![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практические занятия. Краткая характеристика практических занятий по темам содержания дисциплины дисциплине «Государственное управление в РФ».
Краткая характеристика практических занятий по темам содержания дисциплины дисциплине «Государственное управление в РФ». Тема 1. « ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РФ» КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЯ. Цели и задачи: усвоение и понимание терминологии, сущности государственного управления и основных видов управленческой деятельности, технологий и механизмов, проблем современного государственного управления. Порядок выполнения: тестирование, обсуждение, разбор конкретных ситуаций по следующему плану. 1. Понятие государственного управления. Предмет, цели, задачи, структура и методология курса (тест). 2. Понятие управленческой деятельности, управленческого решения и управленческой технологии. Формы и методы управленческой деятельности. Стадии управления (тест). 3. Актуальные проблемы современного государственного управления в Российской Федерации (дискуссия, анализ конкретных ситуаций). Оснастка: лекционный материал, учебно-справочная литература. Оценка: оценка определяется по результатам тестирования. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме. ТЕМА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Цели и задачи: усвоить состав Законодательства РФ о государственном управлении, сущность, предмет, формы и методы правового регулирования государственного управления, уметь анализировать нормативные документы, излагать и обосновывать свою позицию. Порядок выполнения: тестирование, обсуждение, разбор конкретных ситуаций по следующему плану. 1. Состав Законодательства РФ о государственном управлении, сущность, предмет, формы и методы правового регулирования государственного управления (тест). 2. Законодательное разделение функций управления и полномочий органов государственного управления (тест). 3. Смысл законности в государственном и муниципальном управлении. Дисциплина в государственном и муниципальном управлении. Виды и процедуры юридической ответственности (эссе). Оснастка: лекционный материал, учебно-справочная литература, ПК. Оценка: оценка определяется по результатам тестирования и эссе. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме(ПК) Тема 3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Цели и задачи: усвоить концептуальные основы построения системы государственного управления в Российской Федерации. Порядок выполнения: тестирование, работа с нормативными документами, систематизация и структурирование учебного материала по теме занятия. 1. Уровни и принципы организации государственного управления. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Правовой механизм и практика взаимодействия ветвей государственной власти и управления.Прямые и обратные связи в системе государственного управления (тест). 2. Органы исполнительной власти: модели, структура, функции (обсуждение докладов). 3. Органы законодательной власти: модели, структура, функции (построение блок-схемы). Оснастка: лекционный материал, учебно-справочная литература, ПК. Оценка: оценка определяется по результатам тестирования и эссе. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме (ПК). Тема 4. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Цели и задачи: усвоить основы системы кадрового управления, правового, организационного и кадрового обеспечения государственной гражданской службы. Порядок выполнения: обсуждение структуры, назначения и функций управления государственной службой, кадровой службы, тестирование на определение профессиональных склонностей и предпочтительных для студента путей реализации карьеры на основе самооценки. План 1. Структура, назначение и функции кадровой службы (фронтальный опрос). Понятие резерва государственной службы. 2. Расстановка и мотивация кадров на основе шестиугольника Джона Голланда. Определение методов мотивации по стилю управления организацией тестирование (тесты на определение профессиональных склонностей и «Пути реализации карьеры»). 3. Определение эффективности кадровой работы (анализ конкретной ситуации – оценка эффективности организационно-функциональной структуры органа управления, расчет показателей надежности, централизации работ, текучести кадров и др.) и разработка рекомендаций (кейс-метод). 4. Понятие конфликта интересов в системе государственной службы. Технологии и механизмы противодействия коррупции (кейс-метод, дискуссия). Оснастка: лекционный материал, учебно-справочная литература, ПК. Оценка: оценка определяется по результатам фронтального опроса. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме. Тема 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В РФ. Цели и задачи: усвоить состав Законодательства РФ о государственной службе, требования к профессиональной подготовке государственного служащего, уметь анализировать нормативные документы, излагать и обосновывать свою позицию. Порядок выполнения: тестирование, обсуждение, разбор конкретных ситуаций по следующему плану: 1. Принципы организации и функционирования государственной службы за рубежом. 2. Сущность и особенности государственной службы в РФ. Статус государственного служащего: понятие, виды (тест). 3. Прием на работу, прохождение службы (ознакомление с сайтом вакансий государственной службы). Квалификационные разряды. 4. Аттестация, профессиональная переподготовка государственных служащих. Перевод и продвижение по службе. Прекращение государственной службы (тест). 5. Права и обязанности, ответственность государственных служащих. 6. Льготы и компенсации государственных служащих как фактор мотивации управленческой деятельности и выбора профессии (эссе). Оснастка: лекционный материал, учебно-справочная литература, ПК. Оценка: оценка определяется по результатам ответов студентов. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме. Тема 6. МЕТОДОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Цели и задачи: усвоить понятие стратегического управления, методики и алгоритмы разработки стратегии управления и программно-целевые механизмы реализации стратегического управления, уметь анализировать нормативные документы, излагать и обосновывать свою позицию. Порядок выполнения: тестирование, обсуждение, разбор конкретных ситуаций по следующему плану. 1. Понятие стратегического управления. Методика и алгоритмы разработки стратегии государственного управления (тест). 2. Инструменты стратегического планирования. PEST- и SWOT- анализ. Метод экспертных оценок. Дорожная карта (тренинг). 3. Индикативное планирование: понятие, содержание и значение. 3. Программно-целевые механизмы кратко-, средне- и долгосрочного планирования. 4. Виды государственных программ (ФЦП, ВЦП, ФАИП, ГЦП субъектов) и проектов (сообщения). Мониторинг государственных программ и национальных проектов (кейс-метод, расчет показателей). Оснастка: лекционный материал, учебно-справочная литература. Оценка: оценка определяется по результатам ответов и тренинга. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме. Тема 7. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Цели и задачи: усвоить понятие стратегического управления, методики и алгоритмы разработки стратегии управления и программно-целевые механизмы реализации стратегического управления, уметь анализировать нормативные документы, излагать и обосновывать свою позицию. Порядок выполнения: тестирование, обсуждение, разбор конкретных ситуаций по следующему плану. 1. Понятие социально-экономического развития страны, регионов и показатели его мониторинга. Прогнозирование как метод научно обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития. 2. Сущность и особенности методологии форсайта. 3. Неформальные, количественные и качественные методы прогнозирования. 4. Значение прогнозирования развития для организации управления, коррекции содержания основных направлений государственной политики обеспечения национальной безопасности (анализ конкретных ситуаций на выявление тренда социально-экономического развития, рынка труда, демографический прогноз). Оснастка: лекционный материал, учебно-справочная литература. Оценка: оценка определяется по результатам ответов студентов. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме. Тема 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Цели и задачи: усвоить терминологию темы, объектную структуру государственной собственности, уметь анализировать нормативные документы, излагать и обосновывать свою позицию. Порядок выполнения: тестирование, обсуждение, разбор конкретных ситуаций по следующему плану: 1. Концепция управления государственной собственностью. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом (тест). 2. Объектная структура государственной собственности. 3. Система учета и оценки государственного имущества (тест). 4. Казна как объект управления: понятие, составляющие, цели управления казной, оборот объектов казны и выбытие объектов из казны (работа с нормативным документом). 5. Приватизация и национализация в практике государственного и муниципального управления (составление аналитической записки). Оснастка: лекционный материал, учебно-справочная литература, ПК. Оценка: оценка определяется по результатам ответов студентов. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме. Тема 9. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Цели и задачи: усвоить терминологию темы, объектную структуру государственной собственности, уметь анализировать нормативные документы, излагать и обосновывать свою позицию. Порядок выполнения: тестирование, обсуждение, разбор конкретных ситуаций по следующему плану: 1. Государственные финансы как объекты управления. Классификация финансовых ресурсов государства (тест). 2. Понятие государственного бюджета. Бюджетирование, ориентированное на результат. 3. «Программный бюджет». Программное и проектное финансирование (подготовка выступлений). 4. Бюджетный федерализм. Правовое регулирование межбюджетных отношений. Доходы и расходы территориальных бюджетов. Перемещение потерь и выгод в контексте бюджетного федерализма. Тема 10. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ. Цели и задачи: усвоить терминологию темы, структуру маретингового комплекса, методики проведения маркетинговых исследований. Порядок выполнения: тестирование, обсуждение, разбор конкретных ситуаций по следующему плану: 1. Использование маркетинговых инструментов, методов проектного, ситуационного, риск-менеджмента и антикризисного управления в государственном управлении. Система маркетинговой деятельности. Основные элементы маркетингового комплекса (доклады студентов). 2. Применение маркетинговых исследований для информационного обеспечения процесса государственного управления (анализ конкретных ситуаций). 3. Показатели мониторинга социально–экономического положения страны, субъектов РФ и муниципальных образований (индивидуальные задания на расчет показателей). Оснастка: лекционный материал, учебно-справочная литература, ПК. Оценка: оценка определяется по результатам ответов студентов. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме. Тема 11. ЭКОНОМИКА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ. Цели и задачи: усвоить сущность провалов рынка и государства, основные положения государственной экономической политики, уметь анализировать учебный материал, излагать и обосновывать свою позицию. Порядок выполнения: тестирование, обсуждение, разбор конкретных ситуаций по следующему плану: 1. Экономика как объект управления. «Провалы рынка» и меры государственного вмешательства. «Провалы государства» (тест на ПК). 2. Государственная экономическая политика (работа с теоретическим материалом на ПК, обсуждение). 3. Система государственного регулирования экономики (тест). 4. Государственный сектор экономики. Тенденции институционального развития общественного сектора на современном этапе реформирования госу- дарственного управления (работа с КИЕС на ПК). 5. Роль госкорпораций и корпораций с государственным участием в реализации национальной и глобальной стратегий государства («круглый стол»). Оснастка: лекционный материал, учебно-справочная литература, ПК. Оценка: оценка определяется по результатам ответов студентов. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме. Тема 12. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЕВЫМИ РЫНКАМИ И КОМПЛЕКСАМИ Цели и задачи: усвоить основы государственных инновационной, научно-технической, инвестиционной, кластерной политик, уметь анализировать нормативные документы, излагать и обосновывать свою позицию. Порядок выполнения: тестирование, обсуждение, разбор конкретных ситуаций по следующему плану: 1. Проблемы формирования региональных рынков и механизмов развития транспортной системы России. Региональные компенсационные механизмы. 2. Понятие территориально-экономического комплекса. Структура отраслевых комплексов на территории субъекта РФ (тест). 3. Кластерные технологии формирования отраслевых и межотраслевых комплексов как инструмента реализации государственных инновационной, научно-технической, инвестиционной, кластерной политик (составление аналитической записки). 4. Свободные экономические зоны как инструмент управления социально-экономическим развитием регионов. 5. Процедуры и показатели анализа управления отраслевыми комплексами (систематизация материала и создание кейса или портфолио с использованием IT). Оснастка: лекционный материал, учебно-справочная литература, ПК. Оценка: оценка определяется по результатам ответов студентов. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме. Тема 13. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ Цели и задачи: усвоить терминологию темы, системные характеристики и организационно-экономические механизмы государственно-частного партнерства, его модели, формы. Порядок выполнения: тестирование, обсуждение, разбор конкретных ситуаций по следующему плану: 1. Предпринимательство как фактор эффективного использования ресурсов и функционирования экономики. Формирование государством институциональной среды предпринимательства в стране и субъектах РФ. 2. Факторы и макроэкономические инструменты государственной политики снижения предпринимательских рисков (обсуждение). 3. Предпринимательские структуры и основные формы взаимодействия государственных и предпринимательских структур. Модели, формы и механизмы ГЧП (тест). 4. Институционализация использования потенциала малого бизнеса в ин- тересах ускорения экономического развития страны и ее регионов. 5. Государственные инвестиционные стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона (2 доклада по 5 минут). Оснастка: лекционный материал, учебно-справочная литература, ПК. Оценка: оценка определяется по результатам выступлений и ответов студентов. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме. Тема 14. ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Цели и задачи: усвоить терминологию темы, цели, принципы и направления социальной политики государства. Порядок выполнения: тестирование, обсуждение, разбор конкретных ситуаций по следующему плану: 1. Понятие социально-демографического развития, социальной сферы и социального государства (обработка материала на ПК, тестирование). 2. Демографическая политика РФ. Проблемы воспроизводства трудовых ресурсов и формирования региональных систем расселения. 3. Социальная политика государства. Цели, задачи и механизмы социальной политики. Становление института государственных минимальных социальных стандартов: федеральный, региональный и муниципальный аспекты (сообщения, обработка материала на ПК). 4. Распределение социальных обязательств между федеральным, региональным и местным управлением. Социальные программы, национальные проекты и трансферты (составление аналитической записки с использованием ПК). 5. Общественное социальное страхование. Обязательное медицинское, пенсионное и социальное страхование и их реформирование в России (работа с нормативно-правовой документацией, официальными сайтами госучреждений соцстрахования, составление аналитической записки о направлениях реформирования, закрепление - тест на ПК). 6. Система социальной защиты населения: понятие, цели, задачи и механизмы (письменный анализ механизмов социальной защиты населения, обработка материала на ПК). Учреждения социальной защиты, их организационная и функциональная структура. Оснастка: задание на практикум и обеспечивающий теоретический и нормативно-правовой материал, лекционный материал, учебно-справочная литература, тестирование на ПК. Оценка: оценка определяется по результатам тестирования. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме. Тема 15. ОБЩЕСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Цели и задачи: усвоить терминологию темы, цели, принципы и направления социальной политики государства. Порядок выполнения: тестирование, обсуждение, разбор конкретных ситуаций по следующему плану: 1. Общественное социальное страхование. Обязательное медицинское страхование (обсуждение, тест). 2. Система социальной защиты населения. Учреждения социальной защиты (письменный анализ механизмов социальной защиты населения). 3. Социальная защищенность и проблемы формирования постоянного населения на Дальнем Востоке: миграции и расселения населения («круглый стол»). Оснастка: лекционный материал, учебно-справочная литература, ПК. Оценка: оценка определяется по результатам выступлений и ответов студентов. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме. Тема 16. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВО И ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В РОССИИ. Цели и задачи: усвоить терминологию темы, цели, принципы, схемы коммуникационного процесса, цели государственной политики информатизации государственного управления. Порядок выполнения: тестирование, обсуждение, разбор конкретных ситуаций по следующему плану: 1. Социальная информация и коммуникация в системе государственного управления. Коммуникация. Схема коммуникационного процесса. Типы результатов (эффект) коммуникации (тест). 2. Формы изучения и технологии управления общественными отношениями и формированием общественного мнения (разбор конкретных ситуаций). 3. Социальные конфликты и механизмы их разрешения. Работа с обращениями и прием граждан (разбор конкретных ситуаций). Политическая конкуренция. 4. Электронные технологии в государственном управлении. Электронное правительство как фактор обеспечения прозрачности и повышения эффективности государственного управления. Электронная демократия (работа с официальным сайтом министерства). Реализация концепций электронного правительство и открытого правительства в России. Оснастка: лекционный материал, учебно-справочная литература, ПК. Оценка: оценка определяется по результатам выступлений и ответов студентов. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме. Тема 17. КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Цели и задачи: усвоить терминологию темы, цели, принципы и направления и показатели социальной политики государства. Порядок выполнения: тестирование, анализ конкретных ситуаций по следующему плану: 1. Международная система оценки эффективности государственного управления. Международные методики оценки регулирующего воздействия государства. 2. Виды эффектов управления. Эффективность организации и функционирования управленческих органов и объектов управления и их нормативно-правовая база. Общая социальная эффективность государственного управления. 3. Эффективность деятельности государственных служащих и оплата труда. 4. Измерение экономической, социальной и функциональной эффективности государственного управления. Оснастка: лекционный материал, учебно-справочная литература, ПК. Оценка: оценка определяется по результатам теста и выступлений студентов. Время, отводимое на практическое занятие: 2 часа. Занятие проводится в интерактивной форме. Таблица 3. Практические занятия и их взаимосвязь с лекционным курсом.
|