Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическое обоснование программы
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам - от чисто внешних до достаточно глубоких внутренних. Мера психологической общности определяет сплоченность группы - одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития. Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: v успешно справляться с возложенными на нее задачами, v иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, v создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, v быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. Целеполагание и содержание. Цель: Создание условий для приобретения ребенком социально-значимого опыта, направленного на определение перспектив собственного развития. Задачи: 1. Создание условий для двигательной деятельности, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка. 2. Развитие коммуникативных навыков 3. Формирование лидерских качеств. 4. Формирование умения и навыков разрешения конфликтных ситуации через опыт общения с разными малыми группами. 5. Создание условий для индивидуального подхода к ребенку с целью реализации его интересов, склонностей и потребностей. Содержание. В отличие от традиционной системы распределения детей по отрядам, состоящим из 30-40 человек, возглавляемых двумя вожатыми, в рамках нашего проекта работа ведется в малых детских группах - «элементах»-по 10-15 человек, под руководством одного вожатого. Такая организация увеличивает возможность эффективного взаимодействия взрослого со своей группой детей, обеспечивает индивидуальный подход. Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтная -это любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет, или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. В нашей программе мы стремимся к тому, что малая группа, с которой будег взаимодействовать ребенок, приобретет для него статус референтной. В процессе работы, организованной вожатыми во главе со старшин педагогом достигает своей высшей ступени развития, называемо коллективом. Однако, наряду с этим, важной задачей является не только общение самоутверждение в своей группе, но и обмен опытом и установление взаимопонимания с членами других малых групп, проживающих на территории лагеря. Так как в общественной жизни человека важным является умение налаживать контакты и взаимодействовать с людьми.
|