Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крепость и кремль до конца XVI в.






Крепостные укрепления занимали значительное место в топографии средневековых Великих Лук, оказали существенное влияние на формирование и развитие пространственной структуры города. Первое известие о наличии в Луках укрепленного места относится к 1198 г. В летописном сообщении отмечалось, что при нашествии на Луки литовцы и полочане «пожьгоша хоромы, а лучяне устерегошася и избыша в город». Понятие «город» выступает в источнике в значении кремля.
Следующее известие о крепостных сооружениях Лук связано с их строительством в 1211 г. Под этой датой в Новгородской первой летописи старшего извода сообщается: «И посла князь Мстислав Дмитра Якуниця на Лукы с новгородцы города ставить». Есть основания полагать, что «города» возводились на территории, занимаемой современными Великими Луками.
Новый этап в истории крепостных сооружений Великих Лук, отраженный в источниках, определяется летописным сообщением 1493 г.: «повелением великого князя Ивана Васильевича, поставиша град древян на Луках на Великих по старой основе». В известии подчеркивается постоянство местоположения укреплений относительно прежнего периода их существования. Вероятно, «град древян» был выстроен на том же месте, что и «города» в 1211 г.
Наличие крепостных укреплений в Великих Луках первой четверти XVI в. отметил в своем сочинении «Записки о Московии» австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 1517 г. и 1526 г.
Выражения «крепость и кремль», применимое для характеристики Великих Лук, раскрывает Михаил Иванович Семевский:

В средние века существовало два кольца укреплений: «крепости» — земляного вала с высоким и толстым острогом и деревянными башнями с проезжими воротами на углах, — опоясывающей территорию города по обоим берегам р. Ловать, и «кремля», располагавшегося в юго-западной части «крепости», на левом берегу реки, напротив острова Дятлинка. Первоначально укрепления «кремля» состояли из частокола или дубового тынника, каждое бревно которого имело до 10 дюймов (25, 4 см) в диаметре. В XIV в. или XV в. на месте частокола появились деревянные стены с наклонно вбитым в ров тыном, длина которых составляла 503 сажени (1086, 4 м). Вдоль стены, на углах, размещались 12 башен, самые обширные из них — Воскресенская (шестиугольная) и Спасская (четырехугольная).

В результате осады города войском Стефана Батория 26 августа — 5 сентября 1580 г, крепость и кремль были разрушены, деревянные конструкции укреплений сгорели, но тогда же Стефан Баторий начал советоваться о постройке нового замка. 6 сентября король «ездил осматривать место для постройки, но не нашел лучшего, чем старое», «решено употребить самое большое старание, чтобы восстановить и укрепить» разрушенную цитадель. Король самостоятельно составил план укрепления, возводимого на прежнем месте кремля. В строительстве принимали участие венгерские, литовские и польские солдаты. К 17 сентября 1580 г. основные работы по восстановлению крепостных сооружений были выполнены, насыпались туры. Восстановительные работы проведённые в столь короткие сроки не предусматривали восстановления всех оборонительных сооружений города.
Судя по отсутствию в более поздних источниках известий по восстановлении укреплений посада, можно считать, что в августе 1580 г. они навсегда утратили свое стратегическое значение. К этому же времени понятие «Великолукский кремль» полностью заменяет названием «Великолукская крепость». В росписном списке 1640 г. отмечается: «а на Луках Великих около города… и в городе и около посаду Казачьих и Стрелецких и Пушкарских слобод острогу и иных никаких крепостей нет».
Однако в топографии Великих Лук сохранялись очевидные следы бывших крепостных сооружений. В документах XVII—XVIII вв. довольно часто встречаются топонимы, обозначавшие остатки укреплений посада: старый городовой вал, старый острог, старый вал и ров.
Во время Смуты начала XVII в. крепость вновь подвергалась разрушению. Причиной тому служили набеги отрядов А. Просовецкого, донских казаков во главе с полковником А. Лисовским. В сообщении псковских летописей 1610 г. отмечалось, что Григорий Валуев с отрядом «пришед в нощи искрадом, Луки Великие высек, многое множество православных християн, и выжег». Таким образом, к началу второго десятилетия XVII в. крепостные укрепления сильно пострадали и крепость Великих Лук утратила обороноспособность.

Крепость 1635 года

Описание топографии крепостных укреплений Великих Лук от 1635 г. Крепость, в документах, как это было принято в средневековой Руси, обозначали топонимом «город»:

Деревянный «город» состоял из городовых стен, 12 башен, две из которых — с проезжими воротами. Общая длина укреплений составляла, от 521 сажени (1125 м) до 535 саженей с полусаженью (1156 м).

Башни:

Воскресенская с проезжими воротами — «мерою в длину пять сажен, поперег тоже» (10, 8х10, 8 м), в два боя. На башне находился вестовой колокол, возвещавший горожанам о праздниках, наступлении неприятеля, пожарах.
Михайловская — «мерою в длину три сажени, поперег тож» (6, 4х6, 4 м), в два боя. Расположена между Воскресенской и Спасской башнями, от последней по городовой стене на расстоянии 60 сажен (129, 6 м).
Спасская с проезжими воротами — «мерою в длину пять сажен без четверти аршина, поперег полпятых сажени» (10, 7х9, 6 м), в два боя. Спасские ворота имели захаб и в захабе отводную башню «мерою полтрети сажени, поперег тож» (5, 3х5, 3 м).
Макаревская — «мерою в длину три сажени с четверти аршина, поперег тож» (6, 6x6, 6 м), в два боя. Располагалась между Спасской и Пятницкой башнями, до последней по городовой стене — 40 саженей с полусаженью (87, 4 м).
Пятницкая — «мерою в длину три сажени с четверти аршина, поперег тож» (6, 6x6, 6 м), в два боя. Поставлена была между Макаревской и Благовещенской башнями, до последней от нее — «мерою городовые стены тритцать полтрети сажени» (65, 1 м).
Благовещенская — «мерою в длину четыре сажени, поперег тож» (8, 6x8, 6 м), в два боя. Располагалась между Пятницкой и Дубовой башнями. От Дубовой башни отстоит на 36 саженей (77, 7 м).
Дубовая — «мерою в длину полтрети сажени, поперег тож» (5, 3x5, 3 м), в два боя. До Успенской башни городовая стена в 30, 5 саженей (65, 8 м).
Успенская — «мерою в длину пять сажен с четверти аршина, поперег тож» (10, 9x10, 9 м), в два боя. Располагалась между Дубовой и Никольской башнями. До Никольской башни — «мерою городовые стены сорок полосьма сажени» (87, 6 м).
Никольская — «мерою в длину пять сажен, а поперег тож» (10, 8x10, 8 м), в два боя. Ближайшие башни — Успенская и Троецкая, до последней — «мерою городовые стены сорок полчетверти сажени» (87, 7 м).
Троецкая — «мерою в длину три сажени, поперег тож» (6, 4х6, 4 м), в два боя. Ближайшие башни — Никольская и Покровская. Между Троецкой и Покровской башнями городовая стена величиной в 43. сажени (92, 8 м).
Покровская — «мерою в длину три сажени, поперег тож» (6, 4х6, 4 м). Находилась между Троецкой и Егоревской башнями, а до последней от нее — 61 сажень (111, 2 м).
Егоревская — «мерою в длину три сажени, поперег тож» (6, 4x6, 4 м), в два боя. Располагалась — между Покровской и Воскресенской башнями. От Егоревской до Воскресенской башни — 40 саженей (86, 4 м).

«Город» был окружен валом и рвом, в котором «устроен частокол для крепости, чтоб тот ров не осыпался». Для проезда через ров служили мосты у Воскресенской и Спасской башен. Между валом и рвом, «около города», были установлены «рогатки дубовые и елевые в колодах».

Отстраивать «крепость» пришлось после пожара, произошедшего в ночь с 4 на 5 октября 1680 г.: были установлены двойные деревянные стены с насыпанной между ними землей; башни восстановили «в прежнем виде», сохранив их названия и местоположение. Представленная система укреплений, существовала до 1704 г.

Крепость бастионного типа

В 1704 году во время Северной войны, по указу Петра I на левом берегу реки Ловать вместо прежней обветшавшей крепости была построена крепость бастионного типа. Ее проект разработал русский математик Магницкий, Леонтий Филиппович. Главный надзор за этим строительством осуществлял генерал Нарышкин, Семен Григорьевич.
Крепость в год окончания строительства (1708) представляла собой неправильный шестиугольник, состоящий из 6 бастионов по углам и равелинами между ними, укрепленных двенадцатью медными и сорока чугунными пушками, а также двумя мортирами.

Для входа в крепость в северной и западной частей вала имелись двое сводчатых каменных ворот.
Высота земляного вала составляла 10 саженей (21, 3 метра); высота с наружной стороны земляного вала достигала 50 метров; общая высота от уровня Балтийского моря равна 115 метрам; окружность всех шести валов достигает 2-х километров; общая внутренняя площадь ее — 11, 8 гектара. Возводили ее солдаты и крепостные крестьяне.
Однако, после Полтавской битвы — 27 июня 1709 г. крепость утратила свое значение военного объекта. В период Отечественной войны 1812 года крепость служила важным сборным пунктом русских войск, отправляющихся на борьбу с Наполеоном.

Имелось небольшое озеро с чистой водой. В восточной стороне был сооружен выход-тайник, ведущий к реке Ловать. Существует легенда, что еще один выход-тайник был прорыт под Ловатью и выходил в городе внутри церкви, впоследствии был затоплен.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал