Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Массовизации феномена туризма: характеристика современных социокультурных процессов ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Концептуализация феномена туризма предполагает обращение к пространственным измерениям туризма, раскрывающих специфику его взаимодействия и процессов глобализации. Современное состояние туризма позволяет говорить о концентрации географического, жизненного, социального, культурного пространств в локусе феномена туризма. Перемещение в пространственных координатах являлось обязательным условием свершения путешествия вплоть до конца XX века, когда наступление «галактики пост-Гутенберга» реализовало идею виртуального туризма. И все же основной формой осуществления туристских практик на сегодняшний день остается перемещение в географическом пространстве, достигшее космического масштаба, предполагающее пересечение границ. Глобальные туристские потоки конца ХХ-начала XXI вв. преодолели барьер географических границ. Анализ пространственных измерений туризма предполагает обращение к динамичным сферам пространственной организации человека Как справедливо отмечает В.Б. Устьянцев, в отличие от социального пространства и его функциональных характеристик, жизненное пространство человека более динамично и связано с ритмами жизнедеятельности различных человеческих общностей. В свою очередь практически и духовно освоенное людьми природное и социальное пространство становятся жизненным пространством общества1-54. В этой связи туристское пространство предстает как одно из измерений жизненною пространства общества, специфика которого обусловлена особенностями социокультурной практики людей, а туристские практики выступают в качестве стратегии освоения и организации человеком своего жизненного пространства. С точки зрения пространственного измерения, феномен туризма может быть представлен как качественный элемент процесса организации опыта и структурирования жизненного пространства человека и общества. Динамичность жизненного пространства человека и общества во многом обусловлена макросоциальными преобразованиями. Структурные сдвиги в пространстве транзитивных, рискогенных современных обществ преломляются в жизненном пространстве, деформируют социальные и духовные основания жизненного мира личности. Деформация устойчивого жизненного пространства обусловлена тем, что транзитивное общество усиливает разрыв между внешним пространством социальных действий, детерминированным неустойчивой социальной средой, и пространством жизненного мира личности, обусловленного внутренней культурой и внутренним миром. Разобщенность внутреннего и внешнего пространства находит свое выражение в кризисе самоидентификации, поиске новых жизненных смыслов, выражающееся, в том числе, в глобальных туристских практиках. Смысловые ценностные структуры в пространстве личности взаимодействуют с мультикультурными кодами и оказывают влияние на социальную конфигурацию культурного пространства в транзитивном обществе.145 Жизненное пространство личности не является автономным. Принцип родовой консолидации порождает антропогенное пространство. Меняется характер деятельности - осуществляется переход в иную форму пространства человеческой организации. В этом случае можно говорить о переходе из центра - ойкумены жизненного пространства личности, на периферию - неосвоенные в деятелыюстном отношении пространственные ареалы, обладающие ценностной притягательностью, которыми и являются туризм, паломничество, освоение новой информации в процессе реального или виртуального путешествия. Любое пространство оставляет следы воспоминания, которые сознательно или бессознательно влияют на актуальное жизненное пространство личности.146 Туристское пространстио соответствует границам человеческой жизни в сфере разума, социума, природы. Аксиологическая парадигма постиндустриального общества позволяет рассматривать феномен туризма как пространственную структуру самореализации личности в современную эпоху. Думается, аксиологическое значение современного туризма реализуется как форма освоения пространства. История туризма и принципы его функционирования свидетельствуют о том, что произошла выработка критериев самого туристского образа и структурирование пространства на его основе. Типология пространств, разработанная Д.І I.Замятиным, представляет интерес для изучения механизма конструирования символической среды пространства туризма. В рамках этой типологии по характеру динамики пространств автор выделяет два типа. Первый - пространства динамичные, экстенсивные, расширяющиеся. Для них характерны открытость, агрессивность, экспансивность, постоянно меняющиеся границы. Такие пространства - череда, смена образов. Эти пространства случайны, изотропны и готовы к любому событию. Второй тип - нединамичные, статичные, равновесные пространства, пространства освоенные, со стабильными образами, содержание их колеблется вокруг точки образного равновесия. В таких пространствах любое событие поддается быстрому опространствлению.
|