Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагогические ситуации и способы их решения
У русского народа есть житейско - обыденная поговорка: «Знал бы, где упасть, так соломки бы подстелил». Значит, мудрость, видимо, в том, чтобы человек, живущий на Земле. Прогнозировал свои будущие события, предостерегал себя осознанно от трудностей и невзгод, был бы готовым выйти из них победителем. Вот и у каждого вожатого должна быть своеобразная «соломка», которую при случае можно «подстелить».
Ведь жизнь вожатская порой непредсказуема.
Вожатому не следует запрещать то, что он не в состоянии предотвратить. В таком случае ему нужно искать другие педагогические приемы.
Какие же ситуации ожидают вожатого в детском оздоровительном лагере, которые можно спрогнозировать. Рассмотрим некоторые часто встречающиеся проблемы и варианты их решений.
Прогнозируемые ситуации
| Возрастные особенности
| Варианты решения
| Младший возраст 7-8 лет
| Слезы
| Болезненно переживают разлуку с семьей
| Отвлечь интересными делами, переключить внимание
| Раздражительность, тоска по дому
| Чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки
| Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания
| Быстрая утомляемость
| Высокая активность
| Быстрее «бежать» к финишу, к результатам в игре, труде и т.д.
| Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постели, разбрасывают и теряют вещи
| Отсутствуют навыки самообслуживания, четкого режима дня
| Терпеливо приучать к порядку. Проявить особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть
| Неуверенность в себе
| Есть робкие и физически слабые
| Дать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания
| Привычка есть медленно, всухомятку
| Малыши во власти домашних привычек
| Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол. Увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций
|
Готовы пробовать все на вкус
| Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному
| Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях
| Опасность травматизма
| Мальчики демонстрируют свою смелость
| Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя за соблюдением правил безопасности
| Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание
| Утомляемость от однообразия, неумение сосредоточиться на одном объекте. Легко отвлекаются на любой внешний раздражитель
| Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени
| Слезы и страхи в темноте
| Боязнь темноты
| Не оставлять одного в темноте
| Желание играть со сверстниками
| Чувство взрослости по отношению к младшим
| Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей
| Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых
| Слепое подражание взрослым
| Стремиться не подавать дурного примера ни в чем
| Постоянные опоздания
| Отсутствие чувства времени
| Не давать поручений, связанных с учетом времени
| Впечатлительность
| Эмоциональная неуравновешенность
| Не рассказывать сказки, истории с «плохим» концом
| Средний возраст 9-12 лет
| Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости
| Половое созревание
| Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения
| Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление лексикона взрослых, использование косметики, украшений
Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия
| Внешнее проявление взрослости
| Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих
кинофильмов. Приучить к воспитанию разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять их в приемлемое
русло
| Замкнутость, одиночество
| Обособленное переживание своих недостатков
| Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения
| Непослушание, действие наперекор, постоянные споры
| Стремление к самостоятельности
| Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними
| Появление тайн (укромные уголки леса, полянки).
Озорство, шалости
| Неуемная фантазия
| Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики
| Старший подростковый возраст 13-16 лет
| Конфликтность как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых
| Самоутверждение
| Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.
| Замкнутость, агрессивность. Отсутствие навыков общения, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в себя
| Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний
| Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей любви
|
Неподчинение взрослым, действие «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли
| Стремление к независимости, агрессивность, вызывающее поведение
| Пытаться понять подростков, осознать причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужном русле
| Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность
Интерес к себе
| Специфические особенности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т.д.)
| В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы их было меньше. В коллективной беседе - находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их
| Проявление чрезвычайной самостоятельности
| Стремление освободиться от родительской опеки
| Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности
| Не сбывающиеся мечты подростков
| Мечтательность
| Поразмышлять вместе с подростками о будущем
|
|