Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мозг и ум






 

Возможно, вас интересует, почему мы столь решительно разделяем мозг и ум. Ответ прост и очевиден — они представляют собой совершенно разные сущности. Однако не следует верить на слово — вы должны узнать это для себя сами посредством практики йоги. Современная наука уже начинает проводить такое различие, и ниже мы приводим несколько примеров открытий современной нейронауки, которые это подтверждают.

Неврологические исследования обнаружили, что память хранится в мозгу не так, как в современных цифровых компьютерах, где каждый бит информации находится в отдельной клетке (ячейке). При удалении или выходе из строя половины мозга память не пропадает. Способность человека к вспоминанию ухудшается, но сама память остается неповрежденной. На первый взгляд это может показаться загадочным, но ответ прост, если смотреть на вещи с точки зрения йоги. Память находится в уме, а на более тонкий ум повреждение не оказывает непосредственного влияния, за исключением того факта, что ум не может использовать все возможности инструментария мозга. Поэтому вмешательство в мозг не обязательно воздействует на ум и память.[186]Мозг служит средством, с помощью которого человек выражает воспоминания ума; это более грубый инструмент. Мозг представляет собой переключающий механизм. Наука начинает обнаруживать факты, указывающие на различие между мозгом и умом, но пока ученые еще не пришли к окончательным выводам на этот счет. В настоящее время слова «мозг» и «ум» употребляются почти как синонимы, но скоро неврологические исследования докажут, что ум — это более тонкий инструмент, чем мозг. Один ученый заявил, что исследования мозга могут открыть новый мир. Вероятно, он не осознавал полного смысла своего утверждения и той истины, что новый мир, лежащий за пределами мозга, — это ум.

Нейронаука сделала и много других интересных открытий, которые вызвали замешательство, поскольку они не согласуются с существующими теориями мозга. Например, ученые‑ медики до сих пор не обнаружили анатомический мозговой центр, непосредственно отвечающий за познание и обучение. Исследователи не могут найти никакого объяснения обучению, и это кажется поразительным, поскольку именно способность к обучению составляет одну из отличительных особенностей человека.[187]Один известный невролог сказал:

«Для обучения не существует никакой научной основы... оно не может происходить... и, тем не менее, происходит».

Такова дилемма, к которой подошла современная наука. Ей известно — как и всем нам, — что обучение происходит, но она не может обнаружить какой‑ либо части мозга, непосредственно связанной с обучением.[188]Как такое может быть? С точки зрения йоги, ответ очень прост: процесс обучения происходит в уме, который лежит за пределами мозга. Чтобы обнаружить процесс обучения, неврологам придется начать заниматься медитативными техниками. Тогда они поймут, где находятся центры обучения и памяти.

Исследования мозга приводят неврологов в замешательство. В одном журнале исследователь написал, что «...мозг мыслит о себе, мысля о себе, мыслящем о себе».

Это кажется головоломкой — и оказывается таковой, если пытаться понимать умственные процессы, исследуя только органический мозг. Загадка перестает быть загадкой при рассмотрении функционирования более тонкого инструмента — ума и сознания.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал