![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Применение метода
Основная идея контент-анализа заключается в том, чтобы систематизировать эти содержательные компоненты текста: идей, тем, проблем, образов, оценок, утверждений, аргументов, формальных конструкций, конкретных имен и т.д., сделать их наглядными и проверяемыми. При этом предполагается, что вооруженный такой методикой исследователь сможет узнать из текста больше, чем хотел сказать его автор, так как настойчивое повторение в тексте тем или конструкций может не осознаваться автором, но обнаруживается и определенным образом интерпретируется исследователем. Отсюда полушутливое определение контент-анализа как «научно обоснованного метода чтения между строк». Реально главной отличительной чертой контент-анализа является не его декларируемая во многих определениях «систематичность» и «объективность» (эти черты присущи и другим методам анализа текстов), а его квантитативный характер. С точки зрения лингвистов и специалистов по информатике, контент-анализ является типичным примером прикладного информационного анализа текста, сводящегося к извлечению из всего разнообразия имеющейся в нем информации каких-то специально интересующих исследователя компонентов и представлению их в удобной для восприятия и последующего анализа форме. Многочисленные конкретные варианты контент-анализа различаются в зависимости от того, каковы эти компоненты и что именно понимается под текстом. Прикладные цели контент-анализа варьируются в широких пределах. В их числе - описание тенденций в изменении содержания социальных процессов; сравнение различных средств массовой информации; выявление используемых пропагандистских приемов; определение намерений и иных характеристик участников коммуникации; выявление установок, интересов и ценностей различных групп населения и общественных институтов; выявление фокусов внимания индивидов, групп и социальных институтов и др. Наиболее ранний упоминаемый в литературе контент-аналитический опыт - это проведенный в Швеции в XVIII в. анализ сборника из 90 церковных популярных гимнов, прошедших государственную цензуру, но обвиненных в несоответствии религиозным догматам. Наличие или отсутствие такового соответствия определялось путем подсчета в текстах этих гимнов религиозных символов и сравнения их с другими религиозными текстами, в частности запрещенных церковью текстами «моравских братьев». В конце XIX - начале XX вв. в США появились первые контент-аналитические исследования текстов массовой информации. Начиная с 1950-х годов контент-анализ как исследовательский метод активно используется практически во всех науках, так или иначе практикующих анализ текстовых источников - в теории массовой коммуникации, в социологии, политологии, истории и источниковедении, в культурологии, литературоведении, прикладной лингвистике, психологии и психиатрии. С помощью контент-анализа в социальной работе также можно выявить объективную информацию об актуальности той или иной проблемы, о смысловой направленности того или иного документа. Основные принципы контент-анализа: · восхождение от текста к внетекстовой реальности; · строгость исследования. Контент-анализ применяется в следующих случаях: · когда требуется высокая степень точности, · при наличии объемного несистематизированного материала, · если материал нельзя охватить без суммарных оценок.
|