Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое право






Содержание

Тема 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВО......................................................................... 5

§ 1. Что такое право.................................................................................. 5

§ 2. Формы (источники) права. Система законодательства.............. 11

§ 3. Элементы содержания нормативно-правовых актов.

Правовая норма............................................................................... 16

§ 4. Как найти нужный закон?............................................................. 21

Тема 2. ПРАВООТНОШЕНИЯ.................................................................... 29

§ 5. Как возникают правовые отношения........................................... 29

§ 6. Субъекты права. Правоспособность. Дееспособность.

Дееспособность несовершеннолетних.......................................... 36

§ 7. Виды правоотношений: гражданские, административные,

уголовные и др................................................................................ 44

§8. Правонарушения: понятие, виды.................................................. 51

§ 9. Юридическая ответственность..................................................... 59

Тема 3. ПРАВО И ЧЕЛОВЕК....................................................................... 68

§ 10. Права человека............................................................................... 68

§11. Основы правового статуса гражданина Российской Федерации 74

§ 12. Основы правового статуса гражданина Российской

Федерации (продолжение)............................................................. 83

§ 13. Права несовершеннолетних.......................................................... 89

Тема 4. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО............................................................. 96

§ 14. Демократическое правовое государство....................................... 97

§ 15. Международные нормы и принципы в правовой

системе России.............................................................................. 105

§ 16. Конституция — Основной закон государства.......................... 114

§ 17. Основы конституционного строя................................................ 122

§ 18. Как принимаются законы............................................................ 128

§ 19. Органы государственной власти................................................ 137

§ 20. Органы местного самоуправления............................................. 143

§21. Какие органы называют правоохранительными....................... 150

§ 22. Какие органы называют правоохранительными (продолжение) 160


Тема 5. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО..................................................... 172

§ 23. Правовое государство и гражданское общество........................ 173

§24. Общественные объединения........................................................ 179

§ 25. Право избирать и быть избранным............................................ 189

§ 26. Налоги........................................................................................... 198

§ 27. Права и обязанности налогоплательщиков............................... 203

§ 28. Воинская обязанность.................................................................. 207

§ 29. Правовые основы взаимоотношений граждан и

органов государственного управления...................................... 218

§ 30. Административная и дисциплинарная ответственность......... 227

§ 31. Уголовная ответственность......................................................... 233

§ 32. Уголовная ответственность несовершеннолетних.................... 240

§ 33. Назначение наказания................................................................. 249

Тема 6. СЕМЬЯ. РОДИТЕЛИ. ДЕТИ......................................................... 265

§ 34. Понятие брака. Права и обязанности супругов........................ 265

§ 35. Права и обязанности родителей и детей.................................... 274

Тема 1

Что такое право

§1-3

Изучая эти параграфы, мы попытаемся разобраться в следую­щих вопросах:

■ Какие правила поведения регулируют отношения между людь­-
ми, живущими в обществе? Какое место среди них занимают
правила поведения, закрепленные в нормах права? (§ 1)

■ Откуда (из каких источников) мы можем узнать, что нам необ­-
ходимо поступать так, а не иначе? В каких источниках содер­-
жатся нормы права? (§ 2)

■ Из каких элементов состоит норма права? При каких условиях мы должны поступать так, как нас обязывает правовая норма, что мы должны делать и что случится, если мы не будем испол­нять предписания нормы права? (§ 3)

■ Как мы можем найти закон, постановление или иной норматив­ный правовой акт, регулирующий интересующее нас отноше­ние? (§ 4)

Что такое право

Основные понятия: право, социальная норма, правовая норма, нормативно-правовой акт.

«Мам, ну почему у нас везде одни правила? Это нельзя, то нельзя. Вот было бы здорово, если бы каждый мог делать все, что захочет, тогда, когда захочет», — сказала маме Аня.

«А вот ты проведи эксперимент. Через два дня к тебе на день рождения придут друзья, и пусть каждый из вас будет вести себя

■ -■


так, как захочет, а потом мы с тобой об этом поговорим», — ответи­ла ей мама.

Через два дня вечером мать и дочь сидели на кухне и обсуждали, как прошло празднование дня рождения.

«Мам, это какой-то кошмар был! Витька Комаров сразу же на всю громкость музыку включил. Он ведь у нас фанат группы «Мумий-тролль». Разговаривать после этого было невозможно. Коля Петров сел к телевизору и весь вечер смотрел футбольный матч «Спар­так» — «Интер», он заядлый болельщик «Спартака». Ира Иванова пришла со своим вязаньем и весь вечер вязала. Оля Мягкова села читать, но громкая музыка, которую слушал Витька Комаров, очень мешала, и они из-за этого поссорились. А Марина Крупина посмот­рела на все это безобразие и домой ушла. Нет, больше таких экспе­риментов ставить не будем!»

«Вот видишь, а ты говорила, как бы было хорошо, если бы не было никаких правил и каждый всегда мог делать то, что хочет. Понимаешь, доченька, в любом обществе, а ведь твои гости — это тоже общество, общество твоих друзей, обязательно должны действовать какие-то правила поведения, а иначе начинаются хаос, недоразумения и ссо­ры. Вот, например, как у тебя на дне рождения было, — сказала мать дочери. И добавила: — Ты подумай об этом».

Правила поведения действуют и в школе, и в трудовом коллек­тиве, и в семье, и в обществе в целом. Их должны соблюдать все, для кого они предназначены, потому что в любом объединении людей (в семье, классе, обществе) должен быть порядок. Без по­рядка даже отношения между друзьями могут нарушиться.

Правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей, называют нормами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал