Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технические средства воздушного транспорта
Последние десятилетия XX века характеризовались существенным ростом авиационных перевозок во всем мире. В значительной степени это было обусловлено положительными тенденциями в мировой экономике, расширением торговых связей, а также бурным развитием туризма. Однако транспортное обслуживание путешественников на воздушных лайнерах повлекло за собой возникновение ряда проблем, связанных с необходимостью отторжения территорий под строительство и оборудование аэропортов, увеличением выбросов в атмосферу вредных веществ от отработанного топлива, шумовыми загрязнениями окружающей среды. В этой связи вопросы, касающиеся технического обеспечения воздушных перевозок, являются весьма актуальными и предполагают два важных направления в их решении: совершенствование самой авиатехники и необходимость модернизации аэропортов. Наибольшую популярность в пассажирских перевозках получили современные самолеты различной модификации. Главными характеристиками современных авиалайнеров являются показатели надежности, грузоподъемности, пассажиро-вместимости и дальности полета с полной нагрузкой без дозаправки топливом (до 12 тыс. км в последних модификациях). Важнейшими показателями являются также минимальная длина и наличие специальных характеристик взлетно-посадочной полосы (далее ВПП) для посадки. В современном мире существует несколько крупных авиастроительных предприятий, которые производят гражданские самолеты для авиаперевозок: американская компания «Boeing», европейский консорциум «Airbus Industry» и англо-французский консорциум «British Aerospace-Sud-Аvia». Компания «Boeing» носит имя основателя известной всему миру фирмы лесопромышленника Уильямса Боинга, который в 1916г. построил первую модель самолета, предназначенную для перевозки почты. В настоящее время фирма выпускает пассажирские лайнеры различных модификаций и моделей: В-737, В-747, В-757, В-767, В-777. Все машины семейства «Boeing» отличаются высокой надежностью, комфортными условиями для пассажиров, соответствуют экологическим требованиям. Последняя разработка самолетов семейства «Boeing», – В-777 признан самым безопасным и технически оснащенным авиалайнером в мире, – практически весь полет может выполняться в автоматическом режиме. В России эксплуатируются модели В-737, В-767 и В-777. В ближайшем будущем компания «Boeing» планирует продолжить усовершенствование хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации моделей В-747, В-767 и В-777. Самолетостроительный консорциум «Airbus Industry» был создан в июле 1967г. содружеством европейских фирм при поддержке правительств Франции, Англии, Германии и Испании, стремившихся положить конец монополии США на авиа-рынке. Первый самолет компании А-300В поднялся в воздух в октябре 1972г. Воздушные лайнеры европейского консорциума имеют высокую экономичность, низкие показатели по расходу топлива и уровню выбросов в атмосферу, могут быть эффективно использованы при перевозке грузов. Последней разработкой компании «Airbus Industry» является «небесный гигант» Аэробус-380 (А-380). Чтобы спроектировать этот самолет, потребовалось 10млрд. долларов и более 10 лет беспрерывного и напряженного труда. Стоимость одного авиалайнера составляет около 300 млн. долларов. Необходимость создания такого гигантского авиалайнера объясняется постоянно растущим спросом на авиаперевозки. Согласно мировой статистике, спрос на авиаперевозки удваивается каждые 15 лет: когда деятельность аэропортов становится все более оживленной, а плотность воздушного движения растет, появляется необходимость в более крупных самолетах. Самолет А-380 рассчитан на 600 пассажирских мест, оснащен четырьмя уникальными двигателями, управление – полностью цифровое. На борту нового самолета созданы небольшие офисы, деловые центры, спальные отсеки, места для развлечений, спортивные и игровые залы, которые размещены под полом главной палубы, душевые кабины, магазины и бары. Для членов экипажа есть необходимые места для отдыха, в том числе и спальные, а также современные оборудованные кухонные блоки. Преимущество лайнера А-380 заключается также в том, что для салонов самолета возможны более просторные компоновки без уменьшения количества располагаемых кресел. Это особенно важно для поддержания высокой конкурентоспособности авиакомпаний в обслуживании пассажиров первого и бизнес-классов, поскольку данный фактор в последние годы оказывал сдерживающее воздействие на пассажиро-вместимость. Самолет A-380 устанавливает новые стандарты в сфере пассажирских перевозок. Будучи самым большим, просторным пассажирским авиалайнером в мире, он является самым экономичным, расходуя менее трех литров топлива на перевозку одного пассажира на 100 км пути и соответствует действующим техническим ограничениям по шуму. Суперлайнер А-380 соответствует современным экологическим требованиям. Его технические параметры превышают возможности любого другого самолета в мире: расстояние в 15тыс. км без дозаправки А-380 преодаливает с комфортом, который до сих пор не может предоставить ни один авиалайнер в мире. Компания «Virgin Atlantic Airlines» одной из первых заказала 6 самолетов А-380. В настоящее время 19 лайнеров А-380 эксплуатируются тремя авиакомпаниями (Singapore Airlines, Emirates и Qantas), выполняя регулярные рейсы в 12 городов мира. В общей сложности, консорциум «Airbus Industry» получил 200 заказов на А-380 самолет от 16 авиакомпаний. С момента ввода первого самолета в эксплуатацию, лайнеры А-380 совершили более 7700 коммерческих рейсов и перевезли более 2, 5 млн. человек по всему миру. В ближайшие 20 лет планируется изготовить несколько экземпляров А-380. В целом, к 2016г. «Airbus Industry» собирается обновить более половины мирового самолетного парка, выпуская новые самолеты разных типов. Двухпалубная конструкция машины с размахом крыла более 80м не позволяет всем современным аэропортам принять этот самолет и требует особой прочности и размеров ВПП. Московский международный аэропорт «Домодедово» – первый в России аэропорт, получивший сертификацию для приема данного типа воздушного судна. Все геометрические размеры и несущая способность искусственных покрытий ВПП соответствуют нормативным документам РФ, стандартам и рекомендуемой практике ICAO (International Civil Aviation Organization) применительно к самолетам данного типа. Свой первый рейс на территорию Российской Федерации крупнейший в мире авиалайнер A-380 совершил 16 октября 2009г. Целью этого рейса была демонстрация готовности инфраструктуры аэропорта «Домодедово» к приему А-380, его достоинств и преимуществ для авиакомпаний и пассажиров. Конструкторы авиационной техники во всем мире всегда мечтали преодолеть звуковой барьер скорости. Однако история сверхзвуковой авиации трагична. Англо-французский консорциум British Aerospace-Sud-Аvia в 1969г. освоил выпуск сверхзвуковых пассажирских самолетов «Concord». Скорость такого самолета в 2 раза выше скорости звука, что позволяет ему пересекать Атлантику за 3 часа, т.е. почти в 3 раза быстрее других дальнемагистральных лайнеров. Вместимость – 130 пассажиров. Всего было построено 16 машин данного класса, которые принадлежали авиакомпаниям «British Airways» и «Air France». До последнего времени авиалайнеры эксплуатировались в основном на трансатлантических линиях, а также на некоторых элитных чартерных маршрутах и обслуживали, главным образом, состоятельных клиентов в связи с очень высокой стоимостью перелета. Российский сверхзвуковой лайнер ТУ-144 прекратил свои полеты после двух катастроф. Первая катастрофа произошла в 1973г. в ходе демонстрационного полета в авиационном салоне Ля Берже, под Парижем, вторая – в 1978г. в ходе испытательного полета. В 2000г. лайнер «Конкорд» потерпел катастрофу при взлете из парижского аэропорта. После этого случая эксплуатация лайнеров была приостановлена. В 2001г. полеты были возобновлены, однако после трагических событий 11 сентября 2001г. в США рентабельность рейсов значительно уменьшилась. В связи с этим, «British Airways» и «Air France» объявили, что с мая 2003г. все лайнеры семейства «Concord» снимаются с эксплуатации. Бизнес-джет – специальный самолет с турбореактивными двигателями business-jet, оборудованный для перевозки VIР-пассажиров, бизнесменов, государственных деятелей, музыкантов и др. В мире эксплуатируется более 2000 больших реактивных лайнеров типа business-jet, в том числе в России – более 100. За рубежом для этой цели чаще всего используются американские самолеты Cessna, французские – Falcom и британские – ВАе-125. В России чаще всего эксплуатируют ЯК-40 с салоном, оборудованным под летающий офис (такие самолеты имеет, например, «Автоваз»). Многие современные западные бизнесмены используют для быстрых поездок небольшие военные сверхзвуковые самолеты, приобретаемые для этой цели в частное пользование. Запрет на полеты в европейском пространстве, обусловленный повышенными шумовыми характеристиками устаревших отечественных самолетов, заставляет национальных перевозчиков обновлять свой самолетный парк. Эта проблема решается с помощью модернизации имеющихся транспортных средств или покупки иностранной подержанной авиатехники. Существует также возможность кооперации с российскими авиазаводами, которые могут производить современные самолеты, отвечающие мировым и европейским стандартам. Модернизация старых двигателей требует от 5 до 7 млн. долларов США (а для четырехмоторного лайнера и более), в связи, с чем многие специалисты считают, что тратить такие суммы на старую технику не рационально. Поэтому многие крупные российские перевозчики идут по пути приобретения воздушных судов зарубежного производства, таких как «Boeing» и «Airbus». Такие расходы, как правило, для средних и мелких авиакомпаний не рентабельны. Строительство авиалайнера требует затрат в несколько десятков миллионов долларов, (например, Ту-214 стоит 25-26 млн. долларов США), – денежные средства такого порядка единовременно изъять из оборота трудно даже крупной авиакомпании. Поэтому обычно в мировой практике воздушные суда строятся и реализуются по лизинговым схемам или под конкретный заказ. Лизинг подразумевает постепенную оплату полной стоимости лайнера после внесения аванса (по некоторым данным – до 15% его стоимости). Остальные платежи осуществляются помесячно, что составляет примерно 1% стоимости самолета. При этом самолет уже летает и сам зарабатывает на свой выкуп. Во всем мире правительства поддерживают авиационный лизинг своими гарантиями. Мировые авиа-концерны, несмотря на постоянную конкуренцию в сфере конструирования и производства гигантов, упустили момент, когда особый спрос возник на так называемые среднемагистральные самолеты, летающие в пределах континента или региона, с пассажиро-вместимостью до 120-130человек. Многие российские самолеты данного класса не экономичны в эксплуатации, не соответствуют шумовым нормам, не обеспечены качественным техническим обеспечением, не позволяют обеспечить современный уровень сервиса на борту и др. В связи с этим назрела необходимость создания нового современного среднемагистрального авиалайнера, отвечающего по своим характеристикам мировым требованиям по надежности, безопасности, экономии расхода топлива и шумовым нормам. Последним достижением международной кооперации и российских производителей является создание самолета «Сухой Суперджет-100» (Sukoi SuperJet-100, SSJ). На авиасалоне в Ля Берже в 2009 году прошла мировая премьера нового российского регионального самолета SSJ. Наш авиалайнер стал единственной крупной новинкой на выставке. В создании авиалайнера приняли участие более 30 компаний из Франции, Германии, Англии, Швейцарии, США и некоторых других стран. На фоне своих конкурентов – канадского Bombardier и бразильского Embraer – российская машина выгодно отличается высокой топливной эффективностью. По мнению специалистов, эксплуатация самолета обойдется как минимум на 10% дешевле известных в мире аналогов. Дочерняя компания ОАО «Компания Сухой» была основана в 2001 году для реализации гражданских проектов. Компания разработала проект регионального самолета «Сухой Суперджет-100», который должен заменить эксплуатируемые сейчас самолеты типа Ту-134. «Сухой Суперджет-100» способен обеспечить пассажирам уровень комфорта, сопоставимый с магистральными самолетами, а по техническим характеристикам – не уступит своим аналогам западного производства. Прогнозируемый спрос на лайнер за 2009 год увеличился в полтора раза. Это связано с ростом заказов на самолет и заинтересованностью в проекте. Некоторые российские авиакомпании подписали договора на поставку российского регионального самолета «Сухой Суперджет-100». Это авиакомпании Эйр Юнион, Аэрофлот и пермская фирма «Авиализинг». Однако испытательные полеты авиалайнера не уложились в сроки окончания работ и продолжаются до сих пор. Сегодня только крупные перевозчики могут позволить себе обновление самолетного парка. Эксплуатация новых воздушных судов отечественного производства российскими авиакомпаниями будет демонстрировать достижения нашего самолетостроения в Европе, что станет дополнительным аргументом в пользу нового конкурентоспособного предложения российских авиастроителей на международном рынке.
|