Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фундаментов
УН.1. ОБОРУДОВАНИЕ И ОБУСТРОЙСТВА ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ СВАЙ И ОБОЛОЧЕК Постройка свайных фундаментов состоит из погружения свай и возведения плиты. В зависимости от расположения плиты по отношению к поверхности земли или дна реки для ее возведения может потребоваться ряд работ, аналогичных работам по возведению фундаментов в открытых котлованах (см. гл. V). Ниже рассматриваются специфичеакие работы, связанные с возведением свайных фундаментов, и прежде всего методы погружения забивных свай а свай-оболочек, а также способы устройства буровых свай и столбов, получивших наибольшее распространение. Сваи забивают в грунт специальными снарядами ударного или вибрационного действия Ч Снаряды ударного действия называются молотами. Молоты бывают подвесные, паровоздушные и дизельные. Подвесный молот (рис. VII.1) представляет собой стальную или чугунную отливку массой от 100 до 3000 кгс, которую периодически сбрасывают на голову сваи с высоты 3—4 м. Движение молота происходит по направляющим (стреле копра), с которыми его соединяют кольцами и ползунами; молот поднимают тросом„ идущим от ручной или механической лебедки. Для сбрасывания молота служит специальный крюк, закрепленный на конце троса: подняв молот на необходимую высоту, крюк выдергивают из проушины, нажимая на рычаг, после чего молот свободно падает. Частота ударов составляет 3—4 удара в минуту. Интенсивность погружения сваи зависит от энергии удара, равной произведению веса молота на высоту падения. Забивка подвесным молотом малопроизводительна и малоэффективна; к такому способу прибегают крайне редко, например, когда необходимо забить малое число свай на относительно небольшую глубину или когда отсутствует более совершенное оборудование. В паровоздушных молотах используется энергия пара или сжатого воздуха. Паровоздушный молот одиночного действия простейшей конструкции (рис. УП.2, а) состоит из цилиндра, перемещающегося вдоль стрелы копра, и поршня, неподвижно соединенного с головой сваи. В крышке цилиндра 1 Сваи могут быть также погружены задавливанием путем приложения к ннм статических нагрузок. Этот способ не рассматривается, так как применение его весьма ограничено. Рис. У11.1. Подвесной молот: Рис. УИ.2. Паровоздушный молот оди- / —трос; 2 — рычаг; 3 — стрела копра; НОЧНОГО действия: 4 -пальцы; 5-молот; € - ползун /-выпуск пара; 2 - парораспределительный (трехходовой) кран; 3 — крышка цилиндра; 4 — корпус цилиндра; 5 — поршень; 6 — компрессионные кольца; 7 — шток; в — выход воздуха и конденсата; 9 — пальцы; 10 — стрела копра; 11 — свая расположен трехходовой парораспределительный кран, к которому по шлангам подводят пар или сжатый воздух. Трехходовой кран (рис. УП.2, б) имеет диаметральную (сквозную и радиальную прорези, расположенные перпендикулярно друг к другу. В положении крана, при котором перекрыт впуск пара, надпоршневое пространство цилиндра сообщается через сквозную прорезь с наружной атмосферой. При повороте крана на 90° перекрывается выходное отверстие и пар поступает в цилиндр. При поступлении пара в надпоршневое пространство цилиндр поднимается вверх. После переключения крана отработавший пар выходит в атмосферу и цилиндр свободно падает на голову сваи. Таким образом, ударной частью этого типа молота является цилиндр, причем подобно подвесному молоту энергия удара создается только весом падающего цилиндра, поэтому такой молот и называется молотом одиночного действия. В современных моделях конструкция молотов одиночного действия значительно улучшена, в частности парораспределительный кран полуавтоматизирован (при подъеме цилиндра на заданную высоту кран переключается автоматически). Промышленностью изготовляются молоты одиночного действия с весом ударной части от 1, 8 до 8, 2 тс и высотой падения до 1, 5 м, числом ударов в минуту 30—50, рабочем давлении пара (воздуха) от 6 до 10 кгс/см2, расходом пара от 350 до 1500 кг/ч, расходом сжатого воздуха 9— 26 м3/мин. Вес молота составляет от 2, 6 до 11 тс, высота — 2, 8—4, 9 м. Энергия одного удара—от 2700 до 10 000 кгс-м. В паровоздушных молотах двойного действия энергия удара создается не только ударной частью, но и давлением пара (воздуха) на ударную часть. Молот (рис. УП.З) состоит из бойка, соединенного штоком с поршнем. Поршень перемещается в неподвижном цилиндре, скрепленным четырьмя болтами с крышкой молота и шаботом. В стенках цилиндра расположено парораспределительное устройство (золотник), подающее автоматически пар (воздух) последовательно в подпоршневое и надпоршневое пространство цилиндра. При подаче пара в подпоршневое пространство поршень поднимается вверх, при подаче пара в надпоршневое пространство поршень падает вниз. Падение поршня с бойком происходит под действием не только его веса, но и давления пара (отсюда название — молот двойного действия). Для выхода отработанного пара в стенках корпуса име- Рис. УП.З. Паровоздушный молот двойного действия: / — шабот; 2 — боек; 3 — корпус; 4 — шток; 5 — поршень; 6 — цилиндр; 7 — соединительный болт; 8 — крышка цилиндра; 9 — штуцер для подачи пара; 10 — золотник; И — палец Рис. УНА Штанговый и трубчатый дизельные молоты: 1 _ рычаг для сброса цилиндра; 2 — кошка; 3 — цилиндр; 4 — штырь; 5 — штаига; 6 — форсунка--7 — поршневой блок; 8 — топливная трубка; 9 — рычаг подачи топлива; 10 — -топлив-
.._.*.*.----- < /—«.„„„„„„чй к„.,. 19 — ш.птао пгтгтя- 13 — поршень; 14 •— цилиндр; 15 — -рычаг подачи топлива; 19 — топлив- ются каналы, сообщающиеся с наружным воздухом. Молот двойного действия не требует направляющих устройств: будучи надежно соединен с головой сваи пальцами, выступающими из корпуса, он опускается вместе «о сваей. От случайного падения молот удерживается за проушину слабо натянутым тросом. Некоторые модели молотов двойного действия приспособлены к работе под водой- Вес ударной части наиболее употребительных молотов двойного действия составляет от 0, 6 до 2, 25 тс, ход поршня от 0, 4 до 0, 58 м, энергия удара от 950 до 2700 кгс-м, число ударов в минуту от 100 до 140, высота молота от 2, 4 до 3 м, полный вес от 3 до 5, 2 тс. Для работы молотов обычно используют компрессоры производительностью от 13 до 17 м3/мин с рабочим давлением сжатого воздуха 7—8 кгс/см2. Для работы паровоздушных молотов требуются достаточно мощные энергетические установки и сложное вспомогательное оборудование: паровые котлы, компрессоры, паро- и воздухопроводы, шланги и т. д. Это удорожает и усложняет их применение. Дизель-молоты выпускаются промышленностью двух типов (табл. VII.1). В штанговом дизель-молоте (рис. УП.4, а) ударной частью служит цилиндр, который перемещается по вертикальным штангам. В нижней части молота- расположен поршневой блок, состоящий из поршня с компрессионными кольцами, топливного бака и плунжерного насоса, подающего жидкое топливо в форсунку. Форсунка распыляет топливо в тот момент, когда ударная часть опускается на поршень и в камере сжатия цилиндра создается давление, необходимое для самовозгорания топлива. Подача топлива автоматизирована: при определенном положении ударной части штырь (кулачок), закрепленный на ней снаружи, надавливая на рычаг топливного насоса, приводит в движение плунжер, и насос подает очередную порцию топлива в камеру сжатия. При сгорании топлива происходит взрыв, силой которого ударная часть подбрасывается вверх, после чего она вновь падает на поршень и т. д. Весь процесс отрегулирован так, что в нижнем положении ударная часть успевает до подбрасывания нанести своими шипами удар по наковальне и шаровой опоре- Таблица VII.!
Рис. ЛШ.6. Схема вибропогружателя и график изменения возмущающей силы: / — электромотор; 2 — захват; 3 — корпус; 4 — де-балаис; 5 — вал; 6 — переходник; 7 — фланец сваи-оболочки; 8 — свая-оболочка; 9 — болт^ /—/V — последовательность расположения деба-лансов Молот закрепляется на стреле копра с помощью специальных отливок (лап поршневого блока) и траверсы. Молот поднимается кошкой, к которой прикреплен трос, идущий от лебедки. Для работы молота необходимо вначале поднять ударную часть и сбросить ее на поршень; это производится с помощью крюка и рычага» расположенных на кошке. Работа трубчатого дизель-молота (рис. VII.4, б) ©снована на том же принципе, но в нем ударной частью является поршень. Цилиндр представляет собой стальную трубу, внутри которой перемещается поршень. Труба соединена с массивной пятой, имеющей чашеобразное углубление. Нижний конец поршня заканчивается ударником сферической формы. В нижнем положении, когда поршень соприкасается с пятой, между ними остается кольцевое пространство, образующее кам«ру сжатия. Жидкое топливо подается в углубление пяты и разбрызгивается ударником при падении'поршня. Топливный насос подает топливо автоматически, для чего служит рычаг, выступающий внутрь цилиндра сквозь щель в его стенке. Во время забивки сваи молот закреп-.ляют за стрелу копра, вдоль которой он свободно опускается по мере погружения сваи в грунт. Дизель-молоты работают на дешевых сортах жидкого топлива: соляровом масле, лигроине, керосине. При забивке свай молотами необходимо защищать головы свай от разрушения. Для этого деревянные сваи укрепляют бугелем. При штанговом дизель-молоте бугель не ставят, так как его заменяет шаровая опора молота. Железобетонные сваи забивают с помощью наголовника с амортизирующими прокладками (рис. УП.5). Начиная с 1949 г. для погружения свай с большим успехом применяют вибрационный способ. Снаряды вибрационного действия —в ибропогружатели, впервые разработанные и освоенные советскими специалистами (проф. Д. Д.Баркан, проф. К. С. Силин, инж. Б. П. Татарников и др.), позволяют в несколько раз ускорить процесс погружения свай в грунт и сократить трудоемкость и сроки работ по возведению фундаментов. Вибропогружателем свае сообщаются продольные колебательные движения, и свая легко проникает в грунт под действием только собственного веса и веса вибропогружателя, так как в результате колебаний почти полностью исчезает трение между поверхностью сваи и грунтом. В зависимости от частоты колебаний различают высоко- и низкочастотные вибропогружатели. Высокочастотные вибропогружатели имеют частоту до 2500 колебаний в минуту. Применение их целесообразно для погружения стальных шпунтин. Для погружения свай применяют низкочастотные вибропогружатели с частотой в пределах от 400 до 650 колебаний в минуту. Вибропогружатель (рис. УП.б, а) состоит из сваренного из стальных листов корпуса, на крышке которого расположен электромотор переменного тока. Системой зубчатых передач электромотор связан с валами, попарно вращающимися в противоположных направлениях; на валах насажены дебалансы. При вращении дебалансов возникают центробежные силы (рис. VII-б), причем в нижнем и верхнем положении дебалансов эти силы суммируются, давая равнодействующую, направленную соответственно вниз и вверх, а при боковых положениях дебалансов центробежные силы взаимно уравновешиваются- Таким образом, вся вибросистема, состоящая из сваи с жестко закрепленным на ее голове вибропогружателем, испытывает переменную продольную изменяющуюся по синусоидальному закону силу N (рис- УП.б, в), которая создает необходимые для погружения сваи продольные колебательные движения. Основными характеристиками вибропогружателей служат развиваемая ими центробежная сила, называемая возмущающей силой, и статический момент дебалансов. Возмущающая сила (в кгс) М а М I 2яя \2 е е \ 60 ) Статический момент дебалансов Здесь М — суммарный статический момент дебалансов относительно осей вращения, кгс-см; со — угловая скорость вращения дебалансов; п — частота вращения, об/мин; § — ускорение силы тяжести, равная 981 см/с2; О г — вес 1-го дебаланса, кгс; е\ — расстояние от оси вращения 1-го дебаланса до его центра тяжести, см.
От статического момента дебалансов зависит амплитуда колебания всей вибрюсистемы. При нормальном погружении сваи амплитуда (в см) А, = где Оц — вес вибропогружателя, кгс; Сев — вес сваи с наголовником, кгс. Современные низкочастотные вибропогружатели характеризуются следующими показателями: Возмущающая сила, тс................................................................. 18, 5—340 Статический момент эксцентриков, кгс-см................................ 93—934 Число грузовых валов............................................................... 2—8 Частота вращения дебалансов, об/мин..................................... 400—667 Потребляемая мощность, кВт..................................................... 60—400 Масса вибропогружателя, т......................................................... 4—27, 6 Габаритные размеры, м: высота..................................................................................... 1, 7—3, 75 ширина................................................................................... 1, 15—4, 42 длина....................................................................................... 0, 88—5, 1 В некоторых моделях вибропогружателей возмущающую силу можно изменять, меняя частоту вращения или статический момент дебалансов. При погружении оболочек больших диаметров прибегают к установке спаренных, синхронно работающих вибропогружателей (рис.УП.7). Вибропогружатель должен гичные наголовники применяют и для свай-оболочек. В них крепление осуществляется цанговым устройством, захватывающим стенку сваи (оболочки) с внутренней и наружной сторон. Наголовники фрикционного действия весьма удобны: они требуют минимального времени для снятия и установки вибропогружателя. Однако они не универсальны, так как приспособлены для свай только определенных толщин. Поэтому на стройках продолжают применять переходники с болтовыми фланцевыми соединениями (рис. УП.9). При нагружении оболочек приходится периодически удалять грунт из их внутренних полостей, для чего необходимо снимать с оболочки вибропогружатель, а затем вновь его устанавливать. Эта непроизводительная работа отнимает много времени (несколько часов при фланцево-болтовых переходниках) и снижает темпы погружения оболочек. Для исключения этих работ в мостостроении созданы вибропогружатели ВУ-1, 6 для оболочек диаметром 1, 6 м и ВУ-3 для оболочек 3 м с проходным отверстием (рис. VII. 10). В этих вибропогружателях диаметрально расположенные электромоторы, установлены на кольцевой раме. Внутреннее свободное пространство рамы позволяет разрабатывать грунт в оболочке без снятия вибропогружателя. Кроме вибропогружателей в строительстве используются вибромолоты, в которых вибрационное воздействие совмещено с ударным. В вибромолоте (рис. VII.11) вибропогружатель соединен с погружаемым элементом (наголовником) пружинами и жесткими тягами (болтами). При вращении дебалансов наряду Рнс. УП.8. Автоматический наголовник: / — вибропогружатель; 2 — трос от крюка крана; 3 — закрытая пружина; 4 — корпус; 5 — шарнир; 6 — зажимный башмак; 7 — свая Рис. УП.9. Фланцево-болтовой наголовник (переходник): / — вибропогружатель; 2 — наголовник; ■ 3 — фланец; 4 — оболочка; 5 — болты; 6 — ребра жесткости
7—2644
с возмущающей силой возникают удары наковальника по оголовку. В результате погружающее воздействие снаряда увеличива-' ется. Вибромолоты имеют следующие характеристики: Возмущающая сила, тс................................................................ 5—21, 8 Статический момент эксцентриков кгс-м.................................. 3, 22—24, 60 Чистота вращения дебалансов, об/мин....................................... 960—1450 Частота ударов, уд/мин............................................................ 480—1450 Потребляемая мощность, кВт................................................ 5, 5—28 Масса вибромолота, т.............................................................. 1, 1—6, 5 При постройке фундаментов нередко возникает необходимость извлечения из грунта шпунта и свай. Это выполняется молотами двойного действия, вибропогружателями или сваевытаскивателя-ми специальной конструкции. Для извлечения свай (шпунтов) молотом двойного действия молот закрепляют к свае в перевернутом положении и во время его работы тяговым тросом того или иного грузоподъемного крана. вытаскивают сваю из грунта. При вибропогружателе сваю также извлекают тросом, закрепленным за вибропогружатель.
Вспомогательным средством, облегчающим погружение, является подмыв свай напорной водой (рис. VII.12, а). Сущность подмыва заключается в том, что к нижнему концу сваи подается по трубам под большим напором вода. Вода, размывая грунт под острием сваи, значительно уменьшает сопротивление погружению. Одновременно, поднимаясь по стволу сваи вверх, вода смачивает ее поверхность и снижает силы трения. В результате сопротивление погружению настолько уменьшается, что свая проникает Рис. VII.12. Схема подмыва свай и деталь конусного наконечника: 1 — водоем; 2 — насос; 3 — водонапорные трубы; 4 — копер; 5 — свая; 6 — подмывные трубы; 7 — наконечник подмывной трубы; 8 — воздуховодная труба; 9 — концевая часть воздуховодной трубы в грунт под легкими ударами молота, а при интенсивном подмыве— только под действием собственного веса и веса молота, расположенного на ней. Вода из водоема подается центробежным насосом по напорным стальным трубам и через гибкие шланги поступает в подмывные трубы внутренним диаметром й — от 37 до 75 мм (обычно 50 мм), которые заканчиваются конусными наконечниками. Конусный наконечник (рис. VII.12, б) имеет центральное отверстие диаметром (0, 25-^0, 4) д, и от четырех до восьми боковых отверстий диаметром 6—10 мм, направленных под углом 45° к продольной оси трубы. При погружении сплошных свай (деревянных, железобетонных) подмывные трубы симметрично располагают вдоль боковых сторон сваи, поддерживая их тросами, идущими от лебедок; для фиксации положения трубы рекомендуется пропускать через хомуты или скобы, прикрепленные к свае. В пустотелых сваях подмывную трубу располагают внутри сваи, заранее закладывая в ее острие отрезок трубы, к которому присоединяют наконечник и подмывную трубу. Для повышения эффективности подмыва в пылеватых песках целесообразно применять пневмоиглу, по которой одновременно с водой подается к острию сваи сжатый воздух. Воздух, уменьшая удельный вес смеси воды с грунтом, способствует его размыву и выносу вверх по стволу сваи. Подмыв прекращают, не доходя 1—2 м до проектной глубины погружения. После этого сваю добивают молотом. Добивка обеспечивает погружение нижней части сваи в грунты ненарушенной структуры и восстанавливает плотность.грунтов, размытых подмывом. 7* 195 . Таблица УН.2 Таблица УН.З
Грунт
Ил, илистый песок, мелкозернистый песок, супесь, илистая глина, мягкая глина Песок и супесь, слежавшиеся, песок с галькой и гравием, суглинок, глина средней плотности Необходимый напор и расход воды для подмыва свай может быть ориентировочно определен по табл. VI 1.2. Расчет оборудования для подмыва свай сводится к определению параметров насоса по характеристикам принятой системы подачи воды. При заданном расходе воды < 2 м3/с насос должен обеспечить напор воды Я=Я0 + Л1 + Л2 + Лз. Потери в напорных трубах можно определить по формуле
0, 0014825
труб диаметром 100 мм Йо = Здесь Н0 — необходимый напор у наконечника, задаваемый согласно табл. VII. 1 (1 кгс/см2 равен 10 м напора), м; Н\ —потери «апора в напорных трубах, м; Л2 — потери напора в шлангах, м; 1ц — потери напора в клапанах, тройниках и т. д., м; Б — диаметр напорных труб, м; Ь — длина напорной сети, м; ^ш — длина шлангов; кш— коэффициент, принимаемый по данным табл. \^Н.З. Потеря напора в каждом из клапанов, тройников и т. д. приблизительно равна потере в прямой трубе длиной 5 м. По полученным С} к Н подбирают необходимую насосную установку. Подмыв свай наиболее эффективен в несвязных грунтах. В глинах и суглинках, особенно твердых и полутвердых, прибегать к подмыву не рекомендуется, так как при размыве этих грунтов значительно снижается несущая способность свай.
При забивке свае должно быть придано положение, соответствующее проектному. Кроме того, для работы большинства сваебойных снарядов, особенно при погружении наклонных свай, необходимо иметь направляющие устройства, фиксирующие перемещение молотов и направление их ударов. Для этого служат копры и краны, снабженные соответствующим навесным оборудованием, а также направляющие каркасы и кондукторы. Копры представляют собой конструкции целевого назначения: их применяют только для погружения свай (шпунта). Они могут быть деревянными и металлическими. В современном строительстве преимущественно применяют металлические копры сборно-разборной конструкции. Легкий копр (рис. VII. 13), специально приспособленный для работы дизель-молотов, состоит из вертикальной стрелы, горизонтальной рамы и элементов жесткости. Стрела и рама выполнены из швеллеров, элементы жесткости — из труб; все монтажные соединения— на болтах. Рама установлена на ролики с горизонтальными и вертикальными осями вращения, что облегчает перемещение копра. На раме расположена двухбарабанная лебедка, один трос которой служит для подъема молота, другой — для подъема и установки под молот свай. Вверху стрела оканчивается траверсой и роликами для тросов. Для забивки наклонных свай стрела может быть поставлена с наклоном 1: 10 в сторону копра или от него. Полная высота копра в зависимости от его марки составляет от 11 до 17 м; полезная высота, равная полной, за вычетом высоты молота в его верхнем положении — от 7, 5 до 13 м; масса копра с лебедкой — от 1, 85 до 10, 75 т. При большом объеме свайных работ и погружении длинных тяжелых свай применяют универсальные полноповоротные самоходные копры (рис..VII. 14), оборудованные самостоятельной паросиловой или компрессорной установкой. Наибольший наклон стрелы таких копров —1: 3. Высота их обеспечивает возможность забивки свай длиной до 28 м. В комплект универсальных копров входят паровоздушные молоты одиночного или двойного действия. Масса универсальных копров с оборудованием — от 30 до 75 т. Часто возникает необходимость в забивке свай ниже уровня стоянки копра. В этом случае пли наращивают сваю съемным элементом, называемым подбабком, или же присоединяют к стреле "
Рис. VII.13. Сборно-разборный копер: / — трос для подъема свай; 2 — стрела; 3 — элементы жесткости: 4 — трос для подъема дизель-молота; 5 — дизель-молот; 6 — рама копра съемный элемент, называемый выносной стрелой. Подбабок значительно ухудшает забивку сваи, и применять его не рекомендуется. Длина выносной стрелы достигает в некоторых видах копров 5—7 м, что позволяет забивать сваи в глубоких котлованах. при расположении копра выше его дна. Копры обеспечивают большую точность погружения свай и возможность использования мощных сваебойных снарядов. Однако они непригодны для других строительных работ и не обладают достаточной маневренностью. В этом отношении универсальны самоходные' краны на пневматическом или гусеничном ходу, снабженные навесным копровым оборудованием (рис. VII. 15). Навесное оборудование состоит из направляющей стрелы и телескопической распорки, удерживающей стрелу в заданном вертикальном или наклонном положении. Направляющая стрела вверху прикреплена к основной грузоподъемной стреле крана, а внизу для большей устойчивости ее иногда опирают на грунт с помощью пружинных опорных подушек.
Рис. УП.15. Самоходный гусеничный кран-копер Рис. VII.16. Копровое направляющее устройство: / — направляющие стрелы; 2 — ферма жесткости; 3 — вибропогружатель; 4 — ролики; 5 — оболочка; 6 — винтовая распорка; 7 —лебедка; 8 — балласт; 9 — рама; 10 — рельсовый путь Кроме самоходных автомобильных или гусеничных кранов для погружения свай могут быть использованы и другие виды строительных кранов, снабженных аналогичным навесным оборудованием — стационарные стреловые > краны-дерики, козловые.краны и т. д. Кроме копров, изготовляемых промышленностью, при постройке мостов часто прибегают к устройству копровых направляющих каркасов и кондукторов. Копровые направляющие (рис. VII. 16), собираемые из инвентарных сборно-разборных конструкций (УИК), состоят из направляющих вертикальных или наклонных стрел и двух или более ферм жесткости. Фермы жесткости устанавливают на тележки, облегчающие их перемещение, или при небольшой массе и высоте переставляют кранами- Каркасы (рис. VII.17) представляют собой пространственную стальную конструкцию, состоящую из нескольких, обычно двух или трех, горизонтальных плоскостей, соединенных вертикальными связями. Горизонтальные плоскости и связи собирают из линейных элементов (уголков, швеллеров, двутавров) в геометрически неизменяемую систему. Все монтажные соединения элементов болтовые, что обеспечивает разборку каркаса после возведения фундамента. Для погружения свай (оболочек) в каркасах предусматривают фиксированные ячейки. Ячейки обустраивают четырьмя направляющими деревянными брусьями, удерживающи- ми погружаемый элемент в проектном положении. Длина брусьев для вертикальных свай (оболочек) — не менее 2 м при одноярусных каркасах и 4 м при двухъярусных. Для наклонных свай (оболочек) длина направляющих брусьев должна быть не менее 6 м. Зазор между погружаемым элементом и направляющими брусьями — 2—3 см. Каркасы применяют на акваториях при глубине воды более 3—4 м. Для погружения вертикальных свай и оболочек, при скорости течения воды до 1 м*/с и глубине не более 10 м применяют одноярусные каркасы, при больших глубинах и скоростях течения, а также для погружения наклонных свай и оболочек применяют каркасы из двух и более ярусов. На верхней плоскости каркасов устанавливают рабочий настил, -на котором можно располагать необходимое для выполнения работ оборудование. Обычно каркасы одновременно используют как распорное крепление шпунтовых ограждений. Каркасы сложные и дорогие сооружения (масса их достигает 30—100 т) и применение их экономически оправдывается при многократном использовании.
Для удешевления постройки фундаментов весьма перспективны (вместо каркасов) железобетонные кондукторы, включаемые в состав плит фундаментов. Кондуктор обычно (рис. VII. 19) пред-
Рис. VII. 18. Железобетонный кондуктор для погружения свай: 1 — дощатая перемычка; 2 —бетон омонолнчивания ставляет собой железобетонный понтон, в дне которого имеются направляющие патрубки для свай. Патрубки выведены выше уровня воды в акватории, борты на-рощены деревянными перемычками, чем обеспечена плавучесть кондуктора. После установки 'кондуктора по осям опоры и раскрепления якорями погружают сваи через патрубки, а затем насухо бетонируют плиту фундамента.. Применение плавучих кондукторов осложняется при больших скоростях течения воды и значительных колебаниях ее уровня в период строительства.
|