точно, пожалуй, определить ОР как метод внесения в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитанных на повышение его эффективности, с постоянной проверкой и оценкой результатов. По существу, это специально поставленный опыт, проводящийся на научной основе по заранее разработанной программе или проекту. ОР обеспечивает проверку на практике исследовательских проектов, воплощающих идеи и замыслы преобразования. Исследовательское начало здесь присутствует на всем протяжении работы. О результатах же судят суммарно, по общему социально-педагогическому и психологическому эффекту. ОР может быть вариативной, когда организуется проверка нескольких вариантов решений. Например, сравнивается общественная активность школьников в условиях, когда класс работает без классного руководителя; с руководителем, выбранным классом; с руководителем, назначенным администрацией. О результатах судят по общей эффективности работы, сплоченности коллектива, успешности обучения, активности в труде и общественной жизни. Пытливая мысль исследователя, воплотившись в гипотезу, замысел, а затем в исследовательский проект, при помощи этого метода быстро внедряется в практику, проверяется в опыте школ, внешкольных учреждений, семьи. Такая работа позволяет установить суммарный эффект нововведения, его общую эффективность или неэффективность. Достоверность результатов возрастает по мере расширения объема опытно-поисковой работы. Нередко испытания нововведений (новые учебные планы, формы досуговой профилактики правонарушений, разделение функций учителя и воспитателя, разновозрастные отряды по месту жительства и др.) приобретают массовый характер, чем достигается абстрагирование от определяющего влияния местных условий. На основе положительных результатов опыта можно сделать общий вывод о том, что данный комплекс мер эффективен. М. Н. Скаткин очень точно отметил, что ОР становится самостоятельным методом исследования, когда она: а) поставлена на основе научных положений и в соответствии б) преобразует действительность, создает новые педагогические явления; в) сопровождается глубоким анализом промежуточных и конечных результатов, из нее извлекаются выводы, делаются обобщения1.
|