Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Савва Морозов и Московский художественный театр






Среди крупных московских купеческих фамилий самой выдающейся была династия Морозовых. Основатель династии, Савва Васильевич Морозов, дожив до глубокой старости, так и не одолел русской грамоты, пройдя удивительный путь от крепостного до купца первой гильдии, человека заметного и богатого. Сын его, Тимофей Саввич, возглавит самую крупную мануфактуру – Никольскую в Орехово-Зуево и в десять раз увеличит унаследованный от отца капитал. Его сын, Савва Тимофеевич, пойдёт ещё дальше, в короткое время сделает фабрику одной из самых производительных и доходных в России.

С.Т. Морозов успешно закончил Московский университет. После окончания университета уезжает в Англию, изучает химию в Кембриджском университете, собирается защищать диссертацию. Работал на текстильной фабрике в Манчестере, специализировался в области красителей, имел патенты на изобретения. Купец Морозов был энциклопедически образованным человеком, сведущим в самых различных областях знаний.

Московскому Художественному театру суждено было сыграть поистине историческую роль не только в жизни отечественного театра, но и в судьбах всей отечественной культуры. Вклад Саввы Тимофеевича Морозова в становление театра не ограничивался поражающими воображение суммами; он сам строил театр в буквальном смысле слова. Именно в этом театре плодотворно работали гениальный режиссёр К.С. Станиславский, создатель авторитетной во всём мире театральной системы, выдающиеся художники сцены: М. Чехов, Е. Вахтангов, В. Качалов и многие другие.

Театр строился не только на деньги С.Т. Морозова, но и в буквальном смысле слова – его трудом, его руками. Решение этого трудного дела Морозов выполнил со всем размахом и широтой, присущими его натуре, и выстроил новый театр в Камергерском переулке. Девиз, которым он руководствовался, гласил: всё – для искусства и актёра, тогда и зрителю будет хорошо в театре. Морозов не жалел денег на сцену, на её оборудование; часть здания, которая предназначена для зрителей, была отделана с чрезвычайной простотой, по эскизам известного архитектора Шехтеля, строившего театр безвозмездно. В отделке театра не было допущено ни одного яркого или золотого пятна, чтобы приберечь эффект ярких красок для декораций и обстановки сцены.

Гордостью театра стала специально сконструированная Шехтелем сцена. Здесь происходило вращение целого подпольного этажа. В самой сцене был устроен огромный люк, который опускался с помощью электрического двигателя. В число нововведений входила и значительно усовершенствованная вентиляционная система. Всем освещением сцены и зрительного зала управлял устроенный по последнему слову техники электрический рояль – детище С.Т. Морозова.

Для актёров предназначались комфортабельные гримёрные с мягкими кушетками для отдыха, письменным столом. Зрительный зал на 1100 мест (партер, амфитеатр и два яруса) выдержан был в зеленовато-оливковой гамме. Появился ставший вскоре легендой, визитной карточкой Художественного, занавес с белой чайкой, каждый раз напоминавший, что Чехов и театр Станиславского – это синонимы.

Новое оформление получили театральные подъезды – фонари с дуговыми лампами. Пловец, борющийся с волнами, и летящая над ним чайка служили символом искусства Художественного театра, его историческим предназначением.

(427 слов) По А. Аронову

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал