Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характерные черты феодальной системы к концу XI в.
К концу периода раннего Средневековья на территории Западной Европы в основных чертах сложилась система феодальных экономических и социальных отношений. Следует отметить, однако, что в некоторых регионах этот процесс был близок к завершению уже в IX-X вв., в то время как в Англии, Германии, Скандинавии он растянулся до XI-XII вв. Поскольку экономика этого времени оставалась по преимуществу аграрной, определяющую роль в новой системе играли земля и связи, в которые люди были поставлены по отношению к ней, а также между собой. В IX-XI вв. в Европе снова формируется крупное землевладение. Основной хозяйственной единицей становится поместье - вотчина феодала. Несмотря на внешние аналогии, она коренным образом отличалась от римской рабовладельческой латифундии. Сельскохозяйственное производство в вотчине основывалось на труде мелких производителей, наделенных землей, орудиями труда, скотом, владевших домом и прочим имуществом. И хотя они находились в экономической и личной зависимости от феодала, ее формы были мягче в сравнении с античным рабством, оставляя средневековому крестьянину значительно большую хозяйственную самостоятельность и давая стимулы к развитию собственного хозяйства. Как правило, земельный фонд вотчины делился на домен, остававшийся в руках господина, и мелкие наделы, передаваемые им крестьянам на правах держания, в то время как право собственности на них оставалось за феодалом. Таким образом, характерная черта феодальных поземельных отношений - сочетание крупной земельной собственности с мелким крестьянским владением. Еще одна их особенность - условный и иерархический характер земельной собственности. Получая земли от королей или других сеньоров, их вассалы могли в свою очередь передать часть этих земель собственным субвассалам на правах бенефиция или феода. Таким образом, земельный фонд, сосредоточенный в руках феодалов, «дробился». Самым малым из феодов было так называемое рыцарское держание (оно должно было не только прокормить рыцаря, но и позволить ему приобрести коня и необходимое вооружение). В результате передачи земель в среде феодалов (субинфеодации) в Западной Европе сложилась своеобразная вассально-Ленная система, представлявшая собой подобие иерархической лестницы: на ее вершине стоял король или император, ниже - герцоги и маркизы, затем - графы, виконты, бароны, баронеты и, наконец, рыцари. Передача земель сеньором во владение вассалу называлась инвеститурой. Ей предшествовала процедура принесения оммажа - признания себя «человеком» сеньора, сопровождавшаяся клятвой верности. При этом почти повсеместно в Западной Европе действовал принцип «вассал моего вассала - не мой вассал», то есть служба и верность вассала предназначались только тому, от кого он непосредственно получал феод. Он брал на себя обязательства охранять честь, жизнь и имущество сеньора, воевать на его стороне, выкупать из плена, участвовать в его совете и суде. В число вассальных обязательств входили дары сеньору, его старшему сыну в момент посвящения того в рыцари и дочери - в день ее свадьбы. Со своей стороны сеньор обязывался защищать вассала, оказывать ему покровительство, заботиться о его владениях и детях в случае плена или смерти и т.д. Он нередко определял судьбу наследников своего вассала - их браки, был опекуном до совершеннолетия (поскольку судьба их земель напрямую затрагивала его интересы). Наследники вступали во владение феодом отца, уплатив сеньору определенный взнос - рельеф - и принеся клятву верности. При таких обстоятельствах юридический вопрос о том, кто же являлся непосредственным собственником феода, выглядел крайне сложным. Очевидно, что и сеньор, и вассал имели определенные права на одну и ту же землю. С одной стороны, сеньор оставался верховным собственником, но он не мог произвольно отнять ее у своего держателя, если тот не нарушал условий вассальной присяги Он по-своему воплощался и в отношениях между феодалом и крестьянином. Несмотря на исторически сложившееся социальное неравенство сторон, их взаимоотношения также носили договорный характер. За пользование наделом, который предоставлял сеньор, крестьянин обязывался платить ему ренту - в виде отработок, натурального оброка или денег. Ее размеры и характер оговаривались и фиксировались - сеньор не мог изменить их совершенно произвольно, в таких случаях крестьяне апеллировали к традиции, праву, обращались в суд верховного сеньора или брались за оружие. Если крестьянин исправно платил ренту, сеньор не имел законного права забрать у него надел до истечения срока договора между ними. Вопреки распространенным представлениям о взаимной ненависти крестьян и феодалов, покровительство и патронат существовали и в отношениях господ с их крестьянами: в случае военной опасности, например, всем селянам предоставлялась защита за стенами замка. Формы уплаты ренты эволюционировали на протяжении Средневековья. На раннем этапе, когда экономика носила преимущественно натуральный характер, преобладала рента в виде отработок на господском домене (барщина Если рента являлась непременным условием получения земельного надела, то ее регулярная уплата не была для крестьянина, обладавшего собственным хозяйством, экономической необходимостью. Для того, чтобы заставить его постоянно расставаться с частью полученного урожая или необходимого времени, сеньоры прибегали к «внеэкономическому» принуждению, лишая крестьян личной свободы, прикрепляя их к земле, ограничивая возможности передвижения, в принудительном порядке сгоняя на барщину. Личную несвободу крестьян символизировали некоторые платежи, не имевшие отношения к ренте, а отражавшие их неполноправный статус: поголовный побор На протяжении Средних веков по мере развития экономики и эволюции ренты сеньоры предоставляли крестьянам все большую экономическую самостоятельность, отказываясь от самых тяжелых форм личной зависимости и позволяя выкупить свободу за деньги. В рамках феодальной вотчины продолжала существовать и крестьянская община; более того, именно с XI в. она обретает более четкие формы и становится одним из важных административно-правовых институтов местной сельской жизни. Вотчинная администрация - управляющие и старосты - активно опиралась на нее, когда требовалось организовать ремонт дорог и мостов, провести разверстку платежей или преследовать преступника на территории деревни. В то же время община соседей начинала играть все более важную роль в хозяйственной жизни самих крестьян. Она занималась разграничением угодий, вырабатывала правила пользования дорогами и водами, регулировала севооборот. На сельских сходах разбирались мелкие тяжбы. Общинники выбирали собственные органы самоуправления. Феодальное поместье было не только хозяйственной единицей, но и средоточием общественной, политической, правовой жизни. Благодаря полученным иммунитетам сеньоры, будучи частными лицами, в то же время являлись носителями публичной власти. В частности, они возглавляли судебные курии, в которых разбирались дела как их держателей - крестьян, так и вассалов. Таким образом, поместье представляло собой микрокосм, с которым была неразрывно связана жизнь большой части сельского населения. «Каролингское возрождение» Определенный подъем культуры наметился на континенте в период правления Карла Великого и получил название «Каролингского возрождения» Вокруг себя Карл собрал ученый кружок, именовавшийся Академией, в который входили Алкуин, Эйнгард - секретарь и историограф императора, историк Павел Дьякон и др. В их обществе Карл занимался риторикой, слушал и обсуждал философские тексты, Алкуин обучал его астрономии и математике. Император хорошо говорил на латыни и изучал греческий, однако так и не научился писать. Карл Великий развил бурную созидательную деятельность - строил дороги, мосты, дворцы и соборы, при этом использовался камень из римских каменоломен или прямо с развалин античных храмов. Мраморные колонны и капители везли на север Европы, где не было традиций каменного зодчества. Это способствовало усвоению мастерами некоторых элементов античной архитектуры. В полной мере «Каролингское возрождение» проявилось в искусстве книги и книжной иллюминации. В монастырских скрипториях был выработан шрифт, напоминающий античное письмо. Рукописи каролингской поры, написанные на цветном пергамене, с золотыми и серебряными инициалами и драгоценными переплетами, были бесценными произведениями искусства. Возрождение античной традиции имело место и в историографии: в каролингский период в монастырях расцвела анналистика, там писали также истории и жизнеописания, составленные по канонам античной литературы. Однако, несмотря на явные успехи, «Каролингское возрождение» было непродолжительным, достаточно элитарным явлением и закончилось со смертью самого императора.
Билет Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени. В этот период происходят изменения в экономической и культурной жизни. Появляются первые зачатки капиталистической промышленности, развивается банковское дело, международная торговля. В это время формируется научная картина мира, зарождается экспериментальное естествознание, крупнейшими учеными эпохи Н.Коперником, Дж.Бруно, Г.Галилеем обосновывается гелиоцентрическая система. Кроме того, совершаются открытие новых земель и первые кругосветные путешествия Колумба, Магеллана. В разных странах культура Возрождения развивается различными темпами. В Италии эпоху Возрождения относят в XIV-XVI векам, в других странах – XV-XVI вв. Наивысшая точка развития культуры Ренессанса приходится на XVI век – Высокое, или классическое, Возрождение, когда Ренессанс распространяется на другие страны Европы. Объединяют культуру различных европейских народов идеи гуманизма, которые захватывают все слои общества – купеческие круги, религиозные сферы, народные массы. Складывается новая светская интеллигенция. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Благодаря гуманистам в духовную культуру приходят свобода суждений, независимость по отношению в авторитетам, смелый критический дух. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы. Первым гимном достоинству человека стала “Божественная комедия” Данте Алигьери – произведение, соединившее в себе поэзию, философию, теологию, науку, проникнутое верой в земное предназначение человека. Младший современник Данте – Франческо Петрарка, философ и лирический поэт, считается родоначальником гуманистического движения в Италии. В произведениях итальянских гуманистов присутствует главная идея о том, что человек творец своей судьбы и себя самого, как, например в сочинении Пико делла Мирандола “О достоинстве человека”. По мысли гуманистов, человек обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая рациональный выбор. В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудовищных злодеев и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения переплетались самым причудливым образом. Важной особенностью культуры Возрождения стало обращение к античному наследию. Возродился античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалистический язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма. Художников, скульпторов и поэтов Возрождения привлекали сюжеты античной мифологии и истории, древние языки – латинский и греческий. Большую роль в распространении античного наследия сыграло изобретение книгопечатания. На культуру Ренессанса оказала влияние средневековая культура с ее многолетней историей и прочными традициями, но гуманисты критиковали культуру средневековья, считая ее варварской; в эпоху Возрождения появляется огромное количество сочинений, направленных против церкви и ее служителей. В то же время, ренессанс не был полностью светской культурой. Некоторые деятели хотели примирить христианство с античностью или создать новую, единую религию, переосмыслить ее. Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности. Культура Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) – вторая половина XIII - XIV века; Раннее Возрождение – XV век; Высокое Возрождение – конец XV - первая треть XVI в.; Позднее Возрождение – конец XVI века. Проторенессанс, или треченто, тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями, он явился подготовкой Возрождения. Начало новой эпохи связано с именем Джотто ди Бондоне, которого художники Возрождения считали реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности. Крупнейшие художественные школы Италии помещались в Пизе и Сиене. Творчество Никколо и Джованни Пизано во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства. В это же время зарождается национальная литература на итальянском языке. Крупнейший поэт этой эпохи Данте сохранил в своем творчестве следы средневековой поэзии и соединил их с ренессансной реалистичностью образов. В творчестве поэта Франческо Петрарки и родоначальника итальянской литературной прозы Джованни Боккаччо гуманистические, ренессансные черты торжествуют над средневековьем. Главным содержанием литературных произведений становится описание земного реального мира, человека с его переживаниями и страстями. В начале XV века Возрождение в Италии окончательно победило готику. Возникновение мощного очага ренессансной культуры во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры. Творчество величайших мастеров Раннего Возрождения, или кватроченто, – Донателло, Мазаччо, Боттичелли – проникнуто идеалами гуманизма, оно поднимает человека над уровнем обыденности, возвеличивая его. XV столетие явилось переломным в истории европейской культуры. Почти одновременно художники в Италии и Нидерландах обратились к изображению земного мира и стали утверждать этическую ценность и красоту человека. Реальный мир и телесная природа человека требовали достоверного изображения пространства и заполнения его фигурами и предметами. Развитие искусства в эту эпоху тесно взаимодействует с ростом научных познаний. С этого времени искусство Италии приобретает реалистическую направленность и жизнеутверждающий светский характер, составляющие важнейшую черту Возрождения. Художники Раннего Возрождения используют античное наследие более широко и творчески. Стремление к познанию мира побуждает художников к его изучению, что способствует расширению их кругозора, освобождению искусства от узости цехового ремесла и созданию вспомогательных дисциплин. Художники этого времени открывают законы линейной перспективы. В это же время ренессансный стиль оформляется и в архитектуре, на которую оказала влияние античная, готическая и византийская культура. Совершенствуется строительная техника, архитекторы Возрождения проектируют здания и часто сами осуществляют постройку, нередко они являются и скульпторами, декораторами, живописцами. Первая половина XV века характеризуется как начало Возрождения в музыке. В это время формируется ренессансный идеал гармонии и красоты, нормы так называемого строгого стиля. В музыке, как и в других видах искусства, усиливается тенденция к изображению разнообразия мира, причем идея разнообразия сочетается со стремлением к гармонии и соразмерности всех элементов целого. Происходит переосмысление социального статуса музыки – появляется демократическая публика, широко распространяется любительское музицирование. Возрастает роль светских жанров, появляется интерес к танцевальному искусству. Новое искусство, победившее в начале XV в. во Флоренции, не сразу получает признание в других областях страны. В северной Италии долго господствовала готика, постепенно вытесняемая Ренессансом. Флоренция в это время является центром итальянского гуманизма. В середине XV века здесь была основана Платоновская академия, осуществившая преемственную связь Возрождения с античностью.
Билеты Качественно новый этап в развитии феодальной Европы - период развитого Средневековья - в первую очередь связывают с возникновением городов, которые оказали огромное преобразующее воздействие на все стороны экономической, политической и культурной жизни общества. В эпоху раннего Средневековья античные города пришли в упадок, жизнь в них продолжала теплиться, но они не играли роли прежних торгово-промышленных центров, сохраняясь как административные пункты или просто укрепленные места - бурги. О сохранении роли римских городов можно говорить преимущественно для Южной Европы, в то время как на севере их было немного даже в период поздней античности (в основном это были укрепленные римские лагеря). В раннее Средневековье население в основном концентрировалось в сельской местности, экономика носила аграрный, более того, натуральный характер. Хозяйство было рассчитано на потребление всего произведенного внутри вотчины и не связано с рынком. Торговые связи были по преимуществу межрегиональными и международными и порождались естественной специализацией различных природно-географических районов: шел обмен металлами, полезными ископаемыми, солью, винами, предметами роскоши, привозимыми с Востока. Однако уже в XI в. оживление старых городских центров и возникновение новых стало заметным явлением. В его основе лежали глубинные экономические процессы, прежде всего - развитие сельского хозяйства. В X-XI вв. агрикультура достигла высокого уровня в рамках феодальной вотчины: распространилось двухполье, увеличилось производство зерна, технических культур, развивалось садоводство, виноградарство, огородничество, животноводство. В результате как в домениальном, так и в крестьянском хозяйстве возник избыток сельскохозяйственной продукции, который мог быть обменян на ремесленные изделия - создавались предпосылки для отделения ремесла от сельского хозяйства. Совершенствовались и навыки сельских ремесленников - кузнецов, гончаров, плотников, ткачей, башмачников, бондарей, прогрессировала их специализация, в результате чего они все меньше занимались сельским хозяйством, работая на заказ для соседей, обменивая свою продукцию, наконец, пытаясь реализовать ее в более широких масштабах. Такие возможности предоставлялись на ярмарках, сложившихся в результате межрегиональной торговли, на рынках, возникавших в местах скопления людей - у стен укрепленных бургов, королевских и епископских резиденций, монастырей, у переправ и мостов и т.д. Сельские ремесленники начинали переселяться в. такие места. Оттоку населения из деревни способствовал и рост феодальной эксплуатации. Светские и духовные сеньоры были заинтересованы в возникновении городских поселений на их землях, поскольку процветающие ремесленные центры давали феодалам значительную прибыль. Они поощряли бегство зависимых крестьян от их феодалов в города, гарантируя им свободу. Позднее это право закрепилось за самими городскими корпорациями, в Средневековье сложился принцип «городской воздух делает свободным». Конкретно-исторические обстоятельства возникновения тех или иных городов могли быть различными: в бывших римских провинциях средневековые поселения возрождались на фундаментах античных городов или неподалеку от них (большинство итальянских и южнофранцузских городов, Лондон, Йорк, Глостер - в Англии; Аугсбург, Страсбург - в Германии и северной Франции). К епископским резиденциям тяготели Лион, Реймс, Тур, Мюнстер. У рынков перед замками возникли Бонн, Базель, Амьен, Гент; у ярмарок - Лилль, Мессина, Дуэ; рядом с морскими портами - Венеция, Генуя, Палермо, Бристоль, Портсмут и др. Нередко на происхождение города указывает топонимика: если в его названии содержатся такие элементы, как «инген», «дорф», «хаузен» - город вырос из сельского поселения; «бридж», «брюк», «понт», «фурт» - у моста, переправы или брода; «вик», «вич» - поблизости от морского залива или бухты. Самыми урбанизированными территориями в период Средневековья были Италия, где в городах жила половина всего населения, и Фландрия, где две трети населения составляли горожане. Население средневековых городов обычно не превышало 2-5 тысяч человек. В XIV в. в Англии только два города насчитывали более 10 тысяч - Лондон и Йорк. Тем не менее и крупные города с 15-30 тысячами человек не были редкостью (Рим, Неаполь, Верона, Болонья, Париж, Регенсбург и др.). Непременными элементами, благодаря которым населенный пункт мог считаться городом, были укрепленные стены, цитадель, кафедральный собор, рыночная площадь. В городах могли располагаться укрепленные дворцы-крепости феодалов, монастыри. В XIII-XIV вв. появились здания органов самоуправления - ратуши, символы городской свободы. Планировка средневековых городов, в отличие от античных, была хаотична, единая градостроительная концепция отсутствовала. Города разрастались концентрическими кругами от центра - крепости или рыночной площади. Их улицы были узкими (достаточными, чтобы по ним мог проехать всадник с копьем наперевес), не освещались, долгое время не имели мостовых, системы канализации и дренажа были открытыми, нечистоты текли вдоль улиц. Дома стояли скученно и поднимались вверх на 2-3 этажа; поскольку земля в городе была дорогой, фундаменты были узкими, а верхние этажи разрастались, нависая над нижними. Долгое время города сохраняли «аграрный вид»: к домам примыкали сады и огороды, во дворах держали скот, который собирал в общее стадо и пас городской пастух. В городской черте располагались поля и луга, а за его стенами горожане имели земельные наделы и виноградники. Городское население состояло в основном из ремесленников, торговцев и людей, занятых в сфере обслуживания, - грузчиков, водоносов, угольщиков, мясников, пекарей. Особую его группу составляли феодальные сеньоры и их окружение, представители администрации духовных и светских властей. Городскую верхушку представлял патрициат - богатое купечество, ведущее международную торговлю, дворянские семейства, землевладельцы и застройщики, позже в него вошли и наиболее зажиточные цеховые мастера. Главными критериями принадлежности к патрициату были богатство и участие в управлении городом. Город был органическим порождением и составной частью феодальной экономики. Возникая на земле феодала, он зависел от сеньора и был обязан платежами, натуральными поставками и отработками, подобно крестьянской общине. Высококвалифицированные ремесленники отдавали сеньору часть своих изделий, остальные - работали на барщине, чистили конюшни, несли постойную повинность. Города стремились освободиться от этой зависимости и добиться свободы и торгово-экономических привилегий. В XI-XIII вв. в Европе развернулось «коммунальное движение» После его победы к власти в городах пришел патрициат - богатая верхушка, контролировавшая мэрию, суд и другие выборные органы. Всевластие патрициата привело к тому, что масса городского населения встала в оппозицию к нему, череда восстаний XIV в. завершилась тем, что патрициату пришлось допустить к власти верхушку городских цеховых организаций. В большинстве западноевропейских городов ремесленники и торговцы были объединены в профессиональные корпорации - цехи Полноправными членами цеха были мастера - самостоятельные мелкие производители, владевшие собственной мастерской и орудиями труда. Специфика ремесленного производства состояла в том, что мастер изготовлял изделие от начала до конца, разделения труда внутри мастерской не было, оно шло по линии углубления специализации и возникновения новых и новых цехов, отделявшихся от главных (так, например, из цеха кузнецов выделились оружейники, жестянщики, производители скобяных изделий, мечей, шлемов и т.д.). Овладение ремеслом требовало долгого ученичества (7-10 лет), в течение которого ученики жили у мастера, не получая платы и выполняя домашнюю работу. Закончив курс обучения, они становились подмастерьями, работавшими за заработную плату. Чтобы стать мастером, подмастерью нужно было накопить денег на материалы и изготовить «шедевр» - искусное изделие, представлявшееся на суд цеха. Если он выдерживал экзамен, подмастерье оплачивал общую пирушку и становился полноправным членом цеха. Ремесленные корпорации и союзы торговцев - гильдии - играли большую роль в жизни города: организовывали отряды городской милиции, строили здания своих объединений - гильдейские холлы, где хранились их общие запасы и касса, возводили церкви, посвященные святым - покровителям цеха, устраивали по их праздникам процессии и театрализованные представления. Они способствовали сплочению горожан в борьбе за коммунальные вольности. Тем не менее имущественное и социальное неравенство зарождалось как внутри цехов, так и между ними. В XIV-XV вв. происходит «замыкание цехов» Роль города как нового явления в жизни Западной Европы классического Средневековья была чрезвычайно высока. Он возник как порождение феодальной экономики и был ее интегральной частью - с господствовавшим в нем мелким ручным производством, корпоративными организациями, подобными крестьянской общине, подчинением до определенного времени феодальным сеньорам. В то же время он был очень динамичным элементом феодальной системы, носителем новых отношений. В городе концентрировались производство и обмен, он способствовал развитию внутренней и внешней торговли, формированию рыночных связей. Он оказывал огромное воздействие на экономику сельской округи: благодаря наличию городов в товарный обмен с ними втягивались как крупные феодальные вотчины, так и крестьянские хозяйства, этим в значительной мере был обусловлен переход к натуральной и денежной ренте. В политическом отношении город вырвался из-под власти сеньоров, в нем начала формироваться собственная политическая культура - традиции выборности и состязательности. Позиция европейских городов сыграла важную роль в процессе государственной централизации и укрепления королевской власти. Рост городов привел к складыванию совершенно нового сословия феодального общества - бюргерства, что отразилось на соотношении политических сил в обществев период формирования новой формы государственной власти - монархии с сословным представительством Средневековая культура достигает своего расцвета в XI-XV вв. Она становится чрезвычайно многослойной, отражая высокую степень стратификации самого общества: в ней выделяются рыцарский и городской пласты, субкультуры городской молодежи, женщин, маргинальных групп. В то же время все общество сохраняет тесную связь с народной культурной традицией. Важной чертой мировоззрения людей этой поры, независимо от их социальной принадлежности, становится утвердившаяся в умах христианская вера, пронизывающая все сферы духовной жизни и творчества. Мировосприятию классического Средневековья в целом свойственно стремление к синтезу, отношение к миру как универсуму, задуманному и осуществленному по единому плану Творца, в котором в гармоничном соотношении пребывают Бог, природа и человек. Это было время напряженных философских дискуссий о природе Божества и сущности мира. Поскольку эти проблемы оставались центральными, философия практически ограничивалась рамками теологии, однако и в этих рамках было достаточно места для свободного развития мысли, в особенности в XI-XIII вв., когда средневековая схоластика сли в эпоху раннего Средневековья центрами интеллектуальной жизни были монастыри, то теперь они переместились в города, где возникал постоянный спрос на образование, действовало множество школ и частных преподавателей-магистров. В XII в. в городах возникают университеты а рубеже XIV-XV вв. наступила новая эпоха в развитии культуры Западной Европы - Возрождение, или Ренессанс. В основе ее возникновения лежали подъем образования и достижения городской культуры Средневековья. Философским фундаментом Ренессанса было новое идейное течение - гуманизм Характерной чертой гуманизма было выдвижение на первый план этики - науки о человеке и его призвании, антропоцентризм в противовес теоцентризму философии предшествующей эпохи. Идеалом гуманистов была всесторонне развитая, нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Центральная роль в воспитании такого человека отводилась культуре
Билеты Характер социально-экономического и культурного развития Европы раннего Нового времени во многом определяли Великие географические открытия XV-XVI вв. Высокий уровень, достигнутый к этому времени в технике и экономике, позволил европейцам в полной мере воспользоваться плодами исследованных ими земель и материков. К экономическим предпосылкам географических открытий следует отнести интенсивные торговые связи с Востоком, установившиеся после крестовых походов, благодаря которым Европа потребляла большое количество пряностей, индийских, арабских и персидских тканей, ювелирных изделий и предметов роскоши. Однако в XV в. сухопутные караванные пути (в том числе и Великий шелковый путь), проходившие через Константинополь, оказались перерезанными после захвата его турками в 1453 г. Цены на восточные товары, в особенности пряности, доставляемые по морю (по «Пути Ароматов»: от Молуккских островов в Тихом океане в Индию, оттуда - при посредничестве арабских купцов - в порты Средиземного моря) выросли во много раз, что сделало для европейского купечества актуальным вопрос о поиске собственных путей в Индию, к «Островам Пряностей», в Китай и Японию, почти неизвестные европейцам, но воспринимавшиеся как сказочно богатые страны. Другой причиной был недостаток в Европе драгоценных металлов, из которых чеканилась монета, обслуживавшая торговые сделки, в том числе и обмен с Востоком. Жажда золота, уже ставшего в эту эпоху мерилом богатства, была свойственна и купечеству, и дворянству, и европейским государям, поддерживавшим идею поиска его новых источников. Плавания в открытом океане и географические открытия стали возможны благодаря высокому уровню судостроения и навигации: к тому времени в Средиземноморье и на Балтике строили вместительные килевые суда с навесным рулем, системой косых и прямых парусов, позволявших двигаться вперед даже при встречном ветре, способные нести тяжелое артиллерийское вооружение. Мореходы использовали заимствованные у арабов компас, секстант, астролябию. Усовершенствовались морские карты, самыми точными среди которых были портоланы, детально изображавшие побережье и снабженные компасными сетками. Пионерами Великих географических открытий стали Испания и Португалия, возникшие в ходе Реконкисты на отвоеванных у мавров территориях Пиренейского полуострова. Поскольку Реконкиста подходила к концу (мавры удерживались лишь на юге - в Гранаде), энергия небогатого воинственного дворянства (испанских идальго и португальских фидалгу) требовала нового приложения. В Португалии родилась идея конкисты - завоевания Африки, целью которой были поиски золота. Однако, начавшись в 1415 г., сухопутная конкиста захлебнулась, поскольку рыцарская конница оказалась беспомощной в африканских песках. Португальский принц Энрике по прозвищу Мореплаватель Одновременно с Португалией поиски этого пути начала и Испания, королям которой - Изабелле Кастильской 12 октября матросы увидели землю и высадились на остров, назвав его Сан-Сальвадор (о. Гуанахани), а затем обнаружили и исследовали более крупные Кубу и Гаити (последний остров получил название Эспаньолы - Малой Испании). Колумб был уверен, что нашел путь в Юго-Восточную Азию. Некоторое количество золота, обнаруженное у местных жителей, убедило его, что Индия близко и надо искать материк недалеко от островов. На это была нацелена II экспедиция Колумба в 1493 г., в которой участвовало множество идальго, мечтавших разбогатеть. Их мятеж заставил Колумба вновь вернуться в Испанию после тщательного исследования Кубы, Гаити и открытия Ямайки. В III экспедиции он ближе всего подошел к материку в районе устья реки Ориноко, но прервал путешествие из-за нехватки воды и продовольствия. Поскольку он так и не нашел обещанного золота, его арестовали по навету и в цепях доставили в Испанию. Недовольство «католических королей» подогревало и то, что в 1498 г. португалец Васко да Гама После открытий Колумба в Вест-Индию устремилось множество испанских и португальских экспедиций; участник одной из них итальянец Америго Веспуччи Тем временем португальцы не только разведали восточный путь в подлинную Индию, но и начали активно закреплять свои успехи в бассейне Индийского океана. Оказавшись в Индии, они поставили перед собой задачу найти путь к «Островам Пряностей» и установить свой контроль над этой прибыльной торговлей. Они захватывали и пытали арабских лоцманов, нападали на любые суда и установили в Индийском океане режим террора. В результате вожделенный путь был найден, португальцы прибыли в главный порт Молуккских островов - Малакку (1511). С этого времени они стали главными поставщиками пряностей в Европу, получая до 800% прибыли. Португальская корона поддерживала монополию на ввоз пряностей, не допуская снижения цен на них. Продвигаясь дальше на восток, португальцы достигли Индии и Китая. Соперничество Испании и Португалии на морских путях привело к первому в истории разделу мира. В 1494 г. при посредничестве папы римского был заключен договор в Тордесильясе Осознание того, что Вест-Индия Колумба - новый материк, не охладило стремления мореплавателей найти западный путь в Индию, обогнув Америку. После того, как в 1513 г. отряд Васко Нуньеса Бальбоа пересек Панамский перешеек, стало известно, что за ним простирается Тихий океан, названный им Южным морем. Идею поиска прохода в Южное море вынашивал опытный португальский моряк Фернан Магеллан, поступивший на службу к испанскому королю. В 1519 г. его эскадра отправилась в самое длительное и трагическое плавание в истории: они пересекли Атлантику и стали спускаться к югу вдоль побережья Америки в поисках прохода в Тихий океан, но были вынуждены остановиться на зимовку в антарктических широтах, не готовые к холодам и встрече с айсбергами. Продолжив свой путь, они обнаружили чрезвычайно сложную систему проливов между американским материком и Огненной Землей, в которой три недели искали проход, названный теперь именем Магеллана. В ноябре 1520 г. суда вышли в Тихий океан, размеров которого никто не представлял, во время плавания по нему большая часть экипажа погибла от голода и жажды. Остальные достигли Филиппинских островов, где получили все необходимое. В благодарность за прием Магеллан поддержал местного раджу в его распрях с жителями острова Матан, но погиб в стычке от удара копьем. Его команде удалось достичь Молуккских островов и взять на борт груз пряностей, но трагическая одиссея испанцев на этом не закончилась: им предстояло пересечь Индийский океан, где господствовали португальцы, и они не могли получить воду и провиант. В конце плавания, продлившегося три года, в Севилью, обогнув Африку, вернулись 18 моряков из 253. Кругосветное плавание Магеллана имело огромное научное значение, доказав, что Земля - шар. Кроме того, судовой журнал показывал, что, постоянно следуя на запад, за 3 года моряки «сэкономили» 1 день, и это доказывало, что Земля вращается вокруг своей оси. Политическим следствием первого кругосветного плавания стал Сарагосский договор 1529 г., разграничивший зоны влияния Испании и Португалии и в Тихом океане. Освоение Центральной и Южной Америки испанцами и португальцами, которым по условиям Тордесильясского договора досталась Бразилия, приняло форму конкисты - завоевания. Немногочисленные отряды дворян-конкистадоров имели преимущество перед индейцами благодаря огнестрельному оружию и лошадям, которых те видели впервые. Целью конкистадоров был поиск богатых золотом районов, куда на работы в рудники сгоняли местное население, обращаясь с ним крайне жестоко. Со временем индейцев стали заменять рабами, вывезенными из Африки. На полуострове Юкатан конкистадоры Э. де Кордоба и Х. Гвихальва столкнулись с высокоразвитой культурой народа майя, которым удалось покорить благодаря внутренним распрям местных городов-государств. Далее простирались земли ацтеков, покоренные отрядом Э. Кортеса. Завоевание Мексики В поисках золота и мифической страны Золотого Человека - Эльдорадо, конкистадоры устремлялись и на юг от Панамского перешейка. В 30 гг. XV в. отряд Ф. Писарро вторгся в Перу и одержал верх над Великим Инкой - предводителем могущественной державы инков. В то же время отряд Д. Альмагро покорил территорию современных Чили и Парагвая. В Перу, Боливии и Чили конкистадоры нашли богатейшие месторождения золота и серебра; в середине XVI в. эти рудники давали уже 1/2 мировой добычи драгоценных металлов. Одновременно с конкистой началось переселение в Новый Свет испанских и португальских колонистов, которым их государи, считавшиеся верховными собственниками захваченных земель, передавали право эксплуатации индейских общин, сбора налогов, организации принудительных работ. Помимо рудников испанцы и португальцы основывали в Новом Свете обширные плантации, где рабы возделывали сахарный тростник, маис, табак и хлопчатник. Из Африки сюда завезли кофе и вскоре стали производить в больших количествах и экспортировать в Европу. Короли Испании и Португалии ревниво охраняли свои новые владения. Колонистам запрещалось торговать с иностранными купцами. Все товары из Нового Света поступали в Севилью и Лиссабон, и только там другие европейцы могли приобрести их. Путь в Индию и Китай европейцы пытались отыскать и в северо-западном направлении: в поисках его англичане исследовали побережье Северной Америки и открыли там богатейшие рыбные промыслы в районе Ньюфаундленда. Французы первыми открыли Канаду и вместе с англичанами исследовали Флориду. Характер освоения Северной Америки колонистами отличался от испанской и португальской конкисты. Переселенцы из Англии и Франции занимались здесь сельским хозяйством, охотой, ловом рыбы. Их отношения с индейцами складывались более мирно, чем у испанцев, массовой кровавой резни в XVI веке Северная Америка не знала. Вытеснение индейцев с их земель в специально отведенные для них «резервации» началось позже по мере увеличения числа колонистов. Открытие Нового Света вызвало невиданный расцвет пиратства в Атлантическом океане. Не желая мириться с монополией испанцев в Новом Свете, английские, голландские и французские купцы на свой страх и риск отправлялись туда со своими товарами. Испанцы арестовывали купеческие корабли и конфисковывали грузы; возмущенные потерпевшие обращались к своим государям и получали от них грамоты, разрешавшие в ответ захватить испанские грузы, чтобы компенсировать убытки. Официально санкционированное пиратство называлось каперством. Нападения на «серебряные флоты» приносили огромную добычу пайщикам каперских экспедиций. Великие географические открытий сыграли огромную роль в развитии европейского общества XVI-XVII вв. Существенно изменилась господствовавшая прежде и основанная на библейской космографии картина мира: были эмпирически доказаны шарообразность Земли и ее вращение, уточнены истинные очертания континентов, океанов и морей. Границы известной ойкумены раздвинулись благодаря открытию новых материков, народов и цивилизаций. В то же время перед лицом огромного и многообразного мира народы Европы в большей степени осознали свое единство, основанное на общности исторического происхождения, языковой, культурной и конфессиональной близости. Понятие «Европа» все чаще встречалось в политической лексике XVI-XVII в. Открытие новых материков и установление постоянных связей с ними положило начало складыванию мировой экономики, главную роль в которой стала играть океанская торговля. Произошло перемещение основных торговых путей: упало значение Средиземного моря и некогда великих торговых республик - Венеции и Генуи, место которых заняли океанские порты - Лиссабон, Севилья, Лондон, Антверпен, Амстердам. Лидерами в международной торговле стали в первой половине XVI века Испания и Португалия, а к концу XVI - началу XVII - Англия и Голландия. Географические открытия дали мощный импульс развитию торгового капитала, банковского дела, кредита в Европе. Приток драгоценных металлов из Нового Света вызвал в XVI в. «революцию цен» - обесценивание монеты, вследствие которого выросли цены на необходимые товары - продукты питания и сырье для производства. Открытия положили начало колониальному разделу мира и господству европейцев в Азии, Африке и Новом Свете, утверждавшемуся насильственными методами. Эксплуатация труда рабов и неэквивалентный обмен с колониями привели к обогащению европейского купечества, став одной из предпосылок развития капитализма. Колониальная политика повлекла за собой сотни тысяч человеческих жертв, гибель доколумбовых цивилизаций Америки, нанесла непоправимый урон самобытным культурам африканских и индейских народов. Одним из важнейших последствии географических открытий в сфере материальной культуры и повседневной жизни общества стала «пищевая революция» - заимствование из Нового Света неизвестных ранее культур - маиса, картофеля, томатов, стручкового перца, фасоли. Развитие рыбных промыслов в Северной Америке увеличило количество трески, сельди и лососевых рыб в рационе европейцев. Благодаря торговле с Юго-Восточной Азией Европа продолжала потреблять много пряностей. В XVI в. в моду вошел шоколад - напиток из мексиканских какао-бобов, в XVII в. - кофе с арабского Востока, в больших количествах выращ Характерная черта хозяйственной жизни и экономики раннего Нового времени - сосуществование новых и традиционных черт. Материальная культура (орудия труда, технологии, навыки людей в сельском хозяйства и ремеслах) сохраняла средневековую рутинность. XVI-XVII вв. не знали по-настоящему революционных сдвигов в технике или новых источников энергии. Господствующими типами двигателей оставались известные еще с античности водяные колеса, а также ветряные мельницы и мускульная сила людей и животных; основным источником энергии - древесный уголь. Приемы «высокого» сельского хозяйства и сложные севообороты вошли в практику в период классического Средневековья и мало изменились с тех пор. Некоторые сдвиги происходили в традиционных ремеслах - изобретение широкого ткацкого станка и самопрялки способствовало прогрессу текстильного производства. Однако средневековая цеховая система препятствовала внедрению технических новшеств. Этот период был последней стадией развития доиндустриальной аграрной цивилизации в Европе, завершившейся с наступлением промышленной революции XVIII в. в Англии. С другой стороны, в европейской экономике явственно выделились несколько сфер ускоренного развития, где шире применялись новые технологии и формы организации труда. Прогресс горного дела и металлургии, в которых производство осуществлялось на паевых началах с вложением крупных капиталов, позволил увеличить выплавку железа, чугуна, стали, что в свою очередь привело к подъему оружейного дела, производству артиллерии и огнестрельного оружия, в котором Европа XV-XVI вв. не знала себе равных. Следствием распространения огнестрельного оружия стал переворот в военном деле, переход от тяжеловооруженной рыцарской конницы и легкой кавалерии к пехоте, вооруженной аркебузами, утрата феодальным ополчением прежнего значения, изменения в фортификации, во всей стратегии и тактике войны. Успешно развивалось и судостроение: технически совершенные каравеллы и галеоны обеспечили европейцам господство на морях в период Великих географических открытий. Быстрый прогресс наблюдался и в т.н. «новых производствах», не имевших средневековых цеховых традиций, к ним относились книгопечатание - важнейшее как в техническом, так и культурном отношении изобретение Иоганна Гутенберга В XV-XVII вв. густая сеть коммуникаций связала между собой города и страны Европы. Развитие торговли и средств сообщения привело к складыванию внутренних и общеевропейских рынков, а установление регулярных связей с Африкой, Азией и Америкой заложило основы мирового рынка. Важным фактором экономического развития раннего Нового времени стало зарождение капиталистического уклада. Оно явилось закономерным результатом эволюции мелкого товарного производства в условиях рынка. К концу XV в. большая часть европейского крестьянства была лично свободной и пользовалась хозяйственной самостоятельностью, как и городские ремесленники. Однако хозяйство мелкого производителя крайне неустойчиво: постоянно работая на рынок, оно либо процветает и укрупняется, либо разоряется. Эта тенденция наблюдалась в XVI-XVII вв. как в городе, так и в деревне, где распространялся наемный труд за заработную плату. Медленную естественную эволюцию феодальной экономики к капитализму ускорил процесс «первоначального накопления капитала» - ряд исторических факторов, способствовавших, с одной стороны, быстрой экспроприации мелких производителей (например, насильственные огораживания крестьянских земель в Англии, «революция цен», система государственного долга, увеличивавшая налоговое бремя). С другой стороны, они облегчали формирование крупных капиталов в руках купечества и предпринимателей: к таким факторам следует отнести неэквивалентную торговлю с колониями Нового Света, протекционистскую политику государств, способствовавшую обогащению купечества, ту же «революцию цен», выгоды которой сумели использовать крупные поставщики продовольствия и сырья на европейские рынки. Капитализм получил распространение в городской экономике, несмотря на сдерживающее влияние цехов. Имущественное и социальное расслоение затронуло цеховых ремесленников - основу средневекового бюргерства, борьба внутри цехов, их «замыкание», подчинение «старшим» цехам «младших» уже к концу XV в. поставили часть мастеров в неравноправные условия. Рост цен в XVI в., особенно ударивший по городскому населению, закупавшему и продовольствие, и сырье, ускорил этот процесс. В городе формировался рынок свободной рабочей силы за счет полуразорившихся мастеров, «вечных подмастерьев», плебса и крестьян, приходящих на заработки. Это создало возможности для организации крупного производства - мануфактуры Мануфактура по-прежнему основывалась на ручном труде (на что указывает ее название), однако ее отличие от мастерской средневекового ремесленника заключалось в масштабах, количестве рабочей силы (это были сотни наемных работников, обслуживавшие десятки станков), уровне специализации и разделения труда (каждый из работников специализировался на одной операции). Организаторами мануфактур выступали, как правило, купцы или выделившиеся из цеха самостоятельные ремесленники, порой в них вкладывало средства и дворянство. Ранняя мануфактура существовала в двух формах - централизованной и рассеянной. Поскольку организация первой требовала больших капиталов и встречала сопротивление цехов, большее распространение получила рассеянная мануфактура, когда предприниматель закупал сырье и раздавал его надомникам-ремесленникам или крестьянам в сельской округе, получая у них уже готовую продукцию и экономя средства на строительстве мастерских, станках и заработной плате неквалифицированным работникам. Резкая социальная поляризация шла в деревне: здесь выделилась зажиточная крестьянская элита, крепкие хозяева, сконцентрировавшие в своих руках множество земельных наделов, крупные фермеры, арендовавшие у сеньоров большие массивы, которые они обрабатывали, используя наемный труд поденщиков, что позволяет говорить о раннебуржуазном характере их хозяйства. Тем не менее спрос на наемный труд в деревне был невысок, и множество обезземеленных крестьян превращалось в пауперов - бродяг и нищих, живущих подаянием или разбоем, поскольку и городские мануфактуры еще не были в состоянии поглотить их. Подобная ситуация сложилась в XVI в. в Англии - стране, где экспроприация крестьянства прошла в самых грубых насильственных формах, став классическим примером «первоначального накопления». На рубеже XV-XVI вв. здесь вырос спрос на овечью шерсть, служившую сырьем для сукноделия, однако свободных площадей для занятия овцеводством не хватало, поскольку земли были розданы крестьянам, державших их по старинному обычаю. В этих условиях английское «новое дворянство» Формирование капиталистического уклада шло неравномерно. К концу XVI в. он стал ведущим в экономике Англии и Нидерландов, играл заметную роль в отдельных отраслях производства во Франции, Германии, позднее - Швеции. В то же время в Италии, где элементы буржуазных отношений зародились довольно рано, наблюдались их стагнация и регресс вследствие неблагоприятной экономической и политической конъюнктуры. В Испании и Португалии причиной гибели ростков нового уклада стала в основном недальновидная государственная политика. В германских землях к востоку от Эльбы, Прибалтике, Центральной и Юго-Восточной Европе ранний капитализм не получил развития. Втягивание этих регионов в рыночные отношения привело к обратному явлению - рефеодализации экономики и возврату к тяжелым формам личной зависимости крестьян («второе издание крепостничества»). Несмотря на неравномерность развития раннекапиталистического уклада в разных странах, он начал оказывать постоянное воздействие на все сферы хозяйственной жизни Европы, которая уже в XVI-XVII вв. представляла собой взаимосвязанную экономическую систему с общим рынком денег и товаров и сложившимся международным разделением труда. В результате экономических сдвигов в XVI-XVII вв. существенно деформировалась и усложнилась социальная структура феодального общества. В рамках прежних сословий начали выделяться группы, различавшиеся по уровню и источникам доходов, психологическим установкам, социальным ориентирам. Дворянство уже не представляло собой консолидированного военно-служилого сословия. В нем выделялось «старое дворянство», живущее на доходы от поместий и воинской службы, материальное положение которого ухудшилось из-за снижения реальной стоимости крестьянских рент вследствие революции цен. К этой категории относилась придворная аристократия, получавшая поддержку короны, но стиль ее жизни, требовавший огромных расходов, не способствовал экономической стабильности этого слоя. С другой стороны, к «старому дворянству» относилось и небогатое малоземельное «дворянство шпаги» Социальное расслоение городского и сельского населения привело, как показано выше, к разложению средневекового бюргерства и крестьянства как сословий. Особую категорию, выделившуюся из бюргерской среды, составляли городские интеллектуалы: юристы, врачи, преподаватели, студенты, люди свободных профессий. В результате указанных сдвигов начала намечаться новая социальная стратификация: на основе слияния групп, принадлежавших к разным сословиям, стали новые классы буржуазного общества. В состав ранней буржуазии вливались как сельские, так и городские предприниматели - новое дворянство, купечество, владельцы мануфактур, часть городской интеллигенции, крестьянская элита. Пролетариат формировался за счет обезземеленного крестьянства, разорившихся ремесленников и городского плебса. Реформация Антиклерикальные настроения были распространены в самых разных его слоях на всех этапах Средневековья: с критикой нравов римской курии, клира и монашест
|