Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мольба (за детей)
Сколько бы ни старались родители в воспитании своих детей, если Аллах им не поможет и не облегчит, то никаких плодов они не пожмут. Поэтому необходимо тебе обращаться к Аллаху с мольбами (ду’а) и унижаться перед Ним, чтобы Аллах повел твое потомство по прямому пути! Мольба является одна из ярчайших причин, которая способствует воспитанию детей. Всевышний Аллах сказал: «Если мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (аль-Бакара, 186). Одна из мольбы рабов Всемилостивого (ар-Рахмана): «Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (аль-Фуркъан, 74). Возлюбленный (аль-Халил), отец всех пророков Ибрахим (мир ему и благословения) обращается с мольбой к Аллаху за своих сыновей: «… (Господи!) убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам» (Ибрахим, 35). Так же Всевышний Аллах сообщил о мольбе Ибрахима: «Господи! Сделай меня и мое потомство в числе тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу» (Ибрахим, 40). Пророк Закария (мир ему) обращается с мольбой к своему Господу: «Тогда Закария воззвал к своему Господу, сказав: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе» (Али-‘Имран, 38). Также Всевышний Аллах сообщил о мольбе жены ‘Имрана: «… прошу Тебя защитить ее и потомство ее от изгнанного и побиваемого шайтана» (Али-‘Имран, 36). В достоверных сборниках хадисов передано, что Пророк (ﷺ) просил Аллаха защиты для ал-Хасана и аль-Хусейна (т.е. для своих внуков – прим. пер), говоря: «У’ийзукума би-кялимаатиль-Ляhит-тааммати мин кули шайтъонин уа hаамматин, уа мин кули ‘айнин-ляаммаh!» («Прибегаю к совершенным словам Аллаха от всякого шайтана и вредителя, и от всякого дурного глаза!»). И говорил: «Вот таким образом пророк Ибрахим просил Аллаха защиты для Исма’ила и Исхака» (аль-Бухари 3371, Абу Дауд 4737 и др.) К огромному сожалению, многие матери и некоторые отцы, вместо того, чтобы обращаться к Аллаху за своих детей, наоборот, взывают против них в порыве гнева. Поэтому является обязательным сторониться взывать против детей, ведь Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Не взывайте ни против себя, ни против ваших детей и ни против вашего имущества. Дабы ваши просьбы не совпали со временем от Аллаха, когда мольба о чем-либо не остается без ответа» (Муслим, 3009). Сколько людей обращались к Аллаху со своими мольбами за своих детей, унижались перед своим Господом в предрассветном времени, молили и просили Его, Который слышит зов молящегося и отвечает на мольбу нуждающегося. В результате Аллах отвечал на их мольбы, приводил к праведности их детей и потомство. Поэтому является обязательным искать подходящее время для мольбы. От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передано, что однажды Посланник Аллаха (ﷺ) был спрошен: «О, Посланник Аллаха! Какая часть времени, в которой взывают к Аллаху, является ближе к ответу?» Пророк (ﷺ) ответил: «В последней части глубокой ночи и перед произнесением приветствия предписанных молитв» (ат-Тирмизи 3499). От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передано, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, посему умножайте ваши мольбы (в этом положении)» (Муслим 482, Абу Дауд 875 и Ахмад «Муснад» 9461). Ищи и другие (помимо приведенных хадисов) подходящие времена для ответа мольбы, как в день Пятницы (в той ее части, когда Аллах обязательно дарует Своему рабу-мусульманину то, о чем он попросит – прим. пер). Также во время нахождения в пути (сафар), во время соблюдения поста и ниспослания дождя. А также сторонись того, что препятствует ответу, как, например, питаться запретной едой и носить запретные одежды (или питаться едой и носить одежду, которая приобретена запретным путем – прим. пер). 12 - Обучение ребенка произношению формулы единобожия (таухида) Родителям необходимо обучать своих детей произношению формулы единобожия, поскольку они являются первыми словами, с чего должен начать ребенок, когда уже начинает выговаривать речь. Умму Сулейма (да будет доволен ею Аллах) учила своего сына Анаса (да будет доволен ею Аллах) формуле единобожия, говоря ему: «Скажи: «Ля иляха илля Ллах (нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха). Скажи: «Ашхаду анна Мухаммадан РасулюЛлах (я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха)». И это было до отнятия его от груди» (См. «Сейру а’ламу ан-Нубаля» 2/305). Необходимо повторять эти слова перед ним, особенно матери, когда она его развлекает… и если он начал уже соображать, то ему следует пояснять легкое толкование этого свидетельства и разъяснять его смысл. Следует обучать (ребенка) тому, что один лишь Аллах является Создателем, и что нет у Него сотоварищей. Он над небесами, возвысился над Своим Троном, наблюдает за нами, знает о нашем положении, слышит и видит все и что Он способен на всякую вещь. Следует также приучать детей к упованию на Аллаха и к тому, что (только) Аллах является Исцеляющим от всякой болезни, что обязательным для нас является любить Его и поклоняться только Ему одному. Так же обучают их и к любви Пророку (ﷺ) и подчинению ему. Рассказывают им о его благонравии и описании, а так же о том, что он любил детей, шутил с ними и тому подобное из того, что может охватить их разум. Следует повторять перед ними, спрашивая их: «Кто твой Господь? Кто твой Пророк? Какая твоя религия? И где Аллах?». Нужно также восптывать в них любовь к сподвижникам Пророка (ﷺ) и праведникам. Следует их обучать заучиванию сур «аль-Фатиха» и «аль-Му’аууизатайн» (т.е сур «аль-Фаляк» и «ан-Нас» – прим.пер). 13 - Приучение ребенка к некоторым адабам и благонравию После отнятия от груди, ребенок на этой стадии (своего развития) отличается чистым врожденным естеством (аль-фитра), склонностью к подражанию и имитации. Он на этой стадии подобен мягкому тесту, посему не пренебрегай этой стадией, говоря: «Он еще маленький и ничего еще не понимает». Быть может так, что воспитание может приносить пользу детям лишь в детстве и быть бесполезным им после этого. Поистине, если ты выпрямишь ветку (саженца), то он станет стройным, а если ты попытаешься согнуть ствол (дерева), то оно не поддастся. Поэтому приучай ребенка своего к адабам еды, сна[4], исламского приветствия[5], принятия и давания правой рукой[6], восхваления Аллаха при чихании и обращения мольбой за того, кто возда хвалу Аллаху после чихания[7]. А так же приучай ребенка к правдивости и надежности (аль-амана). Умар ибн Абу Саляма (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «В детстве я находился на попечении Пророка (ﷺ). Обычно я протягивал руки к разным концам общего блюда, но однажды Посланник Аллаха (ﷺ) сказал мне: «О, мальчик, скажи: «БисмиЛлях», - ешь правой рукой, бери то, что находится рядом с тобой!», - и с тех пор я ем только так» (аль-Бухари, 5376 и Муслим 2022). Так же следует прививать ребенку неприязнь к таким дурным проявлениям нрава, как ложь, эгоизм и зависть по отношению к своим братьям. Так же одним из того, что является обязательным для родителей, это предостережение своего ребенка от запретных вещей. Как Пророк (ﷺ) предостерегал аль-Хасана от принятия в пищу того, что предназначено для садаки (милостыня), поскольку он был из ахлиль-бейт (из семьи пророка Мухаммада (ﷺ)), а принятие садаки для них было недозволенным. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды аль-Хасан ибн ‘Али (да будет доволен ими обоими Аллах) взял финик, который был предназначен в качестве садаки, и положил его в рот. Тогда Пророк (ﷺ) сказал: «Ких! Ких! [8] Выброси его, выброси! Разве ты не знал, что, поистине, мы не принимаем в пищу то, что предназначено для садаки» (аль-Бухари 1491 и Муслим 1069). ‘АбдуЛлах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) однажды увидел сына, на котором была шелковая рубаха (къамис). Разорвав ее, он сказал: «Поистине, шелк предназначен только для женщин [9]» (Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф» 24655). Поэтому для родителей является обязательным удерживать ребенка от запретного, даже если от него поднято перо[10]. Поскольку если он с детства приучается к запретному, то привыкает к этому и повзрослев, и после чего ему станет очень трудно избавиться от этой вредной привычки. Матери же надлежит приучать свою дочь к тому, чтобы она была стыдливой, отдалялась от чужих мужчин, носила покрывающие одежды и сторонилась одевать короткое[11], посредством чего многие мусульмане впадают в искушение. 14- Мягкое обхождение с ребенком, игра и шутки с ним Нет сомнения, что мягкое обхождение с ребенком и игра с ним оставляют огромный след в развитии ребенка и его здоровье, поскольку игра является неотделимой частью его жизни. Не пренебрегай игрой с детьми, противореча их фитре (врожденному естественному качеству), на котором создал их Аллах. Напротив, участвуй вместе с детьми в их игре. Играй с ними и обходись с ними мягко, дабы они тебя полюбили, почувствовали влечение к тебе и прислушивались к твоей насыхе и твоему указанию. Всевышний Аллах сказал Своему Пророку (ﷺ): «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (Аль-Имран, 159)[12]. Пророк (ﷺ) лучше всех обходился со своей семьей, как он (ﷺ) сказал: «Лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своей семье. А я лучше чем кто либо из вас обхожусь со своей семьей» (ат-Тирмизи 3895). Пророк (ﷺ) обходился любезно с детьми и шутил с ними. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Посланник Аллаха (ﷺ) показывал язык Хусейну ибн ‘Али, а когда он видел его язык, то радостно шел к нему навстречу (или улыбался ему)» (Ибн Хибан «ас-Сахих» 5596). Пророк (ﷺ) шутил с малолетним братом Анаса ибн Малика (да будет доволен ими обоими Аллах), говоря: «О, Абу Умайр, что делает птичка?» (аль-Бухари 6129, 6203 и Муслим 2150).[13] Однажды Пророк (ﷺ), проходив мимо (подростков) племени Аслям, которые состязались друг с другом в стрельбе, сказал: «Стреляйте, о сыны Исма’иля, поистине, ваши отцы были стрельцами. Метайте же, а я буду на стороне таких-то!». После чего некоторые из них перестали стрелять. Затем Пророк (ﷺ) сказал им: «Что с вами, почему вы не стреляете?» Те ответили: «Как мы будем стрелять, если ты на их стороне?» На что Пророк (ﷺ) ответил: «Метайте, а я на стороне всех вас» (аль-Бухари 2899). Айша (да будет доволен ею Аллах) играла с девочками, а Пророк (ﷺ) сам же впускал (приглашал) их к ней, дабы она поиграла с ними (аль-Бухари 6130 и Муслим 2440). Играя с детьми, ты должен вселять детям такие благие нравственные качества, как правдивость, надежность (амана) и прочее. А так же предостерегать их от таких порицаемых качеств, как ложь, предательство, обман, непристойность и тому подобное. 15 – Очищение жилища от различных музыкальных инструментов Один из важных вопросов, который помогает в воспитании детей – это очищение жилища от различных музыкальных инструментов и средств, приводящих к нечестью, грехам и лжи. Поскольку в этом существует опасность того, что шайтаны поселятся в этих жилищах. Салим рассказывал от своего отца: «Однажды ангел Джибриль обещал Пророку (ﷺ) явиться, однако задержался. После чего Пророку (ﷺ) стало тяжко от этого, затем Джибриль встретил его, когда он выходил из дома. После этого Пророк (ﷺ) начал ему жаловаться на то, что он не явился к нему. Тогда Джибриль сказал: «Поистине, мы не входим в дом а, в которых есть собаки и изображения живых существ» (аль-Бухари 5960). А каково теперь положение тех домов мусульман, в которых имеются изображения, а так же телевизор, по которому показывают мужчин и соблазнительных женщин, различные развлекательные (программы), музыку и пение?! Разве это не говорит о том, что шайтаны поселяются в этих жилищах, а ангелы сторонятся их?! И даже в дом Пророка (ﷺ) не вошел ангел Джибриль по причине того, что там находилась собака и имелись изображения живых существ. И Пророк (ﷺ) повелел прогнать собаку и вынести изображения. После чего разрезали подушки (на которых имелись изображении живых существ) (аль-Бухари 5954 и Муслим 2105). А ведь когда ангелы входят в дома, то с ними нисходит благодать, спокойствие и покой. Когда же в жилище входят шайтаны, то с ними приходит беспокойство, (суетные) переживания и душевные болезни. И неудивительно, что мы видим, как те, кто живет в таких домах, жалуются на эти болезни! 16 – Оберегание жилища посредством чтения Корана, поминания Аллаха и совершения добровольного намаза в нем Одно из деяний, которое способствует (правильному) воспитанию детей – это оберегание жилища посредством чтения Корана, поминания Аллаха и совершения намаза в нем, ибо поистине, чтение Корана оказывает великое влияние на оберегание домов от шайтанов и на вхождение ангелов в дом. Оно также способствует нисхождению милости, спокойствия, счастья и покоя к его домочадцам. Таким же образом и поминание Аллаха оставляет такие великие следы[14]. Одним из доводов на это является хадис Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), который передавал, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Не превращайте ваши дома в могилы [15]! Поистине, шайтан не входит в дом, в котором читают суру “аль-Бакъара”» (Муслим 780). Передают со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!». Если же он вошел в дом, не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», - а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, то шайтан говорит: «Вы получили и приют, и ужин» (Муслим 2018).
|