Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3. Русские княжества в период
ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XII - XV ВВ.)
3.1. Причины феодальной раздробленности
Феодальная раздробленность - закономерный этап развития средневековых государств. Древняя Русь не стала в этом отношении исключением. Закрепление отдельных территорий за определенными князьями было ответом на вызов времени. Киевскую Русь сопоставляют с империей Каролингов в Центральной Европе, где в это время происходили такие же процессы образования новых государств. Только, в отличие от Европы, раздробленная Россия имела свой культурный и политический центр в Киеве, а все русские князья были Рюриковичи. Кроме того, существовала единая православная религия, особая форма христианства, которая отличала русских от всех соседей, даже западных славян. Было также единство исторического развития, единство языка, было и политическое единство, поскольку на Руси во всех княжествах княжила одна и та же династия. Соседями славяно-русского племени были совершенно иные народы: литовцы, чудь, черемисы, финны, турки, мордва, печенеги, половцы, хазары, булгары, удмурты и др. Существовала постоянная угроза нападения со стороны этих и других кочевых народов. Поэтому, хотя междоусобица и просуществовала более трехсот лет, русская идея единства никогда не исчезала. Киевская Русь распалась вначале на 14 княжеств, точно по числу племенных союзов VI - VIII вв. Раньше всех обособились Новгород и Полоцк, затем Галич, Волынь, Чернигов. В результате дробления выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Владимиро-Суздальское, Смоленское, Галицко-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское, Новгородская и Псковская земли. В каждом княжестве правила одна из ветвей династии Рюриковичей. В результате продолжавшихся междоусобиц княжества то объединялись, то распадались на новые. Рассмотрим развитие государства и права Руси того времени на примере отдельных княжеств.
3.2. Владимиро-Суздальское княжество
Владимиро-Суздальское княжество - крупнейшее древнерусское феодальное государство в Северо-Восточной Руси. С X века до середины XII в. оно называлось Ростово-Суздальским княжеством и входило в состав Киевской Руси, с середины XII в. стало Владимиро-Суздальским великим княжеством, т.к. столица переместилась в город Владимир. Первоначальными жителями северо-восточной окраины были угро-финские племена меря и мурома. Первыми городами были Суздаль и Ростов. Как считают большинство исследователей, первыми русскими колонистами на Суздальской Руси могли быть новгородцы. Основателем Суздальского княжества был Юрий Долгорукий. Географическое положение Ростово-Суздальской земли имело свои преимущества: не было угрозы набегов степняков, княжеские тиуны и рядовичи не могли добраться до них из-за непроходимых лесов, даже варяжские отряды здесь были редкими гостями. Все это создавало относительную безопасность Северо-Восточной Руси. В руках Суздальских князей был такой магистральный путь, как Волга. Все новгородские пути проходили через Суздальскую землю, этим широко пользовались князья, насильственно воздействуя на экономику Новгорода и собирая большую пошлину с новгородских купцов, которые пользовались торговым путем " из варяг в греки". Настоящим хозяином Северо-Восточной Руси стал сын Юрия Долгорукого Андрей Юрьевич Боголюбский. Столицей он сделал город Владимир, в котором правил единолично. Со своей дружиной и боярами он обращался не как с товарищами, а как с подданными. Не желавшие покориться его воле должны были оставить страну. Можно сказать, что Андрей Боголюбский опережал время на три века, хотел основать самодержавие уже в XII в. Своим деспотизмом он вызвал ненависть противников и был убит в 1174 г. в Боголюбове. Владимирское княжество усилилось при сводном брате Андрея, Всеволоде Большое Гнездо, который продолжил его политику по усилению власти князя. При нем в княжестве окончательно установилась власть в форме монархии. Всеволод Большое Гнездо расширил границы своего княжества за счет новгородских земель по Северной Двине и Печоре, отодвинул границу Волжской Болгарии за Волгу. Он был сильнейшим князем на Руси. Даже после его смерти Владимиро-Суздальское княжество, ядро будущего Московского государства, сохранило первенство среди русских земель. Во Владимире в 1205 г. была создана летопись, получившая впоследствии название Радзивиловской. Владимиро-Суздальское княжество было раннефеодальной монархией. Верховная власть, как законодательная, так и исполнительная, принадлежала великому князю. В XIII - XIV вв. титул великого Владимирского князя считался главным в Северо-Восточной Руси. При князе был совет, состоявший из служилого боярства, духовенства и княжеской дружины. Для решения наиболее важных вопросов созывались феодальные съезды, а в чрезвычайных ситуациях - вече. Местное управление находилось в руках наместников и волостелей, которые осуществляли и судебные функции. Подчинялись они дворецкому. Эта система управления называлась дворцово-вотчинной. Во Владимиро-Суздальском княжестве сохранилась правовая система Древнерусского государства. Русская Правда здесь применялась более длительное время, чем в других княжествах.
3.3. Галицко-Волынское княжество
Галицко-Волынское княжество возникло в результате объединения Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств в 1199 г. Оно занимало юго-западную окраину русских земель и имело большое значение в борьбе с венграми и немцами, а также в установлении торговых связей с Западом. Галицко-Волынское княжество делилось на воеводства. Воевод назначал Боярский совет. В Галицко-Волынском княжестве насчитывалось свыше 80 городов, в которых располагались ювелирные, гончарные, кузнечные и стеклодельные мастерские. Самой многочисленной группой населения были ремесленники и купцы. Большие доходы приносила соляная торговля. Крупным торгово-промышленным и культурным центром был г. Галич. Галицко-Волынское княжество было одним из богатейших и играло важную роль в политической жизни Древней Руси. Эта земля имела своеобразную культуру и интересную историю. В XIV в. Полоцко-Витебско-Минская земля стала " колыбелью" белорусского народа. К сожалению, процесс феодального дробления не позволил ей сохранить свою самостоятельность, и в 1352 г. земли его частично подпали под власть Польши (Галиция), а частично - под власть Литвы (Волынь). Высшим органом власти и управления были князья, боярский совет, вече. Власть князя ограничивалась сильным влиятельным боярством. Сохранялась дворцово-вотчинная система управления. В крупные города посылались посадники, в земства - воеводы и волостели. Здесь установился новый порядок княжеского владения, называемый удельным. Для него характерны два признака: князья становятся независимыми владельцами своих земель, которые передают в наследство по личному распоряжению. Каждое удельное княжество представляло собой монархию. Основным источником права оставалась Русская Правда. Кроме нее действовали церковные уставы киевских князей и местные правовые документы.
3.4. Киевское княжество
После распада Древнерусского государства влияние Киева ослабело, но князья по-прежнему соперничали за великокняжеский престол. Длительные княжеские распри вызвали, по мнению В.О. Ключевского, отток населения с юго-запада Руси во Владимирскую землю. В 1210 г. митрополит Матфей перевел свою кафедру из Киева во Владимир. В связи с тем что Киев часто являлся яблоком раздора между князьями, киевское боярство ввело систему дуумвирата, смысл которой заключался в том, что одновременно на киевский престол приглашались представители двух враждующих княжеских ветвей, что способствовало установлению относительного равновесия и устранению усобицы. В 1132 году Киевское княжество распалось на ряд уделов, в 1240 г. было разорено монголо-татарами, а в 1362 г. вошло в состав Великого княжества Литовского и управлялось литовскими наместниками. С 1471 года оно стало Киевским воеводством. В январе 1654 г. на раде в г. Переяславле, созванной Богданом Хмельницким, провозглашено о добровольном воссоединении Украины с Россией.
3.5. Новгородская и Псковская феодальные республики
Новгородская феодальная республика существовала с 1136 по 1478 года. Она занимала огромную территорию от Урала до Прибалтики, от Ледовитого океана до верховья Волги. В XII - XIII веках в состав республики входил г. Псков. Республиканское правление в Новгороде было с самого начала его существования. В X - XI веках Новгород находился под властью великих киевских князей, которые назначали там своего наместника. В 1136 году новгородцы добились полной независимости и назвали свой город " Господин Великий Новгород". В конце XII в. новгородцы получили право приглашать к себе князя по своему выбору. Чаще всего приглашались владимирские князья. История этого города насчитывает около 80 вооруженных восстаний горожан. Новгород 26 раз воевал со шведами и 11 раз с Ливонским орденом, платил дань монголо-татарам. Московским князьям удалось подчинить Новгород лишь в 1478 г. Псковская феодальная республика была в составе Новгородской. Как самостоятельная республика оформилась в 1348 г. В 1510 году вошла в состав Московского государства. Псков по своему внутреннему устройству был похож на Новгород, только был более централизован и демократичен. В Пскове вместо одного посадника выбирались два. Боярский класс был менее влиятельным, чем в Новгороде, и не держал политическую судьбу города в своих руках. Такого внутреннего разлада, который губил Новгород, в Пскове не было. Самостоятельность Пскова пала не от внутренних, а от внешних причин - стремления Москвы к государственному объединению русских земель. Общественный строй. Во главе новгородского общества стоял сильный, влиятельный и богатый класс бояр. Класс феодалов делился на две категории: духовные феодалы и светские - бояре и житьи люди, хозяева - собственники средних промышленных предприятий и землевладений. Имелся многочисленный и деятельный класс купцов. По направлению своей торговли купцы делились на " заморских" и " низовских", а по предметам торговли их называли: прасолы, суконники, хлебники, рыбники. Городское население состояло из мелких ремесленников: плотников, каменщиков, гончаров, кузнецов, портных, кожевников, рыболовов, лодочников, перевозчиков. Все слои свободного городского населения пользовались одинаковыми политическими и гражданскими правами. Сельское население делилось на две категории: землевладельцы-собственники и смерды, жившие на государственных и церковных землях, а также землях частных собственников. Крестьяне, которые обрабатывали чужие земли, назывались " половниками", " третниками" или " четвертниками" в соответствии с договором. Крестьяне были лично свободными и имели право переходить от одного землевладельца к другому. Сельское население объединялось в общины, носившие название погостов, в которых существовало самоуправление. Они сами выбирали себе старост, обсуждали и решали свои нужды и творили суд. Низший слой населения составлял многочисленный класс холопов, являвшихся слугами в боярских дворах и рабочими в крупных боярских вотчинах. Холопы находились в зависимости от своих господ, которые отвечали за них по делам частного обвинения. Государственное устройство. В Новгороде в IX - XI вв. сформировалась ремесленно-торговая республика. Новгород в полной мере не испытал на себе княжескую власть. Это создало благоприятные условия для развития демократических форм правления, через новгородское вече. Назовем наиболее важные и часто встречающиеся в источниках полномочия вече: заключение и расторжение договора с князем; избрание и смещение посадников, тысяцких, владыки; назначение новгородских воевод; контроль за деятельностью князя, посадников, тысяцких, владыки и других должностных лиц; решение вопросов войны и мира, торговых отношений с Западом; распоряжение земельной собственностью Новгорода; пожалование земель, установление торговых правил и льгот; установление повинностей населения; контроль за исполнением судебных решений; непосредственное разбирательство дел в случаях, волновавших весь город. Согласно летописной формуле, вече было полномочно принимать решения именем Великого Новгорода, когда на нем присутствовали: 1) высшие должностные лица - посадник и тысяцкие. Знаком их присутствия служили печати, подвешенные к вечевым грамотам, без которых последние были недействительными. Ряд вечевых грамот скреплялся и печатью владыки, что свидетельствовало о его благосклонности; 2) представители всех пяти концов города, также подтверждающие свое участие печатью на грамотах; 3) представители всех социальных групп: бояр, купцов, ремесленников, крестьян, имевших дворы в черте города. Вече, состоявшее из одних только черных людей, не признавалось правомочным. Количественного учета вече не знало, понятия кворума не существовало. Протоколы, фиксирующие явку участников, не велись. В случае возникновения разногласий между участниками спор решался дракой. Но и этот анархический элемент был подчинен определенным правилам судебного поединка, требовавшим равных условий для противников. Грамота, принимавшаяся на вече, становилась легитимным актом, если она скреплялась соответствующими печатями. Фактически же власть в Новгороде принадлежала совету, формируемому из бояр и высших чиновников новгородской администрации. Возглавлял этот совет владыка. Князь. В конце XII в. новгородцы получили право выбирать любого князя из числа русских князей. Князь выполнял свои полномочия на основе договора с вече. Власть князя была ограниченной посадником: " без посадника ти, княже, суда не судити". Князь выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты города. Ему запрещалось приобретать земли в Новгороде, раздавать земли приближенным, управлять новгородскими волостями, открывать питейные заведения, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий, облагать население налогами и вести самостоятельную торговлю. Хотя князь выполнял функции предводителя войска, однако ему не позволялось объявлять войну и заключать мир без согласия вече, а также вести дела внешней политики. За свою службу князь получал определенную часть доходов республики. Все договоры начинались с княжеской клятвы нерушимо соблюдать права и вольности новгородцев. В случае нарушения договора князь мог быть изгнан. В политическом сознании масс князь был таким явлением, без которого они не могли обойтись. Княжение прекращалось вследствие сложения князем своих полномочий или когда вече " указывало ему путь", т.е. изгоняло его. С 1095 года до XIV в. князья в Великом Новгороде сменялись 58 раз. Первым по степени важности должностным лицом был посадник, который ежегодно избирался вече. Он контролировал деятельность всех должностных лиц, председательствовал на вече, которое собиралось по его распоряжению. Вместе с князем осуществлял суд, командовал войском, во время военных действий выступал в поход в качестве советника и помощника князя. В отсутствие князя командовал новгородским войском. За свою службу получал " поралье", т.е. налог с каждого плуга. Тысяцкий, представлявший интересы незнатных слоев населения - купцов, ремесленников и землевладельцев, был вторым по важности должностным лицом. В мирное время ведал торговлей и осуществлял суд по торговым делам, полицейский надзор. В военное время командовал народным ополчением. За свою службу получал " поралье". Архиепископ был хранителем государственной казны, играл большую роль в управлении государством, обладал не только духовной, но и светской властью, председательствовал в совете господ, контролировал торговые меры и весы. Ведал дипломатическими сношениями с другими государствами. Судебные органы. К судебным органам в Новгородской республике принадлежали: вече, суд князя и посадника, суд тысяцкого и суд архиепископа. Вече рассматривало дела о государственных преступлениях и преступлениях должностных лиц. Судом высшей инстанции был суд князя совместно с посадником и десятью " докладчиками" по боярину и житьему человеку от каждого из пяти концов. Суд рассматривал уголовные дела: об убийствах, разбоях, грабежах и т.д. Тысяцкий вместе с пятью старостами ведал торговым судом, а также рассматривал дела, возникавшие между новгородцами и купцами немецкого двора в Новгороде. Архиепископ имел право суда над духовенством и над феодально зависимым населением, проживающим на землях монастырей и церквей. К ведению церковных судов относились дела о преступлениях против церкви, религии, семьи, нравственности и о наследстве. Гражданские дела, кроме споров о землевладении, и мелкие уголовные дела рассматривали сотские. В пригородах суд осуществляли наместники вместе с посадниками. Судебные функции в волостях выполняли старосты волостей. Все должностные лица Великого Новгорода были выборными или на вече, или на собраниях пяти концов города.
3.6. Новгородская и Псковская судные грамоты
О праве Новгорода и Пскова можно судить, главным образом, по Новгородской и Псковской судным грамотам, международным договорам и другим дошедшим до нас документам. В Новгороде и Пскове действовали правовые сборники: Русская Правда, Мерило праведное, Кормчая книга. Правовые институты вытекали из потребностей жизни, тем они и отличались от Римского права и права Западной Европы. От Новгородской судной грамоты сохранились лишь первые 42 статьи, в которых описывается судебный процесс и судоустройство. Из этих статей можно составить представление о суде архиепископа, посадника и князя, о суде тысяцкого, а также о неприкосновенности судей, об охране суда, о пошлине, о сроках рассмотрения искового заявления, о встречном иске, о положении женщин в судебном процессе, о протоколе судебного заседания, о свидетельских показаниях, о порядке вызова в суд, о земельных спорах, о пересуде. Одним из поводов составления Новгородской судной грамоты было обострение борьбы в республике между различными группировками на вече и среди бояр в середине XV в. Псковская судная грамота состоит из 120 статей, больше половины из которых посвящены нормам гражданского права. В Пскове возникает институт судебного представительства, произошло разграничение светского и духовного суда. Появились термины, обозначающие движимое имущество " живот" и недвижимое " отчина". Выделены термины: кража, разбой, наход, грабеж. Введены разграничение на гражданские и уголовные дела, понятия о государственных преступлениях. Гражданское право. Большинство статей Псковской судной грамоты регулируют право собственности, особенно недвижимого имущества, к которому относятся: пахотная земля, леса, рыболовный участок, двор, клеть и борть. Определены способы возникновения права собственности. Псковская судная грамота регулировала срок давности: если кто-то в течение пяти лет обрабатывал землю, пользовался рыболовным участком, то он считался собственником. В случае судебного спора вопрос решался в пользу данного лица. Родственникам предоставлялось право выкупа отчужденной земли в течение срока, определенного при заключении сделки. В Псковской судной грамоте предусмотрено право пользования чужой вещью, в частности, пережившим супругом, если он не вступал в новый брак, а также при получении наследства по завещанию, пожаловании и при переходе по договору. Обязательственное право. Судная грамота различала три способа заключения договоров: " запись", " доска", устный договор. " Запись" представляла собой документ, не подлежащий оспариванию в суде, его копия хранилась в архиве Троицкого собора. " Доска" была простым домашним документом и не имела юридической силы. При заключении устных договоров требовалось присутствие свидетелей. Судная грамота знает два вида обеспечения обязательства: поручительство и залог. Поручительство имело место при заключении договора на сумму до одного рубля. В случае бегства должник выдавался поручителю, а займодавец предъявлял иск к поручителю. Под залог можно было отдавать движимое и недвижимое имущество. Недвижимое имущество не переходило к залогодержателю, движимое переходило вплоть до уплаты долга. Судная грамота не устанавливала размеры процентов. Обязательственное право регулировало не только договоры займа, но и договоры купли-продажи, мены, дарения, поклажи, имущественного и личного найма. Все совершаемые сделки судная грамота регулировала довольно подробно. Особое внимание уделялось сделкам, совершенным людьми в нетрезвом виде. Сделки признавались действительными, если стороны после вытрезвления признавали их. Договор дарения признавался действительным лишь в том случае, когда передача имущества или дарственной грамоты производилась в присутствии священника или " пред сторонними людьми". Договор поклажи признавался действительным только при " записи", где должны быть перечислены вещи, отданные на хранение. Договор по " доске" признавался недействительным. " Записью" оформлялся и договор личного найма, но если письменный договор отсутствовал, то наемный работник мог потребовать свою заработанную плату по суду, путем заклича. В Судной грамоте были определены наследники по закону: пережившие супруги, дети, родители, братья и сестры. В первую очередь к наследованию по закону призывались супруги и дети умершего. Если их не было, то в наследование вступали родители, затем братья и сестры. Устанавливался порядок разрешения споров между наследниками, которые на основании " доски" могли предъявить иск друг к другу по поводу вещей умершего. Имелись статьи, посвященные наследованию изорников. После смерти изорника его жена и дети обязаны были уплатить долги феодалу, иначе феодал мог продать его имущество с целью получения " покруты", выданной изорнику.
3.7. Уголовное и процессуальное право
В Псковской судной грамоте понятие преступления расширено, по сравнению с Русской Правдой. Преступными считаются все деяния, запрещенные уголовной нормой. Введено понятие государственных преступников. Под государственными преступлениями подразумевали измену, или " перевет". Впервые говорится о преступлениях против порядка управления и суда, о насильственном вторжении в судебное помещение, о насилии в отношении судейских чинов, о тайном посуле судье и о должностных преступлениях. К имущественным преступлениям относились: кража, разбой, грабеж, поджог. Кража делилась на квалифицированную и простую. Квалифицированной считалась кража в Псковском кремле, кража церковного имущества, конокрадство, грабеж, а также кража, совершенная в третий раз. Преступлениями против личности признавались убийство, побои, оскорбления. Наиболее тяжким преступлением считалось вырывание бороды. За него полагалось денежная компенсация в размере двух рублей в пользу потерпевшего и штраф в пользу князя. В Псковской судной грамоте установлено два вида наказаний: смертная казнь и денежный штраф. Смертная казнь была установлена за государственные преступления, кражу в Кремле, конокрадство, поджог и за кражу, совершенную в третий раз. Денежный штраф взимался за вырывание бороды, побои, грабеж, разбой и наход и убийство. Судебный процесс носил состязательный характер. Появились зачатки следственной и розыскной формы процесса, допускалось представительство сторон. Женщины, монахи и монахини, престарелые, глухие и дети имели право приглашать в суд поверенных для защиты своих интересов. Были определены виды доказательств: собственное признание, письменные документы, показания свидетелей, вещественные доказательства, рота, судебный поединок. По делам об измене, краже в Кремле, поджоге применялись принципы инквизиционного процесса, т.е. пытки. Протокол суда велся в письменном виде. Приговор суда обжалованию не подлежал. Функции судебных исполнителей возлагались на приставов и княжеских слуг, которые за свою работу получали судебные пошлины с проигравшей стороны.
3.8. Литовское княжество
Великое Литовское княжество образовалось в XIII в. В его составе в результате захвата оказалась часть территории Древнерусского государства: Галицко-Волынское и Киевское княжества, Черниговская и Смоленская, Полоцкая, Витебская, Турово-Пинская, Берестейская земли. Удельные князья Руси обладали всей полнотой власти на местах, являясь вассалами великого литовского князя, но на высших ступенях государственной структуры находились исключительно представители литовской аристократии. Главой Литовского княжества был господарь, который в своей деятельности опирался на совет панов, состоявший из крупных феодалов и верхушки католического духовенства. Высшими должностными лицами были: маршалки, канцлер, подскарбии, гетман. С 1507 года стал созываться Великий Вальный Сейм - сословно-представительный орган, состоявший из двух палат: сената и палаты депутатов. После подписания в 1569 г. Люблинской унии на общем польско-литовском сейме образовалось единое польско-литовское государство - Речь Посполитая, во главе с королем, избираемым шляхтой. Часть русских земель оказалась в Речи Посполитой. Лишь Смоленск, Чернигов, Брянск, Гомель, Новгород-Северский в начале XVI в. в результате военной борьбы воссоединились с Русским государством. Местное управление осуществляли воеводы, старосты, урядники, державники, лавники. Во главе городской администрации стояли войты - главы городов, бурмистры и радцы, которым принадлежала административная и судебная власть в городе. Высшим судебным органом был суд господаря, следующей инстанцией был суд Рады, на местах действовали суды старост и воевод, общинные крестьянские и земские суды. В 1529 году был принят первый статут Великого княжества литовского, основанный на обычном праве, литовском, польском, римском и немецком законодательстве. В русских землях, входивших в состав Литовского княжества, действовали нормы обычного права и Русская Правда.
3.9. Русские княжества и Золотая Орда
В 1237 - 1241 годах русские земли подверглись нашествию монгольской империи - центрально-азиатского государства, завоевавшего в первой половине XIII в. огромную территорию от Тихого океана до Восточной Европы. После походов на Северо-Восточную и Южную Русь объединенного монгольского войска под командованием внука основателя империи Чингисхана - Бату (Батыя) установилось так называемое монголо-татарское иго. Его называют и золотоордынским игом. Золотая Орда стала одним из крупных государств средних веков. Завоеванные русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы рассматривали русские княжества как самоуправляемые территории, имеющие свою собственную традиционную власть, но находившиеся в зависимости от ханов и обязанные платить им дань - " выход". Границей между Русью и Золотой ордой оказалась река Дон. Русские феодальные княжества к востоку от реки Дон превратились в вассальные территории ханов. Зависимость от ханов выражалась в том, что русский великий князь оказывался на своем столе " пожалованием царевым", т.е. ханским, через вручение " ярлыков". Посаженный " на стол" от имени хана князь ставился в то же время под контроль ханской власти. Контроль этот осуществлялся баскаками. Монголы собирали дань с населения. С этой целью в 1259 г. была проведена перепись населения, которую проводили баскаки. Все люди, платившие дань, не подлежали купле-продаже, залогу, дарению и завещанию. Кроме денег ханы требовали исполнения и других повинностей, где применялась людская сила, например, ямской повинности. Сбор дани возлагался на русских князей. Объем дани менялся в зависимости от различных обстоятельств: то сами князья, конкурируя друг с другом из-за великого княжения, накидывали сумму, то ханы увеличивали эти суммы. Приходилось платить иногда и особую чрезвычайную дань, которую князья брали со своих бояр. Лишив удельные русские княжества политической самостоятельности, монголы оставили нетронутым внутреннее государственное устройство. Во время ига Золотой Орды сохранялась сельская община. Размер земельного участка общинника зависел от его состояния. Общинник мог передать участок по наследству, отдать внаем и даже продать, но только с согласия общины. Горожане обязаны были платить дань, строить городские укрепления, содержать княжескую дружину, служилых людей князя, платить в казну князя пошлины. Православная церковь сохранила свою организацию. Во главе русской церкви стоял митрополит, подвластный константинопольскому патриарху. Духовенство даже было избавлено от уплаты дани, поставки воинов, подвод, ямской повинности. В 1261 г. в Сарае была организована специальная православная епархия с первым епископом Митрофаном, поставленным русским митрополитом Кириллом III. Церковь ханы считали политической силой и использовали ее в своих интересах. И в этом они не ошибались: публичная молитва духовенства о ханах внедряла в массы мысль о необходимости подчинения монголо-татарской власти. Успех монгольских завоевателей был связан с большой военной силой империи Чингизидов и рознью между князьями русских земель, вначале даже не пытавшихся объединить свои силы для отпора врагу. Вместе с тем утверждению и длительному сохранению иноземной власти способствовали и некоторые особенности мировосприятия древнерусского общества. Монгольское завоевание пришлось на период, когда в картине мира образованных людей Древней Руси существовала своего рода лакуна - свободным оказалось место " царства" мировой державы во главе с правителем высшего ранга - царем. Ранее эту роль выполняла Византийская империя. Однако захват в 1204 г. Константинополя крестоносцами был расценен на Руси как " погибель царства", а после походов Батыя царский титул был перенесен на монгольского хана. Восстановление Византийской империи в 1261 г. не изменило положения. Ее императоры и константинопольский патриарх вступили с Ордой в союзнические отношения и тем самым как бы узаконили ее положение в Восточной Европе и зависимость от нее русских земель, церковь которых подчинялась Константинополю. Сюзеренитет Орды обрел в мировосприятии многих русских людей обманчивое представление о том, что хан-правитель носил более высокий титул, чем любой из русских князей. Для преодоления такого представления понадобилось два с половиной века. Монголо-татарское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру, привело к падению роли городов в политической и экономической жизни. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесел, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Тяжелым последствием ига было углубленное разобщение Руси и обособление отдельных ее частей. Ослабленная страна не смогла отстоять ряд западных и южных земель, захваченных позже литовскими и польскими феодалами. Нанесен удар торговым связям Руси с Западом. Торговые связи с зарубежными странами сохранились лишь у Новгорода, Пскова, Полоцка, Витебска и Смоленска. Население страны резко сократилось. Однако при всех тяжелых для Руси последствиях золотоордынское нашествие имело и некоторые особенности, способствующие тому, что русский народ в условиях ига не только сохранил свою национальную самостоятельность, но и нашел в себе силы навсегда изгнать завоевателей из родных мест.
Глава 4. РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО (XIV В. - СЕРЕДИНА XVI В.)
4.1. Особенности развития Московского государства
Русское централизованное государство образовалось вокруг Московского княжества, которое в XII в. выделилось из Владимиро-Суздальского. Москва как город возникла в XII в. и передавалась в удел младшим сыновьям ростово-суздальских князей. С конца XIII в. Москва становится стольным городом самостоятельного княжества. Первым московским князем стал сын Александра Невского Даниил, начавший объединение русских земель вокруг Москвы. В 1300 году была завоевана часть Рязанского княжества, в 1302 г. присоединено Переяславское княжество, а затем Можайск. В начале XIII в. Московское княжество увеличилось почти вдвое. Основа могущества государства была заложена при Иване Даниловиче, получившем прозвище Калита. Именно ему Москва обязана своим усилением, а государство - централизацией земель. При нем Москва стала церковной столицей всея Руси, т.к. в 1326 г. туда из Владимира была перенесена митрополичья кафедра. В Москве сосредоточилась политическая и церковная власть. Иван Калита стал великим князем владимирским. Наследник Калиты Семен Иванович Гордый стал называть себя " великим князем всея Руси". При сильном князе Дмитрии Ивановиче Донском Москва стала центром собирания сил против монголо-татарских завоевателей. В 1380 году произошла Куликовская битва. Победа в этой битве закрепила руководящее положение Московского великого княжества в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение своему сыну как свою " отчину", без санкции Золотой Орды.
4.2. Предпосылки образования Русского централизованного государства
Знаменитый внук Ивана Калиты Дмитрий Донской по праву может считаться основателем могущества и политического значения государства Московского. Именно после победы русских войск на Куликовом поле было завершено объединение русских земель вокруг Москвы, которое окончательно завершилось в начале XVI в. при Иване III, присоединившем к Москве Великий Новгород, Тверь, часть Рязанского княжества, русские земли по Десне. Василий III присоединил к Москве вторую половину Рязанского княжества, Псков, Смоленск, который находился под господством Литвы. Одновременно с образованием Русского централизованного государства происходил процесс формирования великорусской народности. Однако Русское государство не стало однонациональным. Это объясняется тем, что наряду с объединением русских княжеств произошло присоединение отдельных соседних народов. В состав Московского государства вошли мещеры, саами, удмурты, карелы, ненцы, чуваши, мордва. Некоторые из них ассимилировались с великорусской народностью, но большинство сохранило свою самобытность, свой язык и культуру. Русское централизованное государство стало многонациональным. Московские князья и русская православная церковь были терпимы к народам, исповедующим другие религии. У народов, оказавшихся в составе Русского государства, сохранился не только национальный быт, но и правовые системы. Историки по-разному трактуют предпосылки образования централизованного государства. Главная причина, по мнению большинства, - монголо-татарское иго, которое заставило русских князей по-иному взглянуть на свои отношения с другими князьями. Желание освободиться от монголо-татарского ига было общим, но для этого надо было создать сильное государство, способное победить Золотую Орду. Вторая причина, которую называют историки, - усиление экономических связей между русскими землями, вызванное общим экономическим ростом. В это время наметился прогресс сельского хозяйства, расширилось освоение посевных площадей за счет ранее заброшенных земель. Продукция земледелия значительно увеличилась, что позволило повысить развитие животноводства и продавать хлеб на сторону. Возросла также потребность в орудиях сельскохозяйственного труда, что повлекло за собой развитие ремесла. Произошло отделение ремесленников от крестьян, увеличилось городское население, что способствовало росту торговли между городом и деревней. Формировались экономические связи в масштабах всей Руси, а вслед за этим возникла необходимость развития внешней торговли. Все эти факторы требовали политического объединения русских земель. В этом прежде всего были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники и все широкие слои общества. Имелись и другие причины для объединения, в частности обострение классовой борьбы. Феодалы стремились к экономическому и юридическому закрепощению крестьян, а крестьяне стремились к свободе и оказывали сопротивление, которое выражалось в убийствах феодалов, поджогах их имений и захвате имущества. В этих условиях необходимо было мощное централизованное государство, способное выполнять свою основную функцию - подавление сопротивления эксплуатируемых масс. Указанные причины сыграли ведущую роль в объединении русских земель, но при этом следует отметить, что экономические связи еще не были достаточно широкими, а классовая борьба не была еще такой острой, чтобы ускорить создание централизованного государства. Основным фактором, ускорившим централизацию Руси, была угроза внешнего нападения и потребность разгрома Золотой Орды. Русское централизованное государство образовалось вокруг Москвы. В исторической литературе есть много ответов на вопрос, почему именно Москва стала центром русского государства. Н.М. Карамзин, например, считает, что Москва обязана своим величием ханам, которые не обратили внимание на опасное для них усиление Московского княжества. С.М. Соловьев обращает внимание на выгодное географическое положение Москвы, которая была расположена на перекрестке трех важных дорог, проходивших с запада на восток. Москва стала узлом торговых путей и центром торговли хлебом, что дало московским князьям важные экономические выгоды и значительные денежные средства, которые позволили им приобретать у ханов Золотой Орды ярлык на великое княжение и расширять свои владения путем прикупов, промыслов, колонизации незанятых земель. Московское княжество отличалось внутренним спокойствием, было заслонено от пограничных нападений, состояло в дружбе с Золотой Ордой. Народ шел под защиту Москвы. Московские князья строили для переселенцев города, слободы, села. Они выкупали у Орды русский полон, вывозили его на свои земли. Кроме того, покупали целые уделы у обедневших князей и села у мелких владельцев. Все вышеперечисленное говорит прежде всего о высоком патриотизме московских князей, их политической дальновидности, дипломатическом такте, хозяйственности, об умении пользоваться обстоятельствами. Немаловажную роль в усилении Москвы сыграло духовенство и пребывание митрополита Петра. Большую помощь московским князьям оказали бояре. Имелась еще одна причина, которую называют историки, - это отсутствие сильных врагов.
4.3. Социальная структура общества
В процессе образования единого централизованного государства изменялась политико-правовая система. Класс земельных собственников, феодалов распался на четыре группы: служилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских. Бывшие удельные князья становятся вассалами московского князя в качестве служилых князей, которые стали составлять феодальную аристократию. Они являлись наиболее крупными землевладельцами. Им принадлежали руководящие посты в государстве. Во время военных действий они снаряжали собственную дружину. Введены были придворные чины: боярин, окольничий, дворецкий, казначей. Крупными землевладельцами были бояре, которые входили в состав экономической господствующей группировки и занимали высшие должности в государстве. Главной вассальной обязанностью бояр была военная служба. На войну они являлись со своей дружиной в распоряжение великого или местного князя. В свою очередь, князь защищал неприкосновенность боярских вотчин. Местные князья и бояре были полными хозяевами в своих вотчинах, законодателями и судьями, нередко сами составляли свои княжеские уставы. Средними и мелкими феодалами были младшие дружинники князя: слуги вольные и дети боярские. Они несли личную службу князю. Их служба была добровольной. Они имели право выбора себе сюзерена. Естественно, бояре и дети боярские стремились служить наиболее сильному и влиятельному князю. Отъезжающий к другому князю вассал не терял своих вотчин. В XIV - XV веках право отъезда бояр было выгодно московским князьям, но по мере укрепления централизованной власти они вначале ограничили, а затем и вовсе отменили его. Мерой борьбы с отъезжающими вассалами было лишение их вотчин, а позже на отъезд смотрели как на измену. Их объявляли государственными преступниками. Низшую группу феодалов составляли дворцовые слуги, или " слуги подворские", которые за свою службу получали от князя земли в пожизненное пользование, без права передачи по наследству. Из них образовалась новая группа феодалов - дворянство. Это была большая группа феодалов не богатых и не имеющих большого политического влияния. Дворяне-помещики целиком зависели от князя, поэтому были его верной социальной опорой. Во второй половине XV в. число бояр при московском дворе увеличилось за счет удельных князей, перешедших на службу к великому московскому князю. Боярство стало придворным чином, который присваивался служилым князьям. Вторым придворным чином был чин окольничего. Бояре, не получившие придворных чинов, слились с детьми боярскими и слугами вольными. Крупным феодалом оставалась православная церковь, которая к этому времени превратилась в крупного земельного собственника с крепостными крестьянами, обрабатывающими землю. Высшие церковнослужители имели право совершать судебные действия не только над белым и черным духовенством. В ведении церкви находилось семейное и наследственное право. Кроме того, церковному суду были подвластны и простые граждане, совершившие преступления против церкви. Имея крупные земельные владения, большие ценности, военные формирования, церковь в лице своих митрополитов и епископов оказывала серьезное влияние на московских князей, определяла идеологию государства и обосновывала власть государя. В это время церковь выдвинула идею православного царства, утверждая, что " Москва - третий Рим", т.е. преемник " второго Рима" (Византии). Крестьяне делились на две категории - владельческие и черносошные. Владельческие, или феодально зависимые, крестьяне жили на землях своих помещиков, несли повинности в пользу феодала. Черносошные крестьяне принадлежали непосредственно великому князю или удельным князьям. Князья заключали между собой договоры о неприятии чужих крестьян на свои земли. Княжеские договоры были первой юридической формой постепенного закрепощения крестьян. В указанный период еще существовали холопы, которые подразделялись на слуг княжеских, боярских и феодальных, но уже наметилась тенденция стирания граней между холопами и крестьянами. Число холопов сокращалось путем освобождения их по воле господина. Холопы, получившие свободу и посаженные на землю феодала, стали называться страдниками. Они платили хозяину оброк. Крестьян, бежавших от своего господина, больше не превращали в холопов. Вообще источники холопства значительно сократились. Но наряду с сокращением числа холопов появилась новая категория зависимых от феодалов - кабальные люди. Ими становились крестьяне из-за долговой зависимости. Городское население делилось на черные и белые слободы. В городах-крепостях жили представители княжеской власти. В торгово-ремесленном посаде, окружавшем крепость, жили торговцы и ремесленники. Эта категория населения относилась к черному тяглому люду, который нес государственные налоги и повинности (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги). Была еще одна категория населения, которая освобождалась от государственной повинности, т.к. принадлежала духовным и светским феодалам. Эта категория несла повинности только в пользу своего господина. Наиболее самостоятельной частью городского населения были " гости", т.е. люди, ведущие иноземную торговлю. Иноземные купцы делились на категории по виду торговли: купцы-сурожане (ведущие торговлю с Крымом) и купцы-суконники (торгующие сукном). Иноземные купцы (гости) объединялись в корпорации, пользовались привилегиями, не несли повинности, обязательные для всех посадских людей.
4.4. Государственные органы власти и управления
Русское централизованное государство в начальной стадии своего развития оставалось раннефеодальной монархией. Начиная с XIV в. власть стала передаваться по наследству от отца к старшему сыну. Земля перестала делиться на уделы между сыновьями. Удельные князья стали получать земли за службу у великого князя, власть уже имела ограничения. А власть великого князя еще более усиливалась. Иван III и Василий III заключали в тюрьмы своих ближайших родственников - удельных князей, которые пытались противоречить их воле. В 1498 году внук Ивана Калиты, будущий Дмитрий Донской, короновался на великое княжение, т.е. получил церковное помазание - признание " божественного" происхождения его власти. Иван III стал именовать себя " Государем всея Руси". Его полномочия значительно расширились. Появились внешние признаки величия: церемониал, титул, печать, герб. Иван III имел печать великого государя, на одной стороне которой был изображен двуглавый орел, на другой - всадник, дерущийся с драконом, и надпись: " Иоанн, Божьей милостью господарь всея Руси". Женившись на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, Иван III становится преемником византийского императора, считавшегося главою всего православного Востока. Герб Восточной Римской империи, двуглавый орел, который Софья привезла с собой, стал российским гербом. Появилась теория, что Москва как наследница Константинополя, второго Рима, отныне является третьим Римом, последним и вечным царством всего православного мира. Существует предание о том, будто бы апостол Андрей Первозванный, побывав на Днепре, предсказал Руси великое будущее в хранении истинной веры. Была создана теория божественного происхождения княжеской власти. Формировалось самодержавие. Хотя слово " самодержец" вошло в официальный оборот в начале XVII в., но уже в XVI в. царская власть не ограничивалась ни юридически, ни политически. Сам царь издавал правовые акты: указы, уставы, судебники. Боярская дума, выросшая из княжеского совета, по-прежнему оставалась важным органом власти и управления. Это был постоянно действующий орган власти. В ее состав входили думные чины: " введенные" бояре и окольничьи. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически ни одно его решение без одобрения Думы не проводилось в жизнь. Таким образом, боярство осуществляло выгодную ему политику. Господство крупных феодалов было характерной особенностью раннефеодальной монархии. Продолжали созываться феодальные съезды. Еще действовала дворцово-вотчинная система управления, но уже зарождалось новое централизованное приказное управление, которое окончательно сформировалось во второй половине XVI в. Приказная система делилась на две части. Одну составляло дворцовое управление, другую - специальные общегосударственные приказы. В первую входили приказы Большого дворца: Казенный, Конюшенный, Постельничий, Ловчий, Сокольничий, а во вторую - Посольский, Поместный, Разбойный, Пушкарский, Челобитный, Земский, Холопий и др. Наряду с отраслевыми приказами стали появляться территориальные, ведавшие делами отдельных регионов. Возглавляли приказы назначаемые царем судьи из членов Боярской думы (боярин, окольничий, думные дворяне и дьяки). В каждом приказе имелся обслуживающий персонал (приставы, толмачи, писцы). Из состава дворцовой службы выделилась великокняжеская казна, была создана дворцовая канцелярия с архивом. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства. Приказы стали монопольными органами центра, совмещавшими административные и судебные функции. Они регистрировали и рассылали царские указы и постановления Боярской думы, чинили суд, фиксировали акты купли-продажи земли и различных сделок и т.д. Административными единицами территориального деления были уезды. Основной хозяйственной единицей оставались волости. Уезды возглавляли наместники, волости - волостели. Назначение на эти должности называлось княжеским пожалованием. Оплата труда должностных лиц шла по системе " кормления", т.е. взимания с населения натуральных продуктов и денежных сумм, судебных и других пошлин. В уставных грамотах каждого уезда определялись размеры " кормов". Существовало несколько видов кормлений: выездные, праздничные, свадебные. Пошлины подразделялись на торговую и " роговую". За судебные действия наместники и волостели получали пошлину, в их пользу конфисковывалось имущество осужденных за тяжкие преступления и " дикая вира". В своей деятельности волостели и наместники опирались на штат чиновников (тиунов и доводчиков). Для контроля над деятельностью наместников и волостелей были созданы губные избы. В их функции входило преследование взяточников, наблюдение за подозрительными личностями, разбирательство дел о душегубстве, о татьбе с поличным, о поджоге, изнасиловании, о совращении из православия. В ведении губных властей находились и тюрьмы. Практически все местное управление было возложено на губные избы. В каждом земском округе были земские избы. Земские власти избирались на неопределенный срок, но могли быть переизбраны в любое время. В состав земского управления входили: земский дьяк, лучшие люди, которые именовались целовальниками, или земскими судьями. Земские власти следили за сбором налогов и правильным использованием натуральных повинностей. В середине XV в. в городах появилась должность городничего, своеобразного военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений и сбором повинностей с населения, связанных с обороной. Власть местных органов не распространялась на боярские вотчины. Княжата и бояре в своих вотчинах были законодателями, администраторами и судьями. Московские князья изменили принцип налогообложения. Если в Древнерусском государстве за единицу обложения принимался двор, в Золотой Орде брали дань с головы, то московские князья условной единицей обозначили соху, т.е. определенный доход от земли, ремесла, торговли. С сохи брались не только денежные налоги, но и всякого рода другие повинности. Все имущество и доходы населения фиксировались в специальных писцовых книгах. Кроме прямых налогов " кормленый откуп и пятина", ямские и пищальные деньги, которыми облагалось движимое имущество, существовали разного рода пошлины и налоги (таможенный, соляной, кабацкий). Военное устройство. Войско состояло из народного ополчения, боярских дружин и вольных слуг. В XVI в. формируются дворянские полки, которые стали надежной опорой князя, что позволило ему усилить свои позиции и стать менее зависимым от удельных князей и бояр.
4.5. Судебные органы
Судебная система состояла из трех частей: государственный, церковный и местный (вотчинный) суд. Суд не был отделен от администрации. Судебные функции выполняли органы управления. Государственный суд осуществляли: великий князь, боярская дума, путные бояре. На местах правосудие вершили вначале наместники и волостели, а с середины XVI в. - губные избы. В XV веке функции центральных и местных судов разделились. Центральные суды стали рассматривать жалобы на приговоры местных судов. Церковный и вотчинный суды действовали по особым правилам. В них сохранялись прежние порядки. Церковный суд осуществлялся через епископов, которые назначались митрополитом или государем. Во главе монастырских судов стояли игумены. Церковному суду были подсудны церковные крестьяне, монахи и белое духовенство, а также семейные споры. Судебное законодательство опиралось на нормы церковного права, изложенные в Номоканоне, Кормчей книге и Правосудье митрополичьем.
4.6. Источники права
Самыми ранними памятниками московского права были уставные и жалованные грамоты великого князя. Получивший пожалованное имение одновременно получал право суда над населением, проживавшем в пожалованном имении. Уставные грамоты определяли порядок местного управления. Наиболее ранними уставными грамотами были Двинская (1397 г.) и Белозерская (1488 г.). В основном уставные и губные грамоты касались отчуждения земельных участков в пользу феодалов. Земельные участки, которые выделялись на время службы у великого князя, назывались поместьями. Земли, которые становились наследственными, назывались вотчинами. В XIV и XV вв. в Московском государстве продолжала действовать Русская Правда. Была создана новая редакция, вытекавшая из Пространной, которая стала называться Сокращенной Русской Правдой. Действовало и обычное право. Самым значительным юридическим документом данного периода является Судебник 1497 г. Судебник Ивана III был прежде всего инструкцией для организации судебного процесса. Источниками Судебника явились: Русская Правда, Псковская судная грамота, уставные и жалованные грамоты московских князей и литовское законодательство.
4.7. Судебник 1497 года
Судебник 1497 г. содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. По сравнению с ранее действовавшим законодательством, в Судебнике система уголовно-правовых норм стала более развитой. Появились характеристики новых видов преступлений - государственных. Судебник отмечает два вида таких преступлений: крамолу и подым. Крамолой считался отъезд бояр к другому князю, подым - призыв к мятежу. К государственным преступлениям приравнивался и злостный поджог в городе, который квалифицировался как сдача города врагу. Были введены более жесткие меры наказания за преступления. Введены смертная казнь за государственные преступления, битье кнутом (торговая казнь). Формы смертной казни были разнообразны: повешение, утопление, отсечение головы. Битье кнутом также часто заканчивалось смертью наказуемого. Гражданское право. Получил дальнейшее развитие институт права собственности на землю. Почти полностью исчезла крестьянская общинная собственность на землю. Земли общин переходили в руки помещиков или включались в состав княжеского домена. Более четко оформилось различие в понимании вотчинного и поместного землевладения. Вотчина отличалась от поместья тем, что ее можно было продавать, дарить, передавать по наследству. Поместья давались как вознаграждение за службу. Такой землей помещик по своему усмотрению распоряжаться не мог. Он имел только право пользования ею. Великокняжеский домен разделялся на дворцовые и чернотяглые земли. Дворцовые крестьяне управлялись представителями дворцовой службы и отрабатывали барщину или платили натуральный оброк. Чернотяглые крестьяне подчинялись государственным чиновникам и платили денежную ренту. Эти земли и крестьяне были резервом великого князя, который выделял из них вотчины и поместья за службу. В Судебник введены нормы, регулирующие договорные правоотношения. Есть упоминания о договорах личного найма и купли-продажи. Предусматривались ответственность за несостоятельность должника и имущественная ответственность за потраву. Судебник устанавливал четкий порядок наследования. При наследовании по закону наследство получали сыновья, при отсутствии сыновей - дочери. При этом дочери стали получать в наследство не только движимое имущество, но и земли. Если не было прямых наследников, имущество переходило к родственникам по боковой линии. Семейное право. На данном этапе развития государства семейное право находилось под сильным влиянием обычного права, находилось в ведении церкви и основывалось на канонических представлениях о браке. Действовали Номоканоны - византийские сборники церковных правил и императорских постановлений, касающихся семейного права. В XIII веке появились Кормчие книги, источниками которых были Русская Правда, княжеские уставы, Степенная книга, Стоглав, Великие Четьи-Минеи. Заключение брака в Московском государстве было сложной процедурой. Обряд венчания совершался при личном участии брачующихся, о чем делалась запись в Венечной памяти. Условия для заключения брака подробно записаны в Кормчей книге. Минимальный брачный возраст был определен для девушек - 12 лет, для юношей - 15 лет. По обычному праву брак на Руси заключался с 8 - 10 лет. Максимальный возраст для заключения брака для мужчин - 80 лет, для женщин - 60 лет. Церковная политика была направлена на строгое соблюдение брачного возраста, степени родства, вероисповедания жениха и невесты. Вступать в брак разрешалось не более трех раз. Церковь только первый брак признавала таинством, а два последующих она терпела как зло и признавала лишь их гражданские последствия. Обязательным каноническим условием для заключения брака было согласие родителей жениха и невесты. Согласно установлениям Кормчей книги брак представлял собой союз двух лиц для рождения детей и избежания греховной жизни. Он должен заключаться единожды и длиться всю жизнь супругов, поэтому случаи развода были крайне редкими и с большими осложнениями для жены. Основным поводом для развода являлось прелюбодеяние женщины. Прелюбодеяние со стороны мужа считалось лишь в том случае, если оно совершено с замужней женщиной, да и то оно рассматривалось как преступление перед другим мужчиной. Другими поводами для развода считались: двоебрачие, бесплодие жены, неспособность к брачному сожитию, покушение на жизнь мужа, безвестное отсутствие одного из супругов в течение пяти лет. Бракоразводный процесс осуществлялся судами Духовных консисторий. Юридический статус мужа определял и статус жены. Главой семьи был отец. За убийство ребенка грозило тюремное заключение. Незаконнорожденные дети не могли усыновляться, а значит, и лишались наследства. Закон устанавливал общность имущества супругов, но при этом мужу запрещалось распоряжаться приданым жены без ее согласия. Чтобы гарантировать сохранность приданого жены, муж вносил своеобразный залог - " вено", обеспечивая его третьей частью своего имущества. После смерти мужа вдова владела веновым имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость приданого. С XV века после заключения брака муж стал составлять завещание в пользу жены. Имущество, указанное в завещании, переходило к пережившей супруге. В случае смерти жены к ее родственникам переходило право на восстановление приданого. При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или до вступления во второй брак пользовался недвижимостью покойного супруга. Уголовное право. Судебник Ивана III по-новому трактовал само понятие преступления. Под преступлением стали пониматься всякие действия, запрещенные законом или угрожающие государству. Изменился и термин, обозначающий преступление. Вместо " обиды" оно теперь именуется " лихим делом". Преступления против личности стали называться " душегубством", т.е. убийство, ябедничество (клевета), оскорбление словом и действием. К имущественным преступлениям относились разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества. В отличие от Русской Правды, Судебник рассматривал холопа как субъект преступления. Изменились цели и система наказаний. Наказание стало рассматриваться не как доходная статья казны, а как устрашение и самого преступника, и других людей. Процессуальное право. Появилась новая форма судопроизводства - розыск, который применялся при разборе наиболее серьезных уголовных дел и государственных преступлений. Розыск отличался от состязательного процесса тем, что если раньше инициатором судебного процесса выступал истец, то при розыске суд возбуждал уголовное дело по собственной инициативе. Подсудимый стал, скорее всего, не субъектом, а объектом судебного процесса. Изменилась система доказательств. Бесспорным доказательством считалось собственное признание, и если обвиняемый признавал выдвинутое обвинение, то других доказательств уже не требовалось. Другим видом доказательств были свидетельские показания. В качестве свидетелей теперь привлекались и холопы. Неоспоримым доказательством считались разного рода документы: договорные акты, официальные грамоты. Важным доказательством считалась присяга. Продолжали применять пытки для выяснения истины, а также судебный поединок. Победивший в бою считался правым. Проигравший или сбежавший с поединка признавался виноватым. В Судебнике 1497 г. впервые введена исковая давность по земельным спорам. Установлен срок в три года для принятия земельных исков. Крепостное право. Судебник 1497 г. установил определенный день перехода крестьян от одного помещика к другому. Этот день назван Юрьевым днем (26 ноября). Крестьяне имели право переходить из села в село за неделю до и после Юрьева дня. При выходе устанавливалась плата с каждого двора в размере 1 рубля, а на неплодородных землях - полтины. Полная стоимость пожилого налога выплачивалась лишь после четырехлетнего проживания на одном месте. Прожившие меньше четырех лет выплачивали по четверти рубля за каждый год проживания. Крестьяне могли обращаться в суд с жалобами на помещика по земельным делам. Судебник 1497 г. сохранил отдельные формы холопства - при поступлении в сельские тиуны и ключники.
4.8. Государство и церковь
В рассматриваемый период на Руси сложилась национально-замкнутая религиозная идеология. В 1448 году впервые митрополитом был избран русский епископ Иона. Иван III добился права назначения митрополита без согласия Византии. Церковь представляла собой большую силу, которая могла соперничать с государством. Даже в условиях монголо-татарского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Ордынские ханы предпочли через церковь управлять Русью, поэтому православные митрополиты получали от ханов ярлыки, закреплявшие привилегии церкви. Однако это не помешало руководителям церкви и рядовым монахам встать в ряды борцов за освобождение России от монголо-татарского ига. В Московском государстве церковь признала верховенство светской власти, но в обмен на неприкосновенность ее земельных угодий. Дело в том, что в русской церкви образовались два течения в отношении к экономике - нестяжатели и иосифляне. Первые были против превращения церкви в богатейшее экономическое учреждение, вторые считали, что учреждения церкви должны быть экономически состоятельными и политически весомыми. Иван III стремился подчинить церковь своей власти и даже подготовил проект о секуляризации церковных земель и переводе иерархов церкви на государево жалование. Его смерть в 1505 г. помешала осуществлению этого проекта. Секуляризацию церковных земель провела Екатерина II.
|