![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. Этические нормы и право.
Юридическое регулирование психолого-педагогической деятельности. Ограничения, дилеммы, ответственность. 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Итоговая аттестация – зачёт 6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям 1. История становления этических принципов в педагогике. 2. Основные этико-педагогические системы. 3. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. 4. Система и иерархия ценностей. 5. Мораль как особая форма регуляции общественных отношений и поведения человека. 6. Особенности морального поведения и моральной оценки. 7. Моральные нормы отношения педагога к своему труду. 8. Специфика педагогической деятельности. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога. 9. Этические аспекты педагогической деятельности в трудах советских деятелей образования (Крупская Н.К., Блонский П.П., Шацкий С.Т., Макаренко А.С., Выготский Л. С. и др.). 10. Этические педагогические воззрения Зеньковского В.В., Ильина И.А., Бердяева Н.А. 11. Этические концепции в трудах педагогов-философов послевоенного времени. 12. Деонтология как учение о долге и должном поведении. 13. Место и роль деонтологии в этической системе ценностей профессиональной педагогической деятельности. 14. Понятия профессиональный долг и профессиональная ответственность, их содержание и смысл. 15. Ценность профессионального долга, должного поведения и отношений педагога. 16. Профессиональный долг и профессиональные обязанности, их соотношение. 17. Особенности проявления категорий деонтологии в различных видах взаимодействий в психолого-педагогической деятельности. 18. Долг и ответственность педагога при взаимодействии с субъектами педагогической деятельности. 19. Структура и содержание профессионально-этических кодексов педагога-психолога. 20. Этический кодекс педагога. 21. Этический кодекс психолога в системе образования. 22. Этические кодексы психологов различных стран мира 23. Этический кодекс Российского психологического общества 6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям 1. Аксиология как учение о ценностях. 2. Природа и сущность нравственных отношений. 3. Общественное и личное в морали. 4. Место и роль этико-аксиологического подхода в психолого-педагогической деятельности. 5. Типология ценностей в психолого-педагогической деятельности. 6. Этические категории - «идеал», «добро» и «зло», их сущность и содержание. 7. Мораль, обычаи и традиции. 8. Становление этических воззрений в древневосточных культурах. 9. Основы буддийской этики. 10. Этические концепции античности. 11. Гедонизм: этика удовольствия. 12. Этика самоотречения: милосердие, альтруизм. 13. Этика утилитаризма. Принцип пользы. 14. Любовь как основа нравственности в христианстве. 15. Этико-нормативная программа Мухаммеда. 16. Становление этических традиций помощи нуждающимся на Руси. 17. Особенности этических концепций в русской философии. 18. Становление и развитие ценностных оснований психолого-педагогической деятельности за рубежом. 19. Правовое регулирование в психолого-педагогической деятельности. 20. Специфика профессионально-этических систем в различных видах профессиональной деятельности, их взаимосвязь и взаимовлияние. 21. Этико-аксиологическое регулирование взаимоотношений педагога-психолога и клиента.
6.3. Вопросы для подготовки к зачёту 1. Понятие и основные функции профессиональной этики. 2. Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности. 3. Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность. 4. Частные принципы профессиональной этики. 5. Специфика и разновидности профессиональной этики. 6. Профессиональные деонтологии и моральные кодексы. 7. Моральные нормы отношения педагога к своему труду как отражение специфики педагогической деятельности. 8. Понятие о этике в психолого-педагогической деятельности её задачи. 9. Основные формы нравственно-педагогических требований. 10. Проблемы педагогической этики в эпоху Возрождения и Просвещения. 11. Предмет педагогического труда и проблема ответственности педагога. 12. Полифункциональный характер психолого-педагогической деятельности. 13. Проблема дистанции в современной педагогике. 14. Этико-аксиологическое регулирование взаимоотношений в профессиональной деятельности. 15. Особенности этической регламентации поведения психолога. 16. Роль системы общественной морали в разрешении профессионально-этических конфликтов. 17. Этические нормы поведения психолога в профессиональных ситуациях. 18. Деонтология как учение о долге и должном поведении. 19. Понятия профессиональный долг и профессиональная ответственность, их содержание и смысл. 20. Личность психолога и ее гуманистическая направленность. 21. Требования к профессионально-значимым личностным качествам педагога. 22. Профессиограмма психолога в образовании и ее составляющие. 23. Составляющие культуры личности, процесс ее нравственного формирования. 24. Кросскультурная компетентность психолога образования. 25. Принцип конфиденциальности. 26. Принцип компетентности. 27. Принцип ответственности. 28. Принцип этической и юридической правомочности. 29. Принцип благополучия клиента. 30. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.
6.4. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению Содержание контрольной работы составляет следующие обязательные компоненты: титульный лист, теоретическая часть, практическое задание. Контрольная работа по дисциплине «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности » состоит из следующих элементов: • титульного листа; • оглавления; • трех выполненных заданий контрольной работы; • списка использованной литературы. Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.
Каждый вариант контрольной работы предполагает выполнение трех основных заданий разного уровня выполнения: 1) Первое задание предполагает репродуктивно-творческий уровень выполнения по предложенной теме. 2) Второе задание предполагает написание психологического эссе по предложенной теме (не менее 5-10 стр). 3) Третье задание предполагает провести анализ этических проблем затронутых в книге Ирвина Ялома «Лжец на кушетке». М.: ЭКСМО, 2005 г. (схему анализа смотри ниже). Задание 1. Провести теоретический анализ: 1. Профессия педагога как специфическая этико-аксиологическая деятельность. 2. Этико-педагогические идеи в иррационалистической этике А. Шопенгауэра, в психоаналитических концепциях (З. Фрейд, Э. Фромм) и экзистенционализме. 3. Миссия педагогической деятельности, собственное счастье и счастье другого (Л. Н. Толстой, С. И. Гессен и др.). 4. Этические аспекты педагогической деятельности в трудах советских деятелей образования (Крупская Н.К., Блонский П.П., Шацкий С.Т., Макаренко А.С., Выготский Л. С. и др.). 5. Этические педагогические воззрения Зеньковского В.В., Ильина И.А., Бердяева Н.А.). Задание 2. Темы эссе: 1. Мое понимание ценностей психолого-педагогической деятельности. 2. Место и роль идеала в профессиональной работе педагога. 3. Мое понимание профессионального долга педагога. 4. Вечные нравственные ценности и работа педагога. 5. Место и роль этической системы педагогической деятельности в гуманизации общественных отношений.
|