Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Китаев-Смык Л.А. - Психология стресса. Наука, 1983.






4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001.

5. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.

6. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М.: Напсихология стресса: психологическая антропология стресса»

Китаев-Смык Л.А.

«Психология стресса: психологическая антропология стресса»

Волкова Н.В. Copingstrategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. №2Тема: Копинг – стратегии как способ реализации совладающегоповедения.

 

 

Глава 1.

 

1.1. Стресс: понятие и виды.

1.2. Профессиональный стресс: специфика, динамика, стадии.

1.3. Копинг – стратегии.

 

1.1 Понятие стресса

 

В зависимости от стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации – физиологический стресс и психологический стресс. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный стресс В Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения -- все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды и др., а также в условиях так называемых конфликтных ситуаций, в которых животное и человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры).

Категория «стресс» является одной из таких сложных для изучения категорий науки, которая (как адаптация и др.) обслуживает комплекс различных наук о человеке. Поэтому вхождение этого понятия в оборот психологической науки сопровождалось адаптационным подходом к стрессу. Затем психологи выделили отдельно психологический, эмоциональный и информационный стресс.

Стрессом в науке (от англ. stress - давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний человека, возникающих в ответ на экстремальные воздействия – стрессоры [25].

Основополагающую теорию стресса, с которой начался «стрессовый» бум, выработал Г. Селье. Под стрессом Г. Селье понимает неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Характер этого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров), что позволило ученому говорить об общем адаптационном синдроме [27]. По данным Г. Селье, продолжительные стрессы отмечаются при сочетаниях неблагоприятных факторов, когда наступает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадежности, сознание чрезмерности, непосильности и нежеланности, обидной несправедливости требуемых усилий. Г. Сельеопределил следующие стадии стресса как процесса:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения) [27].

Г. Селье и отечественными авторами, развивающими адаптационный подход к стрессу и регуляции стрессовых состояний [16, 24, 27] показано, что существуют стрессовые ситуации, которые мобилизуют организм и способствуют успешной социально-психологической адаптации индивида. Но существуют, отмечает В. А. Бодров, стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации..дистрессу» [4, с.15]. Дистресс – это крайне отрицательное проявление стресса. Превращение стресса в дистресс происходит при очень интенсивном воздействии факторов среды и деятельности, при которых истощаются резервы организма и нарушается механизм психической регуляции. Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее (Лазарус). Р. Лазарус вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической стрессовой реакции на вредность, является реак­цией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами [15]. Р. Лазарус считает, что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности ее избежать. По Р. Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации, которые оцениваются как таковые вследствие каузальной атрибуции [15].

Е.С. Кузьмин к стресс-факторам относит: нарушение чувства комфорта и безопасности труда; дефицит времени для завершения плановых заданий; трудные и ранее незнакомые производственные задачи; чрезвычайные происшествия, стихийные бедствия, несчастные случаи; конфликты с вышестоящими руководителями, с подчиненными, потеря руководителем своего авторитета и управляющего влияния на коллектив; длительная работа без отдыха, переутомление; несправедливые наказания, незаслуженное осуждение или пристрастная критика, лишение вознаграждения [цит. по: 19].

Стрессоры могут быть различные. Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. Личностные особенности, отмечает А. Г. Маклаков, - «самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий».

Большинство отечественных авторов отделяют психический, эмоциональный стресс от физиологического и выделяют психический, эмоциональный и информационный стресс []. В словаре под ред. А. В. Петровского различаются: физиологический и психологический стресс, последний делится на стресс эмоциональный и информационный [].

А. Г. Маклаков, рассуждая о проблеме выделения психического, эмоционального и информационного стрессов, замечает, что данное деление условно, поскольку трудно разделить стрессоры. «На практике, - пишет он, - очень редко удается разделить эмоциональные и информационные стрессоры и определить, какие из стрессоров являются ведущими. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации..информационный стресс сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Однако возникающие при этом чувства могут встречаться и в других ситуациях, не связанных с переработкой информации» [17]. Хотя стрессорами могут быть разные раздражители, но, отмечает А. Г. Маклаков, «чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции» [17, с.461]. Психический стресс данный автор определяет как «состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида со средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальной адаптивной реакции оказывается недостаточно» [17, с.463].

По определению В. А. Бодрова «..психологический стресс понимается как реакция субъекта на угрозу, которая воспринимается дистантно, вызывает соответствующее эмоциональное отношение к данному воздействию..» [7, с.24].

А.В. Морозов, ориентируясь на исследования Ф.Б. Березина, указывает в пособии по управленческой психологии основные черты психического стресса: «стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой; стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы; явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна» [, с.115]. Как отмечают Е. Д. Соколова, Ф. Б. Березин, представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Исследованиях психического стресса свидетельствуют и об общности физиологических изменений, которые возникают при физиологическом и психическом стрессе, и о различиях в механизме его формирования. При эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров или стрессогенной ситуации опосредуется через психические процессы, которые обеспечивают оценку стимула в связи с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если в результате его переработки возникает ощущение угрозы, обычно в случае, когда психологическая оценка обнаруживает несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей [39]. Указанные авторы подчеркивают роль индивидуальной оценки стрессовой ситуации. «Индивидуальная оценка и индивидуальная интерпретация воздействия - пишут они, - обусловливает роль психических факторов и в формировании стресса, вызванного физическим стимулом, поскольку такое воздействие сопровождается психической переработкой. Таким образом, круг стрессоров, существенных для развития психического (эмоционального) стресса весьма широк [39].

Характеризуя психический (эмоциональный) стресс, отмечают, что он вызывает такие же (негативные, вегетативные) изменения, что и физиологический стресс, но имеются важные различия в его сущности. Так, В, А. Бодров пишет: «..Параллелизм между психологическим и физиологическим стрессом заключается в том, что как тот, так и другой порождают очень сходные физиологические реакции. Однако важным различием является то, что физиологический стресс обычно вызывает высокостереотипизированные реакции посредством нервных и гуморальных механизмов. Психологический же стресс не всегда приводит к ожидаемым реакциям, ответ на угрозу может быть самым разнообразным: страх, гнев, ступор, депрессия, различные висцеральные изменения, ухудшение показателей деятельности» [6, с.24]. По мнению Р. Лазаруса, опосредующим процессом в первом случае является гомеостатический механизм, активизируемый вредным воздействием, а во втором случае – психологические процессы оценки предполагаемой угрозы личности и поиска адекватного ответа на эту угрозу [цит.по: 6].

Эмоциональный стресс, по данным отечественных психологов, возникает в ситуации обиды, опасности, угрозы [12, 20]. Формы эмоционального стресса: импульсивная, тормозная, генерализованная. При эмоциональном стресс е отмечаются изменения в психической сфере, в том числе изменения в протекании психических процессов, эмоциональной сфере, мотивации и структуре деятельности. Также в содержании психического (эмоционального) стресса психологи особо выделяют тревожность. Тревога – это «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий» [20, с.407]. Тревога, в отличие от страха, который несет в себе реальную угрозу, представляет диффузный страх [20]. Тревога является сигналом напряжения, нарушения адаптации. По направленности своего проявления тревога может выполнять как мобилизующие, так и дезорганизующие функции. Когда уровень тревоги слишком высок, поведение становится неадекватным ситуации, его регуляция нарушается. Роль тревоги в адаптационном процессе может изменяться, при перенапряжении организма ощутима ее роль в формировании эмоционального стресса.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности.

Проблема преодоления стресса и роли особенностей личности как опосредующего фактора стрессоустойчивости человека начала проявляться сразу в ходе изучения стресса. Многие авторы, занимающиеся изучением форм стресса, делают акцент на личностных особенностях, детерминантах совладания со стрессом. Исследователи называют их «личностными ресурсами», «личностной выносливостью», «личностным адаптационным потенциалом» [14, 21]. Р. Лазарус считает, что в силу «индивидуальных различий в психологической конституции отдельных личностей любая попытка объяснить характер стрессовой реакции, основываясь только на анализе угрожающего стимула, была бы тщетной» [13, с. 205]. Так, Соколова Е. Д. и коллеги пишут: «Вероятность развития психического стресса при повышении фрустрационной напряженности зависит от особенностей личности, обусловливающих степень устойчивости к психическому стрессу. Подобные черты обозначались как «чувство когерентности», повышающие ресурсы противостояния стрессогенным факторам, «личностная выносливость», понимаемая как потенциальная способность активного преодоления трудностей. Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к построению интегрированного поведения» [21, с.15]. А. В. Морозов также указывает: «Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности» [15, с.315]. Исследователями отмечается, что специфичность реагирования в стрессе обусловливается не только характером внешней стимуляции, но и психологическими особенностями субъектаПоскольку, - рассуждает В. А. Бодров, - «..Сущностью психологического стресса является эмоциональное состояние, развивающееся на негативно оцениваемую ситуацию (воздействие), то анализ причинных факторов, порождающих стресс, возможен только с учетом личностных установок данного субъекта» [6, с.112].

Подводя итог, отметим, что сегодня в отечественной психологии используют понятия «психический стресс», «эмоциональный стресс», «информационный стресс». В самом общем виде можно различать психический и физиологический стресс, а, говоря о собственно психологическом содержании стресса, использовать понятия «эмоциональный стресс», «информационный стресс», понимая, что данное деление условно и стрессоры могут быть общими для обоих видов стресса.Разделение довольно условно, так как физиологический стресс всегда включает элементы психического (эмоционального), а в психический стресс вызывает физиологические изменения.

 

 

в каждом возрасте наряду с активным формированием механизмов преодоления стресса происходит развитие личностно-средовых копинг-ресурсов, которые являются основной составляющей резистентности встрессу и учавствуют в процессе адаптации.

Сирота H.A., Ялтонский В.М.[]

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал