![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа с контрпереносом
1. Контрперенос представляет собой ответные чувства консультанта по отношению к клиенту. Контрперенос можно определить как эмоциональные и поведенческие реакции терапевта, консультанта, возникающие в результате проецирования им своих проблем на проблемы клиента, и это проецирование может быть связано или не связано с переносом клиента. Причинами контрпереноса могут быть: • тревожность консультанта, которая была активизирована в результате предъявленной клиентом проблемы и может быть трех видов: - тревожность, связанная с непроработанными личностными проблемами самого консультанта; - тревожность, вызванная ситуационным напряжением; - тревожность, являющаяся эмпатической реакцией консультанта на проблематику клиента и взаимопроникновение их чувств; • реакция защиты, вызванная тематикой беседы или личными страхами консультанта; • стремление консультанта к формированию у клиента " правильной" жизненной позиции и системы ценностей, уверенность в том, что консультант знает, как надо вести себя в той или иной ситуации. Консультант обязан следить за своими контртрансферными чувствами и уметь их понимать. Исходя из того, что замечает и осознает консультант по поводу своих чувств и эмоций, он может определить у себя наличие или отсутствие контрпереноса. Существуют следующие признаки наличия у консультанта контрпереноса: • внешние проявления: - скука; - сонливость; - невнимательность; - физическая зажатость во время консультативной встречи с клиентом; • сознательное отрицание консультантом факта своей тревожности, успокоение себя тем, что он не чувствует тревожности, хотя должен; • слишком сильное проявление заботы по отношению к клиенту, слишком сильное переживание его проблем; • бессознательное использование для интерпретации определенных материалов, фактов и чувств клиента и недоумение по поводу своего выбора впоследствии; • осознание своего отрицания, невнимательности или поверхностного отношения к определенным чувствам клиента; • проявление необоснованной антипатии или симпатии по отношению к клиентам; • осознание отсутствия своей эмоциональной реакции на глубокие чувства клиента, ощущение безразличия к клиенту в определенные моменты консультирования; • неадекватная реакция на критику или проявление самостоятельности со стороны клиента, возникновение желания спорить или демонстрировать другие формы защиты; • оценка клиента как " лучшего" или " худшего" в своей практике; • воображаемое общение с клиентом вне консультативного пространства, присутствие клиента в снах консультанта; • частый выход за временные рамки консультирования с конкретным клиентом; • проявление чрезмерной активности и постоянное интерпретирование клиента; • постоянное стремление давать советы клиенту о том, как ему следует поступить в той или иной ситуации, с использованием высказываний типа " Я бы на вашем месте". 2. Контрперенос является важной составляющей процесса психологического консультирования и выполняет следующие функции: • сигнала, оповещающего консультанта о наличии у него непроработанных личностных проблем, которые могут серьезно повлиять на результаты консультирования того клиента, который спровоцировал возникновение контрпереноса; • способа, помогающего консультанту через свои внутренние переживания прочувствовать и понять, какое влияние оказывает поведение клиента на него и на других людей, с тем чтобы в дальнейшем использовать этот материал для терапевтической работы с данным клиентом. 3. В случае осознавания консультантом негативного влияния его контртрансферных чувств на процесс консультирования консультант обязан прорабатывать и регулировать эти чувства. Существуют следующие способы регулирования и контроля консультантом своих контртрансферных чувств: • обнаружение источников чувств, то есть консультант должен ответить на вопрос, почему у него возникли те или иные чувства, мысли, действия, например почему клиенту был задан тот или иной вопрос или почему консультант слишком сильно подбадривает или, наоборот, фрустрирует клиента; • прохождение супервизии, то есть обращение к коллеге за профессиональными рекомендациями и консультацией с целью: - анализа и проработки своих внутренних конфликтов, вызванных, действиями клиента; - профессионального анализа своих действий по отношению к конкретному клиенту другим специалистом и получения рекомендаций; • переадресация клиента другому специалисту; • обсуждение своих действий с клиентом, когда консультант объясняет то или иной свое поведение с целью прояснить ситуацию и не вызвать у клиента ненужной тревоги и недоверия к консультанту; • личностное развитие консультанта, то есть анализ им своих контртрансферных чувств и дальнейшая их проработка как самостоятельно, так и на личной терапии.
|