![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экспрессивная речь.
2.1. Автоматизмы порядковой речи — порядковый счет до 10, пе 2.2. Аффективно окрашенные автоматизмы типа «ах ты, черт!», Вывод о наличии или отсутствии таких автоматизмов делается на протяжении всего обследования. Комментарий: Отсутствие элементов аффективно окрашенных речевых автоматизмов свидетельствует_ о низком спонтанном компенсаторном потенциале правого полушария мозга и, следовательно, об отсутствии элементов явного или скрытого левшества или амбидекстрии.
Примечание: Отсутствие речевых автоматизмов — неблагоприятный фактор в отношении прогноза восстановления речевой функции. Вывод о наличии или отсутствии таких автоматизмов особенно важен при моторных афазиях (афферентного и эфферентного' типа), поскольку они являются свидетельством определенной артикуляционной активности. 2.3. Соотношение объемов произвольной и непроизвольной речи. 2.4. Повторение. 2АЛ. Повторение звуков, слогов. Предъявляются звуки и слоги, из разных по месту и способу образования групп: Губные (п, б, м), переднязычные (т, д, н), заднеязычные (г, к, х), среднеязычный (й), свистящие (с, з, ц) шипящие (ш, ж, ч), дифтонги с й (я, е, ё, ю). Одни из них произносятся как изолированные звуки (ш, ж, я...), другие как слоги (ма, ми, су, се...) Комментарий: Неспособность" повторения предъявляемых речевых стимулов, затруднения и ошибки в этом виде деятельности могут носить различный характер, поэтому обращается внимание на артикуляционную сторону произносительного акта. • Смазанность артикуляции при сохранности обобщенной про • Искажения, замены, отказы и пр. при сохранности речевых циативной связи с соответствующей фонемой. Отсутствие артикуляционных дефектов при повторении звуков и слогов свидетельствует о первичной сохранности афферентного артикуляционного праксиса. Нарушение повторения отдельных звуков и слогов, т. е. распад артикулемы является первичным дефектом при моторной афазии афферентного типа. Он лежит в основе системных расстройств речи в виде негрубых дефектов понимания, трудностей актуализации слов и фраз, чтения и письма, т. к. не обеспечивает внутренних артикуляционных подкреплений различных речевых действий. Локализация очага поражения при афферентной артикуляционной апраксии и, следовательно, афферентной моторной афазии — постцентральная (нижнетеменная) область левого полушария. 2.4.2. Повторение слов и фраз. Предъявляются слова и фразы различной степени лингвистической сложности. Примерный перечень слов и фраз:
Комментарий: Неспособность повторения слов и фраз, затруднения и ошибки в этом виде деятельности так же, как и при повторении звуков и слогов, могут носить различный характер — дизарт-рический и апраксический. • Смазанность произнесения текста при сохранности языковых • Искажения, замены, отказы и пр. при сохранности речевых • Отсутствие артикуляционных дефектов при повторении слов и
Нарушение повторения серии звуков и слогов, т. е. слов и фраз, является первичным дефектом при моторной афазии эфферентного типа. Он лежит в основе тех же системных расстройств, что и при афферентной моторной афазии, т. к. и в этом случае не обеспечены внутренние артикуляционные подкрепления различных речевых действий. Характерно для этой формы афазии и нарушение слоговой структуры слова, базирующейся на ритмической основе. Распад же «кинетической мелодии» слова включает и нарушение его ритмической компоненты. Локализация очага поражения при эфферентной артикуляционной апраксии и, следовательно, эфферентной моторной афазии — пре-моторная (прецентралышя) область левого полушария. 2.5. Называние. 2.5.1. Называние предметов (рис. 3). Комментарий: Неспособность назвать предмет (забывание названия или описание функции предмета вместо номинации) является первичным дефектом при акустико-мнестической (по А.Р. Пурия) или предметной амнестической (по Е.П. Кок) афазии, который обусловливает системные расстройства в виде нарушений понимания речи, актуализации фразы, чтения и письма из-за дефицита слов. Локализация очага поражения — височная и височно-затылочная область левого полушария (по Е.П. Кок). 2.5.2. Называние действий и спонтанная речь. Называние действий проверяется по сюжетным картинкам (рис. 4). Вопросная речь в диалоге обследуется с помощью побуждения больного к задаванию исследующему вопросов. Примерные инструкции, побуждающие больного задать вопрос: Спросите, как меня зовут? Спросите меня, как я себя чувствую? Спросите меня, в каком городе я живу? Спросите меня, кто я по специальности? Спросите меня, что я больше люблю молоко или компот? Комментарий: Нарушения в спонтанной речи могут выступать на 3-х уровнях: а) мышечном (измененный тонус речевых мышц, объем их движений; б) артикуляционном; в) языковом. • Наличие смазанности Произнесения текста свидетельствует о дизартрическом характере нарушений. Рис. 3.
• Наличие фонетических искажений, т. е. искажений артикуля • Неспособность называния действий (предикативности речи) Локализация очага поражения —- заднелобная доля левого полушария. 2.6.2. Спонтанная речь в монологе (пересказе, рассказе, импровизации). Комментарий: Тот же, что и к спонтанной речи в диалоге, но несколько усложненный ввиду большей сложности монологической речи, чем диалогической. Примечание: Наличие диссоциации между результатами обследования, с одной стороны, понимания первичного состояния понимания речи и повторения, а с другой, — спонтанной речи, т.е. когда в тестах на понимание и повторение дефект отсутствует, а в спонтанной речи присутствует, следует рассматривать как афазию по типу дезавтоматизации сложившихся речевых навыков (атипичную). 2.7. Чтение — букв, слов, фраз, тестов. 2.1 Л. Глобальное чтение — узнавание и показывание заданных слов, раскладывание подписей к картинкам. Комментарий: Неспособность к глобальному чтению свидетельствует о наличии грубой алексии, а также о низком компенсаторном потенциале «здорового» мозга, и, прежде всего, правого полушария (симультанный охват текста). Такая алексия может иметь место в структуре дефекта любой из форм афазии. 2.7.2. Аналитическое чтение. Комментарий: В основе неспособности прочесть предъявляемые графические знаки может лежать потеря представления об обобщенном оптическом образе буквы (графемы) и выступать в виде
первичной оптической алексии (дислексии). Она носит, как правило, изолированный характер, а значит, не приводит к системным речевым дефектам. Локализация очага поражения — затылочная область левого полушария. Другой причиной дислексии при афазии может являться неполноценность фонематических представлений, характерных для сенсорной афазии. В этом случае страдает ассоциативная связь между графемой и фонемой. Локализация очага поражения — височная доля левого полушария. Следующим фактором, обусловливающим дислексию, является неполноценность артикуляционной стороны речи. В этом случае страдает ассоциативная связь между неполноценностью артикулирования, характерная для моторных афазий. В этом случае страдает ассоциативная связь между графемой и артикулемой. Топически имеет место неполноценность функционирования теменной или премоторной области левого полушария. 2.8,. Письмо — букв, слов, фраз, текстов. 2.8.1. Списывание. Комментарий: Неспособность списывать предъявляемые символы может иметь место при грубых моторных и сенсорной афазиях. В ее основе лежит: а) потеря представления об обобщенном оптическом образе буквы (графемы) и соответственно функциональная неполноценность затылочной области левого полушария; б) нарушение графомоторной функции пишущей руки и соответственно функционирования премоторной области левого полушария; в) распад ассоциативной связи между графемой, фонемой и графомо-торным навыком. Соответственно имеет место неполноценность функционирования проводящих путей, связывающих затылочную область (графема), височную (фонема) и премоторную (графомо-торный навык). 2.8.2. Диктант. Комментарий: Неспособность или затруднения писать под диктовку могут иметь место при любой форме афазии и быть обусловленной распадом ассоциативной связи фонема — графема. Она, как правило, проявляется в трудностях: а) членения речевого потока (неполноценность функционирования левой височной доли); б) удержания диктуемого текста в оперативной слухоречевой памяти (неполноценность функционирования нижней части левой височной доли). 2.8.3. Самостоятельное п исьмо. Комментарий: Неспособность писать самостоятельно («от себя») при наличии способности списывать и писать под диктовку может быть обусловлена: а) снижением речевой инициативы и выступать в составе динамической афазии, обусловленной неполноценностью функционирования заднелобных отделов левого полушария; б) неспособностью оформить мысль словами по законам языка при любой из форм афазии.
|