Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дайте оценку каждой позиции. К какому мнению склоняетесь Вы? Аргументируйте свой выбор.






Обвиняемый не несет уголовной ответственности за заведомо ложные показания, в отличие от свидетелей и потерпевших. Имеет ли обвиняемый «право на ложь»? В каком смысле используется здесь слово «право»?

Υ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Какова специфика нравственных ценностей?

2. Что такое предательство?

3. Как в Кодексе профессиональной этики (2008) трактуется гражданский и профессиональный долг сотрудника ОВД РФ?

4. В чем заключается актуальность темы борьбы с коррупцией?

5. Какие основные меры предприняты нашим государством для борьбы с коррупцией?

Υ Ι. ЭТИЧЕСКОЕ ЭССЕ. Напишите сочинение на тему: Добросовестность.

 

Вариант 2

 

РАБОТА НАД ТЕРМИНАМИ. Разбейте следующие термины по темам (тема 1 «Мировоззренческие основы службы в ОВД»; тема 2 «Профессионально-этические основы противодействия коррупции»), найдите их значения и составьте терминологический словарик к каждой теме.

Ценность. Моральное сознание. Справедливость. Равнодушие. Добросовестность. Непотизм. Профессиональная гордость. Неправомерная просьба. Нравственная нечистоплотность. Преданность интересам службы.

Ι Ι. АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ТЕКСТА. Проведите анализ следующего текста, составьте его логическую схему, выделите основные понятия, дайте им определения:

«Проблема человека, его онтологического статуса, анализ его бытия в мире под тем или иным углом зрения составляет едва ли не центральное ядро любых философских построений. Человек действительно, а не только в собственном воображении, представляет собою экстраординарное бытие – не только сам для себя, но и объективно. Отношение животных к человеку невозможно поставить в один ряд с отношениями животных между собой, как и деятельность человека нельзя адекватно понять по одной схеме с жизнедеятельностью животного. Не всегда это отличие бывает лестно для человечества, не всегда, может быть, оно так уж бросается в глаза, но, несмотря на эти печальные констатации, очевидно, что реальная жизнь любого человека не может во всей своей полноте быть сведена без остатка к естественной логике поведения животного.

Если иметь в виду кардинальное отличие человека от животного, то таким действительным основанием экстраординарности являются духовные способности человека. Чаще всего в этом смысле говорится о религиозной, нравственной, творческой способности. Это перечисление может быть дополнено познавательной способностью, имеющей у человека качественно иной характер, чем у животных, а также некой «философской способностью», которая неотъемлемо присуща человеку по аналогии с вышеупомянутыми. Попытки свести человека к общеприродным свойствам, закономерностям и ритмам всегда оборачивается урезанием сущности человека. Человек не сводим к миру, он не просто обнаруживает в себе нечто необъяснимое логикой этого мира, но и в своем самоосуществлении постоянно трансцендирует себя, свободно и творчески относясь и к миру, и к самому себе.

Человека отличает от всех прочих существ наличие духовных способностей. Религиозная способность, нравственная способность, творческая способность, – вот то, что есть у всех людей, независимо от исторических, культурных, социальных условий, независимо от уровня интеллектуального развития личности и общества, и то, чего нет ни у кого из животных, независимо, опять-таки от степени их разумности, коммуникативности, богатства эмоциональной жизни и т.д. Духовные способности проявляются у человека по-разному, в разной степени и разной форме, эти различия зависят от перечисленных условий, но само их наличие есть общечеловеческий факт. Умственно отсталые люди, даже уступая по степени интеллектуального развития некоторым животным, демонстрируют, тем не менее, наличие религиозных и нравственных чувств, творческой способности. Их умственная неполноценность зачастую ограничивает их в степени проявления духовных способностей, но эти проявления есть, их можно ясно видеть. Более того, как показывает практика, обращение к этим духовным способностям, опора на них, культивирование их дает существенный прогресс и общеинтеллектуального уровня, позволяет в какой-то мере реабилитировать умственно неполноценного человека.

Человек трехсоставен, его природа представляет собой единство тела, души и духа. Человек есть полнота бытия единой телесно-душевно-духовной природы. Проблема заключается в том, что такая полнота есть не столько данность, сколько задача. Человек, конечно, имеет свою трехсоставную природу как данность. Однако полнота бытия требует разумного и волевого участия человека. Человек способен свободно относиться к собственной природе и призван к тому, чтобы выстраивать верную иерархию ее частей.

Правильное, – то есть соответствующее и объективному строю бытия, и призванию человека в бытии, – устроение человеческого существа предполагает главенство духа в человеке. Душевные силы и способности человека в этом случае обращены к онтологической высоте духа, душа сама одухотворяется и является проводником для действия духа и в теле. Главенство духа обеспечивает целостную полноту бытия человека. Одухотворение души и тела, совершающееся при этом, есть их преображение и наделение смыслом. Это одухотворение не уничтожает собственного содержания душевности и телесности, а вводит это содержание в пространство духовного бытия, оно сообщает и душевной, и телесной жизни духовное измерение, онтологическую вертикаль.

Однако человек способен выстраивать свое существо и по-другому. Слово «бездуховность», является, конечно, выражением образным, – как и, например, слова «бессовестный», «безголовый». Не стоит понимать эти слова так, что совести у человека вовсе нет, просто он к ней не прислушивается, и голова у человека есть, но только такое впечатление, что он ею не пользуется. Всякий человек имеет причастность к духовному бытию, имеет духовные способности и потребности, но человек может игнорировать, – ни во что вменять, – свой собственный дух. Душа человека в этом случае обращена к телу, душа начинает жить телесными потребностями, желаниями и удовольствиями. Жизнь человека, оторванная от духа становится в этом случае ущербной, и никакие попытки обрести полноту не способны увенчаться успехом.

Человек по своей природе может быть назван духовным существом. Конечно, не в том смысле, что дух есть единственная настоящая реальность человека, а в том смысле, что духом определяется его бытие. Человек есть духовное существо в том смысле, что его жизнь всегда соотнесена с законами духовного бытия, – хочет ли этого человек или не хочет. Эти законы вполне объективны, но обращены они к свободной воле человека, они действуют не помимо человека, а в сопряжении с его волей. Не человек решает, каковы эти законы, не во власти человека отменить их действие, эти законы могут быть причиной гибели человека, но при этом действуют они только в соотнесении со свободным волеизъявлением человека». (См.: Теоретическая экспозиция философии: учебное пособие / под ред. Н.В. Блажевича. – Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. – С.60-64).

Ι Ι Ι. КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКА. Составьте конспект статьи: В.И. Бакштановский. Оправдывает ли цель средства? // Профессиональная этика сотрудников ОВД: Хрестоматия / Сост. Ю.А. Полетухин. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – С.89-91.

Ι Υ. УПРАЖНЕНИЯ. Выполните упражнения:

Отечественный философ М. Мамардашвили размышлял: «Свобода есть то, что делается по своей необходимости. Явление, называемое мною свободным, содержит основание самого себя в себе, является причиной самого себя. Или – самопричинным явлением. За примерами далеко ходить не надо. Что такое совесть? От голоса совести уйти нельзя, если он, конечно, есть. А если он есть, он есть целиком. Так ведь? Значит совесть не делает никакого выбора. Нет выбора! А с другой стороны, совесть есть феномен, который сам в себе содержит причину: у нее нет внешней причины. Совесть есть причина самой себя. Поэтому поступок и называют совестливым, а не каким-либо другим. Слово «совесть» в данном случае есть конечная инстанция объяснения. Мы сказали: совесть … и дальше этого не идем. Все ясно, хотя сама совесть не ясна». Чем является на Ваш взгляд совесть, откуда она берет свои требования.

2. В чем различие между патриотизмом и национализмом? Может это одно и тоже?

Υ. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Какие нравственные ценности выделяются Кодексом профессиональной этики сотрудникаОВД РФ (2008) и Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (2010)?

2. Что такое угрызение совести?

3. Что значит вести дело объективно и беспристрастно?

4. Насколько серьезна проблема коррупции? Коррупция – это излишнее администрирование или реальная угроза национальной безопасности?

5. Какие воспитательные меры должен принять руководитель по вопросу антикоррупционной устойчивости сотрудников?

Υ Ι. ЭТИЧЕСКОЕ ЭССЕ. Напишите сочинение на тему: Профессиональная честь.

Вариант 3

 

РАБОТА НАД ТЕРМИНАМИ. Разбейте следующие термины по темам (тема 1 «Мировоззренческие основы службы в ОВД»; тема 2 «Профессионально-этические основы противодействия коррупции»), найдите их значения и составьте терминологический словарик к каждой теме.

Благо. Моральное отношение. Долг. Честь. Благородство. Принцип коллективизма. Беспристрастность решения. Коррупция. Фаворитизм. Авторитет сотрудника.

Ι Ι. АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ТЕКСТА. Проведите анализ следующего текста, составьте его логическую схему, выделите основные понятия, дайте им определения:

«Философия является теоретической основой мировоззрения. Иначе можно эту мысль выразить так: если вспомнить исходное значение слова «теория», то философию можно назвать «основой живого созерцания мира». Мировоззрение – это системообразующий элемент в структуре личности и общества в целом. Но мировоззрение и само является целостностью. Так, в мировоззрении соединяются и знания, и убеждения, и чувства, и настроения, и стремления, и надежды. Мировоззрение - образование интегральное, а в таком образовании существенна связь элементов. Различное сочетание элементов, их пропорции дают и разное мировоззрение. Систему мировоззрения образует взаимодействие таких трех основных его подсистем, как обобщённые знания, ценности и идеалы.

Обобщённые знания в мировоззрении представлены жизненно-практическими, профессиональными и научными убеждениями. Увеличение объёма объективного обобщенного знания делает более адекватным мировоззрение и поведение человека. Обобщённые знания организуются в мировоззрении как различные картины мира. Картиной мира не исчерпывается всё поле мировоззрения. Человек свою программу жизни, свои действия, поступки соотносит с обобщенными знаниями о мире, но поведение человека обусловливается и представлениями его о благе, добре, справедливом, прекрасном и т.п., то есть системой ценностей. Ценностное сознание воспроизводит особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с потребностями и интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании оформляются нравственные и эстетические идеалы. Через соотнесение с идеалами определяется ценность происходящего. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе превращается в определенную иерархию ценностей, на вершину которой поднимаются абсолютные ценности, зафиксированные в общественных идеалах. Разумеется, в человеческом сознании и поведении должны согласовываться познавательный и ценностный способы освоения мира. Поэтому мировоззрение изначально дуально: это, с одной стороны, - общее видение, понимание мира, места в нем человека, а с другой стороны, это - жизненная позиция, программа поведения человека. Мировоззрение – это реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Даже если мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, на созерцательную позицию, оно все равно стимулирует определенный тип поведения.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей. Коэффициент интеллектуальности и эмоциональной насыщенности позволяет выделять в сознании такие элементы, как мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Это стороны мировоззрения. При этом эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств представлена мироощущением. Опыт формирования наглядных представлений, образов мира относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения составляет миропонимание.

Каково назначение философского мировоззрения? Познать самого себя человек может не иначе как через осмысление своей деятельности, своего пути в жизни народа и в истории человечества. Там, где происходит поиск человеком своего жизненного призвания, поиск смысла своего существования поверх всех частных целей в мире, там начинается философствование. Известно, что в драме своей жизни человек является одновременно и актёром, и зрителем, и режиссером. Это значит, что он относится к миру практически, теоретически и духовно-практически. Три ипостаси человеческого бытия воспроизводятся в ядре духовного мира личности - в мировоззрении.

Практический уровень мировоззрения образуют мировоззренческие убеждения. Они определяют жизненную позицию личности, выступают как установки и стереотипы действия и характеризуют способность и умения человека реализовать своё отношение к миру в повседневной деятельности, осуществляя единую линию поведения. Практический уровень мировоззрения складывается стихийно и опирается на здравый смысл и повседневный опыт. Этот уровень мировоззрения неоднороден, т.к. неоднородны по образованию и воспитанию его носители. Практическое мировоззрение включает в себя житейские навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения. Оно позволяет индивиду ориентироваться в жизненных обстоятельствах. Однако этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью и обоснованностью, в нем встречаются противоречия и предрассудки. Эти недостатки могут быть преодолены на теоретическом уровне мировоззрения. Теоретический уровень мировоззрения образован мировоззренческими принципами, которые определяют концепцию жизни человека, понимания природно-социального мира и его законов, служат построению идеалов деятельности и формированию убеждений личности. Духовно-практический уровень мировоззрения составляют мировоззренческие идеалы. Они обусловливают жизненную программу человека, воплощают предельные смыслы его жизнедеятельности, желаемый и должный образ жизни. Мировоззренческие убеждения, принципы и идеалы - координаты духовного мира личности. Являясь руководством к тому, как вести себя в отношении мира, как жить достойно и по-человечески, философия в той или иной форме (мировоззренческого поучения, мировоззренческого учения, мировоззренческой медитации) участвует в мировоззренческом самоопределении личности, в развитии её духовной свободы. Главное назначение философии состоит в призвании формировать мировоззренческий тип личности, её ценностную ориентацию.

Таким образом, философия предназначена быть основой культуры поведения, а в этом качестве проявлять себя как мудрость и являться основой рациональных действий человека». (См.: Блажевич Н.В., Блажевич Т.А. Историческая экспозиция философии: Курс лекций. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2002. – С.8-10).

Ι Ι Ι. КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКА. Составьте конспект статьи: А.П. Альгин. Риск и его аспекты // Профессиональная этика сотрудников ОВД: Хрестоматия / Сост. Ю.А. Полетухин. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – С.91-98.

Ι Υ. УПРАЖНЕНИЯ. Выполните упражнения:

Отечественный юрист М.С. Строгович подчеркивал: «Судебные ошибки были, имеются сейчас и с их возможностью приходится считаться в будущем. Но права судей на ошибку, равно как право на ошибку следователей и прокуроров при расследовании и разрешении уголовных дел не существует, такого права не было раньше, нет сейчас и не будет в дальнейшем». Можно ли согласиться с таким утверждением? Аргументируйте свой ответ.

2. Что означает понятие морального долга? Может быть это:

А) Обязанность человека перед обществом.

Б) Осознание человеком необходимости некоторого действия.

В) Поступок, совершенный без удовольствия, из «чувства долга».

Г) Принуждение человека к совершению поступка.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал