Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 6. Источники российского трудового права
Как известно, под источниками права понимаются акты соответствующих компетентных органов с нормативным содержанием. Их не следует путать с актами тех же органов, изданными в процессе правоприменительной деятельности. Нормы, регулирующие трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения в сфере применения труда работников, находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов, которые принято именовать источниками трудового права. Главное место среди источников трудового права занимает Конституция РФ. Будучи основным законом, она обладает высшей юридической силой. Все другие законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Она является юридической базой текущего трудового законодательства. В ней закреплены основные трудовые права граждан, отражены принципы трудового права. Конституционные нормы являются непосредственно действующими. Первая большая группа источников трудового права объединена в ч. 1 ст. 5 ТК РФ родовым понятием «трудовое законодательство». В указанную группу входят: 1. Трудовой кодекс РФ (Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ), который вступил в силу с 1 февраля 2002 г. (кроме части первой ст. 133). Он является кодифицированным источником современного российского трудового права и регулирует практически весь комплекс общественных отношений, входящий в предмет указанной отрасли. Кодекс состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. Разделы по содержанию, как правило, соответствуют отдельным институтам трудового права, а главы – подинститутам. ТК РФ отражает экономические реалии, сложившиеся в нашей стране в результате десятилетнего переходного периода к рыночной экономике. 2. К иным федеральным законам, регулирующим отношения в сфере общественной организации труда, в частности, относятся: Законы Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», «О занятости населения в Российской Федерации», “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; Федеральные законы «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др. 3. В соответствии с п. 1 п/п. «к» ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. Статья 6 ТК РФ разграничивает полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Поэтому среди источников трудового права следует различать конституции (уставы), законы субъектов РФ. Вторую группу источников трудового права составляют подзаконные акты, объединенные в ТК РФ родовым понятием «иные нормативные правовые акты». К ним относятся: 1. Указы Президента РФ. 2. Постановления Правительства РФ. 3. Нормативные акты Министерства труда и социального развития РФ. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет единую государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, дает разъяснения по применению нормативных правовых актов в этой сфере. 4. Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права. Эти акты, как правило, распространяются только на работников соответствующих отраслей. 5. Иные (то есть не законодательные) нормативные правовые акты субъектов РФ (глав администраций, руководителей органов по труду, иных органов и их должностных лиц в субъектах РФ). 6. Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права. 7. Локальные нормативные акты. В условиях перехода к рыночной экономике их роль возрастает. Работодатель принимает такие акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников. Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. К локальным источникам можно отнести: нормативные части коллективных договоров, Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о премировании, соглашения по вопросам охраны труда и др. Следует особо отметить положение, содержащееся в п. 4 ст. 15 Конституции РФ и воспроизведенные в ст. 10 ТК РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, они стали самостоятельным источником российского права и будут играть важную роль в регулировании отношений в сфере труда. Большое значение сегодня приобретает использование в правотворческой деятельности норм конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ). Трудовое законодательство в течение многих лет функционировало главным образом как союзное. В ст. 423 ТК сформулировано правило о применении норм бывшего Союза ССР. До приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с ТК РФ законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ. Применяемые на территории РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Это правило обеспечивает определенную преемственность в правовом регулировании трудовых отношений. В правоприменительной практике большое значение имеет действие нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права, во времени, в пространстве и по кругу лиц. Здесь находит отражение единство и дифференциация трудового права.
|