Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретико-методологические основания исследования феномени туризмиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Целью данного параграфа является выявление особенностей феномена туризма как предмета социально-философского анализа. Эта цель осуществляется посредством решения следующих исследовательских задач: - рассмотрение основных подходов к анализу феномена туризма; - выделение методологических преимуществ социально-философского исследования феномена туризма; - обоснование пространственного подхода как приоритетного метода исследования феномена туризма в социальной философии. Термин «туризм» был введен в литературный обиход примерно в 1800 г., когда в опубликованный во Франции словарь французского языка было включено определение туриста, как путешествующего из любопытства или с целью «убить время». Как полагают отечественные исследователи, слово «туризм» происходит от латинского tornus (движение но кругу, вертеть, вращать)23, во французском языке " tour" переводится как прогулка, поездка, что наиболее близко современному толкованию этимологии слова «туризм». Несмотря на четкие этимологические корни концепта «туризм», социальная динамика феномена туризма первоначально в условиях развитого индустриального общества, а затем и в эпоху глобализации предопределила его многоплановость как социально-экономического, социокультурного явления. Исключительное воздействие современного туризма на сферы социума стимулировало повышенный интерес к теории и практике туризма со стороны представителей различных наук. Сегодня существует множество толкований и интерпретаций самого определения «туризм» как за рубежом, так и в России, что свидетельствует, на наш взгляд, с одной стороны, об открытом характере проблемы, и, с другой стороны, об осознании научной общественностью многогранности и сложности туризма как социального феномена. Так, справочное издание «Энциклопедия туризма» дает тринадцать определений туризма, наиболее общепринятых в зарубежной и отечественной науке.21 Зачастую противоречивые дефиниции туризма очерчивают круг проблем, связанных с поиском подходов к осмыслению туризма, и в очередной раз подтверждают тот факт, что туризм как явление развивается динамичнее, нежели темпы его актуализации. Представители различных научных подходов по-разному раскрывают природу феномена туризма. Многоаспектность и неоднозначность воздействия социально-экономических туристских практик, эндогенных и экзогенных факторов развития туризма, культурных аспектов туризма, а также глубокая смысловая наполненность концепта «путешествие» обусловили становление теоретико методологической базы исследования туризма в рамках экономического, социологического, психологического, культурологического, антропологического, социально-философского и других подходов. Социологический подход к изучению туризма как социокультурного феномена раскрывает его сущностные характеристики в терминах поиска аутентичного опыта, повсеместно манифестируемого современным обществом. Отношение к аутентичному опыту становится важной составляющей институализации социального пространства. Рассматривая Zипичные объекты туристского потребления, социологи реконструируют смысл общественных составляющих, которым они противопоставлены. Первые попытки теоретического осмысления туризма в предметном поле относятся к 60-м гг. XX века. Д. Дж. Бурстин в 60-е гг. утверждал, что турист очарован всем ненастоящим и поверхностным те «псевдособытием». Анализ Д. Бурстина массового туризма как «псевдособытия» связан с его утверждением, что современные американцы не могут испытывать реальность, поскольку вырастают на «псевдособытиях», главным примером чему и является туризм. Концепция туризма как «псевдособытия» Д. Бурстина частично опережает концепцию симулякра Ж, Бодрийяра. По мнению Д. Бурстина, механизм туризма заключается в следующем. Изолированный от окружающей среды и местных жителей, массовый турист путешествует в управляемых группах и находит удовольствие в недостоверных искусственных аттракционах, доверчиво наслаждаясь «псевдособытиями» и игнорируя «реальный» мир. Реклама и средства массовой информации, образы, отвечающие туристским потребностям продюсируют замкнутую бесконечную систему иллюзий, служащую основанием для туриста для отбора и оценки потенциальных туристских дестинаций. Такие посещения происходят, говорит Бурстин, внутри «инвайронментального мыльного пузыря» знакомой гостиницы в американском стиле, которая изолирует туриста от странностей окружающей среды, " На Западе к 1970-м годам туризм стал объектом антропологических исследований. В рамках данного подхода большой интерес представляют работы американского социолога Д. Маккенела, осуществившего общенаучный анализ туристских потоков с семиотической, антропологической, социальной точек зрения. Д. Маккснел рассматривал туризм как новую теорию досугового класса, одним из первых применил семиотический подход к туризму и расширил хронологические рамки своего исследования - от глубокой древности до современности: «то, что начиналось как деятельность, которая пристала герою (Александр Македонский), постепенно становится целью социально организованной группы (крестоносцы), признаком статуса целого общественного класса (гранд-туры английских джентльменов) и, наконец, перерастает в универсальный опыт (туристы)", - писал он. Кроме того, Д. Маккенсл подверг анализу генезис туристского опыта и определил факторы, влияющие на его формирование. По его мнению, неаутентичность и поверхность современной жизни воздействуют на характер сенсорных впечатлений жителя мегаполиса: быстрая смена образов, острая неоднородность в том, что схватывается взглядом, и неожиданность полученных впечатлений являются симптомами туристского опыта. Тематизируя проблему аутентичности туристского опыта, Д. Маккенсл утверждал, что туристы-созерцатели побуждаются желанием увидеть жизнь такой, какой она реально проживается, даже прожить се вместе с коренными жителями, и в то же время они никогда не смогут достичь этих целей. Все туристы для Маккенела воплощают поиски аутентичности, и эти поиски - современная версия всечеловеческого стремления к священному.29
|