Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приводим примеры ошибок письма дисграфиков.Стр 1 из 20Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ На логопедические пункты часто направляются дети, которые не могут овладеть письмом и чтением в течение двух-трех лет обучения в школе. Эта неспособность к письму и чтению известна под названием дисграфии (расстройство письма) и дислексии (расстройство чтения). Дисграфия и дислексия часто сопутствуют друг другу. Анализ ошибок письма дисграфиков в течение длительного времени нашей практической работы в этой области показал, что эти ошибки происходят главным образом за счет того, что у ученика недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего он не представляет себе звукового состава слова. Этот ученик не может слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы уже известны ученику. Читает, набирая слова по буквам, и, когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто и произносится совсем не то слово, которое написано в книге. Данное пособие составлено с той целью, чтобы научить детей анализу и синтезу, что составляет основу чтения и письма, а также обогатить детский словарь, развить мышление и приучить детей к самостоятельной творческой работе. Считаем, что работа над произносительной стороной речи должна вестись параллельно. Часто у дисграфика речь фонетически правильная, но он плохо дифференцирует свистящие и шипящие, звонкие и глухие, соноры р — л. Поэтому в данном сборнике мы даем образцы того, как работать над выделением свистящих и шипящих, звонких и глухих, звуков р — л и над их дифференциацией. Для работы над постановкой звуков имеются специальные книги по исправлению недостатков произношения Городиловой и Рау (три выпуска). Внимательное изучение ошибок письма дисграфиков показало специфичность этих ошибок, основанную на недостаточности звукового анализа и синтеза, а у некоторых также на недостаточно четкой артикуляции и дифференциации звуков. Дети с поздним развитием речи плохо овладевают также грамматическим строем языка: не согласуют слова в предложении, пропускают предлоги, не умеют правильно употреблять род и число. Довольно часто в нашей практике встречалось, оптическое смешение букв, сходных по начертанию. Приводим примеры ошибок письма дисграфиков. 1. Пропуск гласных букв в слове — упала -упла. 2. Пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных — стол - сол, взял — вял, встают — стают. 3. Перестановка букв в слове - есть — етсъ, клюква — клювка. 4. Перестановка слогов в слове — бабочка — бачка, по сторонам - по страм. 5. Искажение слов - лошадь — ложит, коньки —куни, клюква — кулва. 6. Недописывание слов — растёт — растё. 7. Вставка лишних букв в слове — поют — поеют, стоит — стоеит. 8. Неумение обозначить мягкость согласных в письме — мяч — мач, Ваня — Вана, коньки-конки, ель — ел. 9. Неумение согласовать слова в предложении — Вова сидит на стуле — Вова сидит стул. 10. Неумение правильно пользоваться родом и числом — река покрылось льдом. 11. Смешение йотированных я, ё, ю, с а, о, у — яма — яама, ёлка — ёолка, Юра — Юура. 12. Смешение свистящих и шипящих, звонких и глухих, л и р. 13. Оптическое смешение букв, сходных по написанию — б—д, м—л и др.
Расстройство чтения приводит к следующим ошибкам: 1. Пропуск букв, слогов и предлогов. 2. Замена и перестановка букв. 3. Искажение слов. 4. Чтение по догадке. 5. Нанизывание букв.
Исходя из перечисленных нарушений письма и чтения, нами разработаны следующие главы: 1. Развитие фонетического слуха (анализ и синтез). 2. Различие букв, сходных по начертанию. 3. Употребление предлогов, союза " и", рода и числа.
Основная специфичность работы с дисграфиками и дислексиками заключается в: 1) сугубо индивидуальном подходе к каждому ученику; 2) развитии анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения; 3) выработке четкой артикуляции; 4) выработке четкой дифференциации оппозиционных звуков; 5) систематическом подборе материала для упражнений по анализу и синтезу, письму и чтению, по обогащению словаря и развитию мышления.
Большое место должна занимать работа с разрезной азбукой и карточками-слогами, которые нами даются в большом количестве в приложении. Карточки-слоги составлены по принципу от легкого к трудному. Первую главу " Развитие фонетического слуха" мы начинаем с составления предложений по картинкам, а затем даем анализ предложений по словам. Для анализа предложений по словам дается легкий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении, начиная с предложений в два слова и кончая предложениями в четыре слова.
Методика работы с предложением сводится к следующему: 1) Составить предложение по картинке. 2) Сосчитать, сколько слов в предложении. 3) Указать, на каком месте стоит каждое из слов предложения. 4) Докончить начатое предложение по данному образцу. 5) Придумать самостоятельно предложения в два, три, четыре слова.
Вся работа строится на индивидуальном подходе к учащимся. Если ученик еще не умеет читать предложения, то читает логопед, а ученик выделяет из предложения слова. Кроме того, логопед проследит методику работы и в заданиях, даваемых на протяжении всей книги к каждому виду упражнений. Слоговой анализ и синтез Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Такой способ обеспечивает плавность и правильность чтения. Перед чтением слов по слогам дети упражняются в разделении слов на слоги и звуки на слух (анализ). Выделение первого и второго слога в двусложном слове с открытыми слогами. Дописывание второго слога в слове и письмо по слуху. Придумывание учеником слов в два слога. Деление слов на слоги мы приводим также и на игровом материале по картинке и без картинки. Логопед называет первый слог, ученик — второй слог, и наоборот. Затем переходим к делению на слоги двусложных слов, имеющих в своем составе три звука (о—сы, И-ра). Работа с этими словами проводится так же, как и предыдущая работа с двумя открытыми слогами. Слова в один слог дают детям понятие о том, что не все слова можно делить на слоги (дом, шар, сом). Закрепление этого понятия дается на картинках. Ученик сам называет картинку и говорит, можно ли разделить слово на слоги. От анализа двусложных слов тут же переходим к чтению двусложных слов по схемам (синтез), которое облегчает детям процесс слияния слогов в слова, так как один из слогов в этих схемах не изменяется (чтение по подобию). - ша ма - ки - ма Одновременно с этим надо приступить к составлению слов из карточек-слогов, данных в приложении в конце книги. В схемах и слогах-карточках слоги даны в нарастающей трудности (ра—ма, за—мок, тра—ва, бантик, ста—рик). Разрезную азбуку следует держать в алфавитной кассе. От чтения слов по схемам переходим к чтению предложений и рассказов по слогам. Для упражнения в чтении двусложных слов нами частично использован статейный материал азбуки Л.Н.Толстого, методически подобранный с соблюдением принципа от легкого к трудному. Без умения воспринимать слог нельзя двигаться дальше, нельзя научить детей читать, если они перебирают буквы и не умеют сразу видеть две буквы. Поэтому нами дается большой материал в словах, в предложениях, в рассказах, стихах для слогового чтения. Чтение стихов рекомендуем проводить под такт, хлопая в ладоши. Здесь также материал приводится в нарастающей трудности — слова в два слога, в три слога, в четыре слога. После совместной работы ученика с логопедом по слоговому анализу и синтезу мы подводим ученика к самостоятельному делению слов на слоги. Сначала ученик находит по слуху первый, второй, третий слог в слове, затем переходит к самостоятельному делению слов на слоги в предложениях, стихах и в рассказах. Наряду с устными упражнениями деления слов на слоги даем письменные упражнения — дописывание слога в слове после предварительного слогового анализа, выписывание из стихов слов в один, два, три и четыре слога. Заканчиваем работу по слоговому анализу и синтезу игровым материалом в виде ребуса по составлению слов из слогов. Звуковой анализ надо начинать одновременно со слоговым анализом. В числе ошибок в письме дисграфиков большое место занимают ошибки на пропуск гласных и одной из согласных при стечении двух, трех согласных, например: бежала — бежла, стул — сул, что свидетельствует о том, что ученики не владеют звуковым анализом, а это имеет чрезвычайно важное значение для правильного письма. Звук считается изученным тогда, когда ученик может его выделить из любого простого слога или слова. Поэтому нами разработан большой материал в разделе звукового анализа по выделению звука, начиная с самых легких упражнений. 1) Выделение первого звука в слове по картинке. 2) Выделение гласных звуков а, о, у, ы, и. 3) Выделение и дифференциация согласных. 4) Выделение любого звука из слога и слова. 5) Выделение согласных в словах со стечением согласных.
После выделения первого звука по картинке мы даем для развития слухового внимания и памяти упражнения в повторении рядов звуков, так как дисграфики не чувствуют последовательности звуков в слове. Повторение рядов звуков начинаем с простейшего слова ау в два звука, потом мы даем ряды слов в три звука и ряды слогов. Выделение гласных звуков проводим последовательно в таком порядке: 1) Выделение звука из слова. 2) Анализ слова по звукам и составление его из букв разрезной азбуки с последующим чтением. 3) Запись названия картинки после звукового анализа. 4) Придумывание слов с требуемым гласным звуком. 5) Выделение и дифференциация согласных.
После выделения согласных в слове можно приступить к выделению любого звука в слоге и в слове. Соблюдение последовательности ряда звуков в письме в словах со стечением согласных является наиболее затруднительным для дисграфиков, поэтому приведенный нами материал в этом разделе дан в большом количестве и методически разработан в следующем порядке: 1) Слова со стечением двух согласных в начале слова. 2) Слова со стечением двух согласных в конце слова. 3) Слова со стечением двух согласных в начале и в конце слова. 4) Слова со стечением трех согласных
Методика выделения из этих слов звука остается та же. Для упражнений в звуковом анализе и в чтении нами подобран большой материал слов по подобию, где в словах изменяется только одна или прибавляется только одна буква к слову, например 1) В конце слова — сом, сор, сок; 2) в начале слова — мак, рак, бак; 3) в середине слова — мал, мил, мел, 4) прибавление буквы — стал — встал, низ — вниз.
Йотированные буквы, как представляющие своеобразную трудность для дисграфиков, нами выделены в особый раздел. Йотированные буквы даны нами в двух значениях. В начале слов и после гласных они обозначают йотированные гласные, например: Яша, Юра, ёлка, заём, пою. После согласных как знак смягчения предыдущего согласного, например: мясо, мёд, изюм. Звуковой анализ с этими гласными мы не приводим, а даем только упражнения для выделения их как гласных букв, так как при протяжном произнесении эти буквы разлагаются на два звука (я—йа, ю—йу, ё—йо). Следующей трудностью для дисграфиков является смягчение согласных — как при смягчении их путем мягкого знака, так и при смягчении путем йотированных я, ю, ё. Для различения твердого и мягкого произношения согласных в конце и середине слова мы используем прием сопоставления твердого и мягкого произношения согласных:
|