Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 14. Государство и право в период
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (1930 - 1941 ГГ.)
14.1. Социально-экономическое развитие СССР
На данном этапе развития нашего государства важнейшей задачей стало превращение страны из аграрной в индустриальную. Еще в 1925 г. коммунистическая партия провозгласила курс на индустриализацию, на превращение СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В 1928 году на XVI партконференции, а затем и на V Всесоюзном съезде Советов был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства на 1928 - 1932 гг. Планом намечались ускоренная индустриализация, строительство крупных заводов тяжелого машиностроения, увеличение капиталовложений в промышленность в четыре раза по сравнению с периодом 1924 - 1928 гг. и коллективизация сельского хозяйства. Одним из источников финансирования индустриального строительства стал первый государственный заем средств у населения. Пятилетний план выполнен за 4 года и три месяца. Второй пятилетний план (1933 - 1937 гг.) также сохранил тенденцию на приоритетное развитие тяжелой промышленности, которая в первую очередь обеспечивала обороноспособность страны, находившейся в капиталистическом окружении. За годы второй пятилетки были сооружены 4, 5 тыс. крупных промышленных предприятий: Уральский машиностроительный, Челябинский тракторный, Новотульский металлургический и другие заводы, десятки доменных и мартыновских печей. В Москве была построена первая линия метрополитена. Возникли мощные индустриальные центры и новые отрасли промышленности: автомобильная, химическая, станкостроительная, тракторостроительная, авиастроительная, судостроительная, артиллерийская и другие. Энтузиазм советских людей, включившихся в социалистическое соревнование, обеспечил выполнение и перевыполнение плановых заданий, небывалые темпы роста производительности труда. Из страны, ввозящей машины, СССР за несколько лет превратился в страну, производящую средства производства. Отставание от западных стран было значительно сокращено. Появление новых отраслей промышленности и увеличение количества предприятий вызвало необходимость реорганизации управления народным хозяйством. В 1932 году ВСНХ был разделен на три наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности. Из Наркомата путей сообщения выделился Наркомат водного транспорта. Наркомат торговли был разделен на общесоюзный Наркомат внешней торговли и союзно-республиканский Наркомат снабжения. Таким образом, начал складываться отраслевой принцип управления народным хозяйством. Возросла роль планирования. В апреле 1940 г. было создано 6 хозяйственных советов при СНК СССР. Вместо Совета труда и обороны создан Экономический совет. Наркомат труда СССР был объединен с ВЦСПС, что повысило авторитет профсоюзов. Наркомат РКИ СССР был ликвидирован. Вместо него был создан Наркомат госконтроля СССР. Летом 1929 г. был провозглашен курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства. Массовая коллективизация проводилась ускоренными темпами. 25 тысяч рабочих были отправлены в деревни для осуществления мер по коллективизации, которая была проведена в короткие сроки, но с многочисленными нарушениями политико-правовых требований, что вызвало недовольство крестьян. В марте 1930 г. в газете " Правда" была опубликована статья И.В. Сталина " Головокружение от успехов", в которой дана оценка " перегибов" в коллективизации. Было принято Постановление ЦК ВКП(б) " О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении". Темпы коллективизации снизились, но уже осенью 1930 г. они вновь возросли. В июне 1934 г. начался новый, завершающий этап коллективизации. К 1937 году 93% крестьянских хозяйств были объединены в колхозы. В ходе коллективизации кулачество было ликвидировано как класс. Значительное количество кулаков с семьями были переселены в другие районы, а их имущество было конфисковано. В этой сфере, как и в коллективизации, на местах было допущено много ошибок и искажений в политике и в праве. В январе 1930 г. принято Постановление ЦИК и СНК " О кредитной реформе". Госбанк становится единственным распорядителем краткосрочных кредитов. Частные кредитные организации прекратили свою деятельность. В 1932 году частным лицам было запрещено открывать магазины и лавки. В стране стала господствовать только государственная и кооперативная торговля.
14.2. Правоохранительные органы
В рассматриваемый период происходит перестройка органов по охране правопорядка: госбезопасности, прокуратуры, милиции, суда. В октябре 1930 г. приняты Постановления ЦИК и СНК РСФСР " О реорганизации местных органов юстиции в связи с ликвидацией округов" и " Об установлении типовой структуры аппарата краевой (областной) прокуратуры и суда". Стали создаваться районные и городские суды, избираемые исполкомами местных Советов сроком на один год. Судьи не могли быть отозваны без ведома областного суда. В 1930 - 1934 годах созданы железнодорожные и воднотранспортные суды. В 1936 году создан Наркомат юстиции СССР, который обеспечивал организационную сферу функционирования судов, вел работу по кодификации законодательства, организовывал юридическую помощь населению. В августе 1938 г. принят Закон " О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик", согласно которому судебная система была приведена в соответствие с федеративным и административно-территориальным устройством СССР и союзных республик. В районах и городах были созданы народные суды, рассмотрению которых подлежали уголовные и гражданские дела. Областные, краевые, окружные и Верховные суды союзных республик избирались Советами сроком на 5 лет. Они рассматривали дела, отнесенные к их подсудности, а также кассационные жалобы на приговоры народных судов. Общесоюзным являлся Верховный Суд СССР, который избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Он осуществлял надзорные функции за законностью в деятельности всех судов и давал разъяснение по вопросам судебной практики. Специальными судами, действовавшими на основе общих правил, являлись военные трибуналы и линейные суды водного и железнодорожного транспорта. В условиях развернувшейся активности трудящихся в годы социалистического строительства начиная с 1930 г. стали создаваться общественные и товарищеские суды, в работе которых активное участие принимало население. Они решали мелкие имущественные и трудовые споры, вели борьбу с нарушителями общественного порядка и мелким хулиганством. В 1933 году была образована прокуратура СССР. Прокурор СССР назначался ЦИК СССР и наделялся правом законодательной инициативы, правом опротестовывать постановления Пленума Верховного Суда СССР в Президиуме ЦИК. Прокурор должен был осуществлять надзор за деятельностью ОГПУ, ИТУ и милиции. В июле 1934 г. учрежден НКВД СССР. В его составе были образованы: Главное управление государственной безопасности; Главное управление милиции; Главное управление пограничной и внутренней охраны; Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ); Отдел актов гражданского состояния; административно-хозяйственное Управление; Главное управление пожарной охраны. В РСФСР введен институт уполномоченных НКВД СССР. На НКВД возлагались функции обеспечения порядка и госбезопасности, пограничная охрана. С созданием ГУЛАГа НКВД стал распорядителем трудовой армии заключенных и спецпоселенцев. При НКВД СССР было создано Особое совещание, которому предоставлялось право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за границу. С 1937 года Особое совещание, в состав которого был введен прокурор СССР, могло приговаривать к расстрелу. Убийство 1 декабря 1934 г. С.М. Кирова - секретаря ЦК ВКП(б) и первого секретаря Ленинградского горкома и обкома партии - руководством страны было воспринято как террор в отношении высших руководителей, что привело в 30-е годы к репрессиям, в которых пострадала масса невинных людей.
14.3. Вооруженные силы
В связи с изменением обстановки в мире и военной опасностью была проведена реформа Вооруженных сил. В 1934 году Наркомат по военным и морским делам преобразован в Наркомат обороны. В 1935 году штаб РККА преобразуется в Генеральный штаб Красной Армии. В 1939 году принят Закон " О всеобщей воинской обязанности". Вооруженные силы страны были переведены на кадровую систему комплектования. Срок службы увеличился до трех лет в сухопутных войсках и до пяти лет - во флоте. Введен новый текст присяги. Теперь она принималась не коллективно, а индивидуально. Численность армии возросла до 930 тыс. человек. Повысилось качество вооружения и боевой техники. Увеличилось количество военных учебных заведений. К 1939 году было создано 14 военных академий, 107 военных училищ, 75 школ для подготовки среднего комсостава, была открыта Академия Генерального штаба. С 1937 по 1940 годы действовал институт военных комиссаров. В 1935 году введены воинские офицерские звания от младшего лейтенанта до полковника, знаки отличия и форма для командиров и начальников. Устанавливалось высшее воинское звание - Маршал Советского Союза. Первыми этого звания были удостоены: Блюхер, Буденный, Ворошилов, Егоров и Тухачевский. Трое из них в 1938 г. были осуждены по обвинению в заговоре и измене и приговорены к расстрелу, впоследствии они были реабилитированы. В 1937 году образован Наркомат Военно-Морского Флота и Главный морской штаб. В 1940 году установлены генеральские звания.
14.4. Конституции СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г.
Изменения в социальной структуре советского общества и успехи в социалистическом строительстве, значительные реорганизации в государственном управлении обусловили необходимость принятия новой Конституции СССР. В июне 1936 г. Пленум ЦК ВКП(б) и Президиум ЦИК СССР одобрили проект Конституции СССР и передали его на всенародное обсуждение. Шесть месяцев советский народ активно обсуждал этот документ. В обсуждении приняло участие более 50% взрослого населения страны. Было внесено много поправок и дополнений. Доклад о новой Конституции на VIII Чрезвычайном съезде Советов сделал И.В. Сталин. Он дал анализ социально-экономических изменений, произошедших в стране с 1924 по 1936 годы и вызвавших необходимость принятия новой Конституции. Принятие новой Конституции СССР имело огромное значение. Законодательно закреплялась победа социалистического строя в СССР. Статья 1 Конституции гласила: Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, которая представлена в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Допускалась собственность отдельных крестьян и кустарей, основанная на личном труде. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки и средства связи являлись собственностью государства. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними на вечное пользование. Конституция провозгласила труд обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина и закрепила социалистический принцип распределения: " от каждого - по способности, каждому - по труду". Конституция четко определила государственное устройство. Союз Советских Социалистических Республик представлял союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик: Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, Украинской Советской Социалистической Республики, Белорусской Советской Социалистической Республики, Азербайджанской Советской Социалистической Республики, Грузинской Советской Социалистической Республики, Армянской Советской Социалистической Республики, Туркменской Советской Социалистической Республики, Узбекской Советской Социалистической Республики, Таджикской Советской Социалистической Республики, Казахской Советской Социалистической Республики, Киргизской Советской Социалистической Республики. Союзные республики самостоятельно осуществляют государственную власть, имеют свои конституции с учетом особенностей каждой республики. За каждой из них сохраняется право свободного выхода из состава СССР. В ведении СССР находились вопросы войны и мира, внешней политики и торговли, охраны государственной безопасности, установление народнохозяйственных планов, утверждение единого государственного бюджета. Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик. Каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР. Конституция гарантировала каждому гражданину СССР право на труд, отдых, образование, на материальное обеспечение в старости или при потере трудоспособности. Конституция гарантировала свободу совести, право объединения в общественные организации. В то же время в Конституции устанавливались основные обязанности граждан СССР соблюдать Конституцию, исполнять законы, соблюдать дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять социалистическую собственность. Священным долгом всех трудящихся страны является защита Отечества. Конституция определила, что высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, состоящий из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет осуществляет законодательную власть, избирает Президиум Верховного Совета и утверждает Правительство СССР. Верховный Совет СССР избирается сроком на четыре года. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР является Совет народных комиссаров. СНК подотчетен Верховному Совету, а в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета СССР. СНК издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Высшими органами власти союзных и автономных республик являются Верховные Советы республик, а местными органами власти - Советы депутатов трудящихся. В Конституции были определены и принципы правосудия. Правосудие осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных и автономных республик, областными, народными и специальными судами. Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. Он избирается Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные суды избираются соответствующими Советами сроком на 5 лет. Народные суды избираются гражданами района на основании всеобщего, прямого тайного голосования сроком на три года. Судьи независимы и подчиняются только закону. Высший надзор за исполнением законов возлагался на Прокурора СССР, который назначался Верховным Советом СССР сроком на 7 лет. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от местных органов и подчиняются только Прокурору СССР. Конституция СССР определила избирательную систему. Все граждане СССР, достигшие 18 лет, за исключением умалишенных и осужденных судом с лишением избирательных прав, имеют право участвовать в выборах и быть избранными. Все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, каждый гражданин имеет один голос. Во все Советы депутатов трудящихся выборы производятся прямым тайным голосованием. Каждый депутат обязан отчитываться перед избирателями о своей работе. Государственный герб СССР состоял из серпа и молота на земном шаре, обрамленном колосьями с надписью: " Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ". На верху герба изображена пятиконечная звезда. Государственный флаг СССР состоял из красного полотнища с изображением золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды. Столицей СССР являлась Москва. В течение 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г. были приняты конституции союзных республик. Конституция РСФСР 1937 г., построенная в полном соответствии с Конституцией СССР, закрепила административно-территориальное деление республики. РСФСР состояла из краев: Азово-Черноморского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Красноярского, Северо-Кавказского; областей: Воронежской, Восточносибирской, Горьковской, Западной, Ивановской, Калининской, Кировской, Куйбышевской, Курской, Ленинградской, Московской, Омской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской, Северной, Сталинградской, Челябинской, Ярославской; автономных республик: Татарской, Башкирской, Бурят-Монгольской, Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Калмыцкой, Карельской, Коми, Крымской, Марийской, Мордовской, Немцев Поволжья, Североосетинской, Удмуртской, Чечено-Ингушской, Чувашской, Якутской; автономных областей: Адыгейской, Еврейской, Карачаевской, Ойротской, Хакасской, Черкесской. Все автономные республики имели свои конституции с учетом Конституций СССР и РСФСР. Законы РСФСР были обязательны на территории каждой республики, в случае расхождения закона автономной республики с законом РСФСР действовал закон РСФСР. Высшим органом власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет, который избирал Президиум. Высшим исполнительным и распорядительным органом являлся СНК. В него входили народные комиссары и председатель Госплана. Местные органы власти полностью соответствовали Конституции СССР. В декабре 1937 г. состоялись первые всенародные выборы в Верховный Совет СССР, а в 1938 г. - выборы в Верховный Совет РСФСР.
14.5. Развитие права
Принятие Конституции оказало большое влияние на изменения в праве, главной задачей которого являлась защита социалистической системы. Субъектами гражданского права могли быть государственные, кооперативные, общественные организации и трудящиеся СССР. Существенные изменения в гражданском праве связаны с поиском формы договорных связей между предприятиями. Все хозяйственные организации должны были оформлять письменные договоры на поставку товаров, производство работ, оказание услуг. Устанавливались два вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключались между центральными органами. На их основании заключались локальные договоры между конкретными контрагентами. Признавались и прямые договоры, которые заключались на основе протокольных соглашений. В капитальном строительстве исключалось привлечение частников к государственным подрядным работам. Широкое распространение получают договоры купли-продажи между организациями. Договоры мены после проведения кредитной реформы в 1930 г. были запрещены. В 1937 году принимается Постановление ЦИК и СНК СССР " О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства", согласно которому формируется единый жилой фонд, который подразделялся на фонд строений, находящихся в распоряжении местных Советов, и ведомственный фонд. Право пользования жилым помещением во всех домах оформлялось письменными договорами, заключенными квартиросъемщиками с управляющими домами или с арендатором дома сроком на пять лет. Ликвидировались жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТы) и их союзы. Семейное право. Изменения в семейном праве вызваны резким снижением деторождаемости. В июне 1936 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление " О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах". Усложнился процесс расторжения брака. Требовался обязательный вызов супругов в орган ЗАГС с целью выяснения мотивов развода и попытки примирения супругов. В случае развода в паспортах делались отметки. За регистрацию развода устанавливалась плата. За первый - 50 руб., второй - 150 руб., третий - 300 руб. Изменился порядок определения алиментов. Они определялись в процентах к заработной плате. Дела о взыскании алиментов на содержание детей рассматривались не только по заявлению матери, но и по ходатайству предприятий, профсоюзных и общественных организаций. За уклонение от уплаты алиментов устанавливалось уголовное наказание до двух лет тюремного заключения. Дети-сироты и дети, изъятые из семей по решению суда, могли передаваться на воспитание в семьи трудящихся. Усыновление детей оформлялось договорами, заключенными усыновителями с органами здравоохранения, народного образования, сельсоветами. Трудовое право. Произошли изменения в самих основаниях возникновения трудовых отношений. Участниками трудовых отношений стали социалистические предприятия, организации и трудящиеся. В 1930 году были прекращены выплаты по безработице. С 1931 года государство перешло к организованному набору рабочей силы. Предприятиям и организациям было предоставлено право самостоятельного найма рабочей силы. В 1931 году было принято Постановление " О социальном страховании". Увеличился размер средств, выделенных на социальное страхование. Оно было полностью передано профсоюзам. Повысилась роль профсоюзов в разрешении трудовых споров, в их ведение были переданы организация и контроль за соблюдением правил охраны труда. В 1938 году принято Постановление СНК, ЦК ВКП(б), ВЦСПС " О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле". Страховое обеспечение устанавливалось в зависимости от стажа работы. Был установлен отпуск по беременности и родам. С 1938 года введены единые трудовые книжки. Утверждено Положение о присвоении звания Героя Социалистического труда и награждении медалями " За трудовую доблесть", " За трудовое отличие". Был утвержден список рабочих мест с вредными условиями труда. Для сотрудников этих предприятий установлен 6- и даже 4-часовой рабочий день. В июле 1940 г. в связи с усложнившейся международной обстановкой и реальной опасностью для СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР вновь установлен 8-часовой рабочий день с шестидневной рабочей неделей. Подросткам, достигшим 16 лет, рабочий день был также увеличен до 8 часов. Был запрещен самовольный переход на другую работу. Самовольное оставление рабочего места и прогул влекли за собой уголовную ответственность. Народным комиссарам СССР предоставлялось право перевода ИТР и квалифицированных рабочих с одного предприятия на другое, независимо от территории, а в октябре 1940 г. был принят Указ " О государственных трудовых резервах". В целях массовой подготовки квалифицированных рабочих кадров стали создаваться ремесленные и фабрично-заводские училища и школы. Государственные трудовые резервы находились в распоряжении Правительства СССР. Колхозное право. Возникла новая отрасль права, которая на данном этапе решала задачи укрепления колхозов и регулировала их отношения с государственными структурами. В марте 1930 г. Президиум ЦИК и СНК СССР утвердили Примерный устав сельскохозяйственной артели, на основе которого в каждом колхозе принимался свой устав, подлежавший регистрации в исполкоме райсовета. Государство с самого начала колхозного движения взяло на себя обязательство помогать колхозам финансовыми средствами и создавать определенные льготы в уплате налогов по сравнению с единоличными хозяйствами. Одним из первых правовых актов было Постановление ЦИК и СНК СССР " О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством", принятое в феврале 1930 г. 7 августа 1932 г. принято Постановление ЦИК и СНК СССР " Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и коопераций и укреплении общественной (социалистической) собственности", которое усилило уголовную ответственность за кражи и расхищения социалистической собственности. Это было вызвано тем, что в психологии людей все еще имело место представление о том, что государственное и общественное имущество - " ничье", и им можно пользоваться по своему усмотрению. Этот закон от " седьмого восьмого тридцать второго", как его тогда именовали, имел большое воспитательное значение и вызывал определенное чувство страха у людей. В мае 1939 г. принято Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР " О мерах охраны общественных земель от разбазаривания". В тридцатые годы состоялись два Всесоюзных съезда колхозников-ударников. На втором из них был принят второй Примерный устав сельскохозяйственной артели, которым и руководствовались колхозы до 90-х годов. Устав состоял из 8 разделов. В первом разделе определялись цели и задачи сельскохозяйственной артели и порядок ее создания. Колхозы как самодеятельные организации (артели) с самого начала образования имели свои руководящие органы - колхозцентры районные, областные, республиканские и Всесоюзный совет коллективных крестьянских хозяйств, действовавшие под руководством Наркомата земледелия СССР. В разделе " О земле" подчеркивалось, что земля есть всенародная государственная собственность. Она закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит ни купле, ни продаже, ни сдаче в аренду. Из общественных земель выделяются в личное пользование каждому колхозному двору приусадебные участки в размере от 1/4 до 1/2 га, а в отдельных районах до 1 га. В разделе " О средствах производства" перечислялись хозяйственные постройки, предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства, инвентарь, рабочий скот, подлежащие обобществлению. В личном пользовании оставлялись жилые и хозяйственные постройки, необходимые для содержания скота, личный скот и птица. В разделе, посвященном деятельности артели и ее правления, подчеркивалось, что артель обязуется вести свое хозяйство по плану и выполнять обязательства перед государством. В разделе " О членстве" устанавливались правила приема в артель. Прием в артель и исключение из нее осуществляются общим собранием членов артели. В разделе " Средства артели" устанавливалась обязанность членов артели при вступлении внести определенный взнос. Из получаемых доходов артель должна была выполнить свои обязательства перед государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплатиться с машинно-тракторной станцией (МТС) за использование техники, засыпать семена для посева и фураж для прокорма скота, создать неприкосновенный семенной и кормовой фонд, фонд помощи старикам и инвалидам, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских домов и яслей, выделить часть продуктов для продажи государству или на рынок. Оставшаяся масса урожая распределяется между членами артели по трудодням. В разделе " Об организации, оплате и дисциплине труда" содержались правила о введении нормы выработки и расценок за каждую работу в трудоднях. В разделе " Управление делами артели" говорилось, что высшим органом управления артели является общее собрание, которое выбирает ревизионную комиссию, правление в составе 5 - 9 человек и председателя артели, который одновременно является и председателем правления. Правление артели назначает бригадиров и заведующих животноводческими фермами сроком на два года. Начиная с 1939 г. установлен обязательный минимум трудодней от 60 до 100 на каждого трудоспособного колхозника. Такое правило вытекало из требования Конституции СССР о труде как обязанности гражданина СССР. В апреле 1939 г. принимается Постановление " О запрещении исключения колхозников из колхозов". Колхозникам не выдавались паспорта, что ставило их в положение прикрепленных к месту жительства и к своему колхозу. Уголовное право. В уголовном праве начиная с 1930 г. возрастает роль общесоюзного законодательства. Уголовный кодекс 1922 г. дополнялся и изменялся в соответствии с требованиями времени. В июне 1932 г. принято Постановление ЦИК и СНК СССР " О революционной законности". В августе 1932 г. было принято уже упомянутое выше Постановление ЦИК и СНК СССР " Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной социалистической собственности". Постановление резко усилило наказание за хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте, а также колхозного и кооперативного имущества. Устанавливался расстрел с конфискацией имущества, а при смягчающих вину обстоятельствах - лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. Амнистии к преступникам, осужденным за перечисленные преступления, не применялись. В июне 1934 г. принято Постановление ЦИК СССР " О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) статьями об измене Родине". Уголовная ответственность наступала с 12 лет. Лица, не достигшие 18-летнего возраста в момент преступления, и беременные женщины не могли быть приговорены к расстрелу. По делам о шпионаже, вредительстве и диверсионных актах срок лишения свободы увеличивался до 25 лет. Термин " принудительные работы" заменен термином " исправительно-трудовые работы". В Особенной части значительно изменилась глава 1 " Контрреволюционные преступления". Статья 58 дополнена следующими пунктами: за измену Родине, шпионаж, выдачу военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу виновные приговариваются к расстрелу с конфискацией имущества; в случае побега или перелета за границу военнослужащего совершеннолетние члены его семьи караются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества; недонесение со стороны военнослужащего о готовящейся или совершенной измене влечет за собой лишение свободы на 10 лет; вооруженное восстание с целью захвата власти, сношения в контрреволюционных целях с иностранными государствами влекут за собой меру наказания - расстрел; подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы влекут за собой расстрел; совершение террористических актов против представителей Советской власти влечет за собой расстрел; контрреволюционный саботаж, т.е. сознательное неисполнение кем-либо определенных обязанностей или умышленное небрежное их исполнение, влечет за собой лишение свободы на срок не менее одного года до высшей меры наказания с конфискацией имущества. Преступления против порядка управления: отказ от выполнения повинностей, имеющих общегосударственное значение, влечет за собой лишение свободы на срок до двух лет с конфискацией имущества; нанесение побоев или совершение иных насильственных действий в отношении общественников-активистов влечет за собой лишение свободы на срок до 5 лет; подстрекательство несовершеннолетних и привлечение их к участию в различных преступлениях - лишение свободы на срок до 5 лет; хищнический убой и умышленное изувечение скота с целью подрыва коллективного хозяйства - лишение свободы на срок до двух лет; порча и поломка сельскохозяйственных машин - исправительно-трудовые работы на срок до 6 месяцев. В декабре 1934 г., после убийства С.М. Кирова, Постановлением ЦИК СССР внесены изменения в действовавшие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти. Следствие по этим делам должно было заканчиваться в срок не более 10 дней. Дела слушались без участия сторон. Кассационное обжалование приговоров не допускалось. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.
|