![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О в <к © О
О ■ О О О © О, © © в ® о ф. в © -" --------------- 1 •----» © © «| © © © © © © ® © В
; в 'ф @ €) в в < 9©А©© буровых и винтовых сваях минимальное расстояние в свету увеличивают до 2 м. Размещение комуфлетных свай нужно согласовывать с последовательностью комуфлетирования, учитывая, 4 что взрыв ВВ может отрицательно отразиться на твердении бетона близ расположенных ранее изготовленных свай. В связи с этим расстояние между осями комуфлетных свай должно составлять не менее 1, 6 диаметра комуфлетного уширения, а если комуфлетирование осуществляется до схватывания бетона в уширении соседней сваи, то 1, 2 диаметра уширения. При большом числе свай плиту приходится в плане развивать, по сравнению с размерами надфундаментной части. При значительном развитии плита должна быть рассчитана на изгиб от давлений, передаваемых сваями. Расчет производится аналогично расчету фундаментов мелкого заложения (см. п. У1.3). Согласно расчету плиту армируют. Однако во всех случаях независимо от расчета рекомендуется у подошвы плиты укладывать между сваями арматуру в количестве не менее 10—20 см2 на метр плиты в каждом направлении (см. рис. У1.25). Арматуру ставят диаметром не менее 16 мм с расстоянием между стержнями 10—20 см. Защитный слой арматуры должен быть не менее 5 см. При наличии подушки из подводного бетона арматуру укладывают на ее поверхность. Число свай в фундаменте, их расположение и глубина погружения зависят от внешних нагрузок, действующих на фундамент, и геологических условий. Исходя из необходимости заделки свай в грунт наименьшая глубина их погружения для искусственных сооружений принимается равной 4 м, считая от поверхности дна реки после местного размыва при расчетном паводке (повторяемостью один раз в 100 лет) и 3 м при наибольшем паводке (повторяемостью один раз в 300 лет). Для промышленных и гражданских сооружений глубина погружения свай в грунт должна быть не менее 3 м. Несущая способность всех видов свай создается главным образом сопротивлением грунта под их нижними концами. Поэтому сваи рекомендуется погружать до плотных слоев грунта, заглубляя их концы в грунт, принятый в качестве основания фундамента на глубину не менее одного диаметра сваи или диаметра уширения, но не менее 2 м. При этом желательно мощность несущего слоя грунта, считая от низа сваи, иметь не менее трех толщин забивной сваи и не менее диаметра сваи-оболочки или диаметра пяты буровой сваи. Увеличение несущей способности сваи достигается устройством уширении нижних концов. Уширение разбурива-нием грунта целесообразно при несущей способности грунта 15 кгс/см2 и более, а при комуфлетных уширениях—10 кгс/см2. При основаниях, сложенных скальными породами, забивные сваи нужно погружать до скалы. Сваи-оболочки обычно забуривают в скалу для увеличения их несущей способности и обеспечения надежной заделки их нижнего конца.
Скальные прослойки допускается использовать как основание столбов,, если толщина породы ниже торца столба составляет ил менее 1 м, а подстилающий более слабый грунт воспринимает приходящееся на него давление (тангенс угла распространения^ давлений в скале может быть принят равным 0, 5). Для повышения жесткости фундамента сваи погружают наклонно. Одновременно с этим достигается уменьшение размеров плиты фундамента. При имеющихся в настоящее время погружающих средствах, наибольший наклон может быть: для свай диаметром до 0, 8 м — 3: 1; для свай-оболочек (столбов) диаметром 1— 1, 2 м — 4: 1), диаметром 1, 6 — 5: 1, диаметром 2 м — 8: 1. Оболочки диаметром 3 м погружают только вертикально. Сооружение буровых свай освоено с уклоном не положе 4: 1. Погружать сваи круче чем 8: 1 не рекомендуется; в этих случаях следует применять вертикальные сваи. Опыт проектирования и постройки свайных фундаменте^ показывает, что в большинстве случаев выгоднее применять более мощные сваи, уменьшая их число. Однако на выбор вида, свай большое влияние оказывают реальные возможности организации, выполняющей строительство. Конструкция свайного фундамента опоры путепровода через железнодорожные пути приведена' на рис. VI.27. Надфундамент-ная часть опоры состоит из пяти колонн сечением 40X60 см, объединенных вверху сборной железобетонной насадкой, на которую опираются балки пролетных строений. Колонны поставлены на обший свайный фундамент ленточного типа размером в плане 2X12, 9 м. Железобетонные сваи сечением 30x35 см и длиной 8 м забиты в толщу пылеватых супесей и суглинков, подстилаемых глинами. Количество свай в фундаменте—14, расчетные давления на каждую сваю —37 тс. Сваи забиты в рядовом порядке с расстоянием между рядами 1, 2 и 2 м. Верхние концы свай объединены плитой, которая имеет высоту 1 м и выполнена из монолитного бетона марки 200. Сваи заведены в плиту на 20 см. Для обеспечения заделки сваи их верхние концы разбиты, арматура оголена и на 50 см заведена в бетон плиты. Плита внизу армирована сеткой из стержней диаметром 8 мм. На плиту ростверка установлены сборные железобетонные под-колонники стаканного типа. Каждый подколонник соединен с плитой ростверка шестью анкерными стержнями диаметром 22 мм. Колонны опущены внутрь подколонников, и зазор между ними залит бетоном. Облегченная конструкция свайного устоя под железобетонные пролетные строения длиной 33 м при высоте насыпи 5, 6 м показана на рис. У1.28. Этот пример характерен отсутствием четко выраженных основных частей опоры: фундамента и надфундаментной части. В соответствии с действующими усилиями — вертикальными от веса пролетного строения и горизонтальными от давления грунта насыпи —по фасаду устоя забиты два ряда свай сечением
6-6
Рис. У1.27. Конструкция свайного фундамента опоры путепровода
30x35 см, из которых наружный ряд забит с наклоном 4: 1, а внутч ренний — вертикально. По верхним концам свай уложена монолитная железобетонная плита — насадка сечением 0, 5x14 м. Насадка армирована продольными стержнями периодического профиля диаметром 25 мм и шестисрезными хомутами диаметром 6 мм, поставленными через 25 см; арматура свай заходит в тело насадки на полную ее высоту. На насадку уложена сборная железобетонная шкафная часть устоя, состоящая из горизонтальной и вертикальной плиты. Крайние блоки шкафной части имеют откосные крылья. Шкафная часть уложена на подливку из цементного раствора. Конструкция фундамента под массивную опору городского моста с железобетонными арочными пролетными строениями длиной 42, 5 м приведена на рис. У1.29. Ложе реки в месте сооружения опоры сложено песчаными отложениями, мощностью около 3 м, ниже которых на глубину 18, 6 м идут глины средней плотности с прослойками суглинков. Глины подстилаются мощным слоем пластичных суглинков с тонкими прослойками супеси. Глубина воды в реке в межень равна 2, 85 м; глубина максимального размыва, считая от межени, составляет 8, 5 м. Фундамент сооружен из буровых свай ЦНИИСа длиной 27 м-». погруженных в слой суглинка. Диаметр ствола сваи равен 1, 35 м, диаметр уширения — 3 м. Сваи армированы каркасами из продольных стержней диаметром 20 мм и спирали диаметром 8 мм; шаг спирали 15 см. Тело свай и арматурный каркас глубоко Рис. У1.30. Конструкция фундамента из свай-оболочек: / — суглинок 2, 5 м; 2 — песок среднезернистый 4.2 м; 3 — гравийнощебенистый слой с песчаным заполнителем 6, 2 м; 4 — трещиноватый известняк 0, 5 м; 5 — мергелистая глина 4, 1 ы; 6 — известняк плотный; 7 — шпунтовое ограждение
заведены в кладку плиты. Все ю свай погружены с наклоном 5: 1. Давление на сваю от основный сил составляет 485 тс, от основе ных и дополнительных — 510 тс. Конструкция опоры автодорожного железобетонного моста с пролетами 120 и 80 м приведена на рис. У1.30. Фундаменты опоры составят из оболочек диаметром 1, 6 м. Геология в месте сооружения опоры представлена среднезернистыми песками с небольшим включением гравия, мощным слоем гравийно-щебе-ночного грунта крупностью до 100 мм с заполнителем из крупно- и среднезернистого песка, прослойкой слабого трещиноватого известняка, слоя мергелистой глины и- подстилающего плотного известняка.
Железобетонные оболочки размещены в два ряда с расстояниями между осями рядов 5, 5 м; столь большое расстояние между оболочками продиктовано значительными моментами, действующими на опору вдоль моста. Поперек моста расстояние в свету между оболочками принято 1, 6 м. Оболочки доведены до известняков и забурены в него на глубину 2 м и более. Внутренние полости оболочек заполнены бетоном марки 400. .Верхние концы оболочек заведены на 25 см в плиту фундамента и связаны с пей арматурным каркасом и стержнями сте^-нок; низ плиты армирован арматурными сетками из стержней диаметром 16 мм. Фундаментная плита толщиной 3 м и нижняя монолитная часть опоры высотой 2, 2 м выполнены из бетона марки 300. Остальная часть опоры сделана сборной из железобетонных тонкостенных блоков, частично заполненных бетоном. Фундамент опоры под железобетонное строение длиной 70 м, приведенный на рис. VI.31, состоит из двух оболочек диаметром 5 м. Оболочки погружены в песчаный грунт на глубину 27 м, считая от уровня воды в реке. Внизу на высоту 4 м оболочки заполнены бетоном, выше — оставлены пустотелыми. Толщина стенока оболочек—14 см; после опускания и откачки воды их толщина увеличена и доведена до 65 см. Внутренние полости оболочек вверху перекрыты железобетонной плитой, на которую уложено бетонное^заполнение высотой 1, 7 м и затем фундаментная плита толщиной 2 м. Давление на песок под подошвой оболочек достигает 13 кгс/см2. Конструкции фундаментов гражданских сооружений значительно проще. Под несущие стены относительно небольших промышленных и жилых зданий (5-этажные панельные дома) при средних грунтовых условиях сваи располагают в один ряд (рис. У1.32). На головы свай устанавливают оголовки с пирамидальным отверстием для омоноличивания. Перед установкой оголовков арматуру свай оголяют, разбивая верхнюю часть свай под одну отметку. На ого- Рис. У1.32. Фундамент под торцевую стену жилого здания и деталь сопряжения сваи с оголовком и фундаментной балкой ростверка: 1 — стена здания; 2 — пол первого этажа; 3 — цокольная панель; 4 — фундаментная балка; ° — оголовок сваи; б — свая; 7 — отмостка; 8 — стальная накладка; 9 — закладная деталь; 10 — выравнивающий слой цементного раствора. Размеры показаны в сантиметрах ловки укладывают по цементной подготовке толщиной 20 мм фун-4 даментные балки (балки ростверка) и на них конструкцию пола«первого этажа. При отсутствии подвального помещения под на-, ружными стенами устанавливают цокольные панели с небольшим 5 (около 1 м) заглублением в грунт, что по условию промерзания грунта в отапливаемых зданиях допустимо. Подполье используют для прокладки коммуникаций. По типовому проекту фундаментов сваи приняты сечением 25X25 и ЗОХ. ХЗО см, длиной 6—8 м в зависимости от грунтовых условий. Нагрузка на сваю составляет 25—35 тс. Под стены более крупных зданий сваи располагают, как правило, не более чем в 2 ряда. Свайные фундаменты под жилые здания в значительной мере уменьшают объем работ по рытью котлованов и сокращают сроки строительства «нулевого цикла». Фундаменты под колонны и отдельные машины имеют индивидуальные конструкции и могут быть сравнительно сложными. В этих случаях находят применение сваи большой несущей способности, например буровые. ГлаваУП. ПОСТРОЙКА СВАЙНЫХ
|