Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знай же, о сын Кунти, что все формы жизни зачинаются в лоне материальной природы, и что Я -отец, дающий семя.






КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе ясно сказано, что Верховный Господь, Кришна, - изначальный отец всех живых существ. Живые существа соединяют в себе материальную и духовную природу. Такие живые существа обитают не только на этой, но и на каждой планете вселенной, вплоть до самой высшей планеты, обители Господа Брахмы. Они живут повсюду: в земле, в воде и даже в огне. Матерью живых существ является материальная природа, которую оплодотворяет Кришна. Смысл данного стиха в том, что Господь оплодотворяет материальную природу живыми существами, которые в зависимости от своей прошлой деятельности появляются на свет в различных формах жизни в период сотворения вселенной.

 

ТЕКСТ 5

саттвам раджас тама итигунах пракрти-самбхавах

нибадхнанти маха-баходехе дехинам авйайам

саттвам-гуна добродетели; раджах-гуна страсти; тамах-гуна невежества; ити-таким образом; гунах-качества; пракрти-материальной природы; самбхавах-возникшие из; нибадхнанти-обусловливают; маха-бахо-о сильнорукий; дехе-в этом теле; дехинам-живое существо; авйайам-вечное.

Материальная природа состоит из трех гун-благости, страсти и невежества. Эти гуны, о сильнорукий Арджуна, обуславливают живое существо, когда оно входит в соприкосновение с материальной природой.

КОММЕНТАРИЙ: Живое существо, будучи трансцендентным, не имеет ничего общего с материальной природой. Но обусловленное ею, оно действует под влиянием трех материальных гун. Обладая различными телами и принадлежа к различным биологическим видам, живые существа вынуждены действовать как велят им законы природы. В этом причина того многообразия радостей и бед, с которым они сталкиваются в различных формах жизни.

 

ТЕКСТ 6

татра саттвам нирмалатватпракашакам анамайам

сукха-сангена бадхнатиджнана-сангена чанагха

татра-там; саттвам-гуна благости; нирмалатват-самая чистая из материальных гун; пракашакам-озаряя; анамайам-свободный от последствий греховной деятельности; сукхасчастьем; сангена-соприкасаясь /вступая в контакт/; бадхнати-обусловливает; джнана-знание; сангена-соприкасаясь; ча-и; анагха-о безгрешный.

Гуна, благости, о безгрешный, которая чище других гун, озаряет живое существо светом знания и освобождает его от тяжелого груза греховных реакций. Те, кто находится в гуне благости, обусловлены ощущением счастья и знанием.

КОММЕНТАРИЙ: Обусловленные живые существа делятся на несколько категорий. Одни из них наслаждаются ощущением счастья, другие активно действуют в материальном мире, а третьи чувствуют себя совершенно беспомощными. Все эти виды психологических состояний определяют положение обусловленного живого существа в царстве материальной природы. В этой главе «Бхагавад-гиты» пойдет речь о различных типах материальной обусловленности. Сначала Кришна рассказывает Арджуне о гуне благости. Тот, кто достиг уровня материальной благости, значительно расширяет свои познания, по сравнению с теми, кто обусловлен иначе. Человек в гуне благости гораздо меньше подвержен материальным страданиям, он осознает свои преимущества в знании перед другими людьми. Типичным примером людей в гуне благости являются брахманы. Причина счастья, которое испытывают такие люди, заключается в том, что, поднимаясь на уровень гуны благости, человек освобождается от груза греховных реакций. В Ведах говорится, что гуна благости дает людям гораздо больше знаний и счастья, чем другие материальные гуны.

Проблема в том, что находясь в гуне благости, живое существо осознает свое преимущество в знании, чувствует свое превосходство над другими людьми и таким образом обуславливается. Лучший пример тому философы и ученые. Все они гордятся своими познаниями и поскольку большинство из них живет в достатке, они испытывают своего рода материальное счастье. Это ощущение счастья в рамках обусловленной жизни привязывает их к гуне материальной благости. Они очень привязаны к деятельности в гуне благости, и пока у них существует эта привязанность, они будут вынуждены менять тела, оставаясь во власти гун материальной природы. Такие люди лишены возможности достичь освобождения и вернуться в духовный мир. Снова и снова рождаясь ученым, философом или поэтом, человек снова и снова испытывает страдания, которые приносят рождение и смерть. Но находясь во власти материальной энергии и пребывая в иллюзии, он тем не менее считает себя счастливым.

 

ТЕКСТ 7

раджо рагатмакам виддхитришна-санга-самудбхавам

тан нибадхнати каунтейакарма-сангена дехинам

раджах-гуна страсти; рага-атмакам-рожденная из желания или вожделения; виддхи-знай; тришна-алчности; санга-общения; самудбхавам-возникшая из; тат-то; нибадхнати-связывает; каунтейа-о сын Кунти; карма-сангена-занимаясь кармической деятельностью; дехинам-воплощенное.

Гуна страсти возникает из /является порождением/ неумеренного вожделения и алчности. Поэтому она, о сын Кунти, заковывает обусловленную душу в кандалы материальной кармической деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Гуна страсти заставляет мужчин и женщин испытывать влечение друг к другу. В материальном мире женщину влечет к мужчине, а мужчину к женщине. Так действует гуна страсти, и когда ее влияние возрастает, человек начинает стремится к материальным наслаждениям. Он хочет удовлетворять свои чувства. Ради удовлетворения чувств, человек в гуне страсти жаждет общественного или даже всенародного признания, мечтает о счастливой семейной жизни, о хорошей жене, послушных детях и уютном доме. Это результат влияния гуны страсти. Чтобы получить все это, человеку приходится работать не покладая рук. Наслаждаясь плодами своего труда, он, как сказано в данном стихе, заковывает себя в кандалы материальной деятельности. Чтобы удовлетворить жену, детей и общество и поддержать свой престиж, человек должен работать. Поэтому весь материальный мир в той или иной степени находится под влиянием гуны страсти. И прогресс современной цивилизации-это также прогресс в гуне страсти. В былые времена прогрессивной считалась цивилизации в гуне благости. Но если даже люди в гуне благости не могут освободиться из материального плена, что тогда говорить о тех, кто находится под влиянием гуны страсти?

 

ТЕКСТ 8

тамас тв аджнана-джам виддхимоханам сарва-дехинам

прамадаласйа-нидрабхистан нибадхнати бхарата

тамах-гуна невежества; ту-но; аджнана-джам-порождение невежества; виддхи-знай же; моханам-иллюзия; сарва-дехинам-все воплощенные существа; прамада-безумие; аласйа-леность; нидрабхих-сон; тат-которые; нибадхнати-связывают; бхарата-о потомок Бхараты.

Знай же, о потомок Бхараты, что гуна тьмы, являющаяся порождением невежества, держит воплощенные живые существа в плену иллюзии. Результатом ее влияние является безумие, леность /праздность, вялость/ и сон, которые связывают обусловленную душу.

КОММЕНТАРИЙ: Особого внимания заслуживает употребленное в данном стихе слово ту, которое указывает на то, что гуна невежества сообщает обусловленной душе очень своеобразные качества. Гуна невежества является прямой противоположностью гуны благости. Находясь в гуне благости и обладая знанием, человек видит что есть что, в отличие от того, кто пребывает в невежестве. Каждый, кто оказывается во власти гуны невежества, становится безумцем, не способным отличить хорошее от дурного. Вместе того, чтобы продвигаться вперед, такой человек деградирует. Веды характеризуют гуну невежества следующим образом. Васту-йатхатмйа-джнанаваракам випарйайа-джнана-джанакам тамах: заполоненные гуной невежества, люди утрачивают способность видеть вещи такими как они есть. Так каждый знает, что все его предки умерли, значит он тоже умрет; человек смертен. Дети, которым он даст жизнь, тоже умрут в положенный срок. Таким образом, смерти не избежит никто. И все же люди неистово копят деньги и работают день и ночь, выбиваясь из сил. Никто из них не думает о вечной душе. Вот что такое безумие. Это безумие делает их равнодушными /невосприимчивыми/ к процессу духовного самоосознания. Такие люди необыкновенно ленивы. Когда им предлагают духовное знание, они не проявляют к нему никакого интереса. В них нет даже той жажды деятельности, которая присуща людям в гуне страсти. Поэтому характерной чертой человека в гуне невежества является то, что он спит гораздо больше, чем необходимо. Шести часов сна вполне достаточно, однако человек в гуне невежества проводит во сне десять, а то и двенадцать часов. Такой человек всегда выглядит подавленным и угнетенным, он часто принимает одурманивающие средства и много спит. Таковы отличительные признаки людей, обусловленных гуной невежества.

 

ТЕКСТ 9

саттвам сукхе санджайатираджах кармани бхарата

джнанам авртйа ту тамахпрамаде санджайатй ута

саттвам-гуна благости; сукхе-ощущением счастья; санджайати-связывает; раджах-гуна страсти; кармани-кармической деятельностью; бхарата-о потомок Бхараты; джнанам-знание; авртйа-покрывая; ту-но; тамах-гуну невежества; прамаде-безумием; санджайати-связывает; ута-сказано.

О потомок Бхараты, гуна благости связывает живое существо ощущением счастья, гуна страсти побуждает его заниматься кармичиской деятельностью, а гуна невежества, покрывая знание живого существа, лишает его разума.

КОММЕНТАРИЙ: Человек в гуне благости находит удовлетворение в своей деятельности или своих научных изысканиях; так философ, ученый или наставник, разрабатывая ту или иную отрасль знания, чувствует себя вполне удовлетворенным. Люди в гуне страсти поглощены кармической деятельностью; владея определенными средствами, они охотно тратят их на благие цели. Они открывают больницы, жертвуют деньги благотворительным организациям и т.д. Таковы характерные особенности человека в гуне страсти. А гуна невежества покрывает знание живого существа. Чтобы ни делал человек, находящийся в гуне невежества, не приносит блага ни ему самому и никому другому.

 

ТЕКСТ 10

раджас тамаш чабхибхуйасаттвам бхавати бхарата

раджах саттвам тамаш чаиватамах саттвам раджас татха

раджах-гуна страсти; тамах-гуна невежества; ча-также; абхибхуйа-побеждая; саттвам-гуна благости; бхавати-становится преобладающей; бхарата-о потомок Бхараты; раджах-гуна страсти; саттвам-гуна благости; тамах-гуна невежества; ча-также; эва-подобно этому; тамах-гуна невежества; саттвам-гуна благости; раджах-гуна страсти; татха-таким образом.

Иногда, о потомок Бхараты, в человеке начинает преобладать гуна добродетели, перед которой отступают страсть и невежество. Иногда гуна страсти побеждает невежество и добродетель, а иногда берет верх гуна невежества. Так между гунами материальной природы идет непрекращающаяся борьба сферы влияния.

КОММЕНТАРИЙ: Когда возрастает влияние гуны страсти, благость и невежество отступают на второй план. Гуна благости, возобладав, побеждает страсть и невежество, а когда берет верх гуна невежества, терпят поражение страсть и добродетель. Борьба между гунами не утихает ни на минуту. Поэтому тот, кто действительно хочет развить в себе сознание Кришны, должен подняться над гунами материальной природы. Преобладающее влияние той или иной гуны отражается на деятельности человека, его отношениях с другими людьми, проявляется в том, что /какую пищу/ он ест и т.д. Обо всем этом будет рассказано в последующих главах. Если человек захочет, он может выработать в себе качества, характеризующие гуну благости, и победить страсть и невежество. Точно также можно развить в себе гуну страсти, победив благость и невежество, или помочь невежеству взять верх над гуной страсти и гуной добродетели. Несмотря на могущество трех материальных гун, тот, кто исполнен решимости, может подняться на уровень гуны благости, а затем достичь чистой благости, состояние бытия, которое называют Васудева и в котором живое существо становится способным постичь науку Бога. Критерием того, под влиянием какой гуны находится живое существо, является характер его деятельности /являются его действия/.

 

ТЕКСТ 11

сарва-дварешу дехе 'сминпракаша упаджайате

джнанам йада тада видйадвивриддхам саттвам итй ута

сарва-дварешу-во всех вратах; дехе асмин-этого тела; пракашах-свет; упаджайате-появляется; джнанам-знание; йада-когда; тада-в то время; видйат-знай; вивриддхам-начинает преобладать; саттвам-гуна благости; ити ута-так сказано.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал