![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль лидера малой группы в принятии решения
Под влиянием лидера групповое решение может оказаться более рискованным, нежели решения отдельных членов группы. Подобное явление получило название феномена сдвига риска. Сдвиг в направлении выбора членами группы более рискованного решения выступает как результат внутригруппового взаимодействия и сопутствующей ему дискуссии, т. е. фактически является продуктом собственно группового процесса. Этот момент групповой жизни получил отражение в нескольких гипотетических конструкциях, пытающихся объяснить возникновение феномена сдвига риска. Одна из таких конструкций - гипотеза лидерства. Гипотеза лидерства фокусируется на свойствах членов группы, воспринимаемых ею в качестве лидеров. Предполагается, что люди, первоначально, т. е. до дискуссии, более склонные к выбору рискованных решений, будут стремиться также к большему господству и влиянию в ходе самой групповой дискуссии, активнее других предлагая свои решения. Такие люди, как правило, воспринимаются остальными участниками дискуссии в качестве лидеров, поэтому окончательная степень группового риска может быть результатом влияний именно лидера группы. Другой аспект влияния лидера на принимаемые группой решения - их качественные характеристики. Г. Хилл показал, что, как правило, групповое решение качественно и количественно превосходит решение так называемого среднего индивида. Оно, однако, нередко уступает в эффективности решению незаурядной личности, т.е лидеру. Применительно к выработке продуктивных групповых решений это означает необходимость специального подбора членов группы, исходя из их профессиональной компетентности и социальных навыков. Г. Келли и Д. Тибо в своих работах отмечают, что успех группы в решении стоящих перед ней задач во многом обусловлен нахождением в ней человека, превосходящего своих партнеров в изобретательности и компетентности и, что не менее существенно, обладающего способностью к лидерству. На принимаемые группой решения может также влиять позиция, занимаемая лидером в групповой коммуникативной сети. Два типа подобного рода сетей: централизованные (когда информация, касающаяся группы, концентрируется главным образом в руках одного человека - лидера или руководителя) и децентрализованные (когда аналогичная информация рассредоточена между членами группы). В централизованных сетях лидеры оказывают гораздо более сильное влияние на принимаемые группой решения. Вместе с тем централизованные сети препятствуют эффективности решения сложных проблем и уменьшают удовлетворенность членов группы. Взаимосвязь лидерства и эффективности функционирования малой группы групповая эффективность - коллективная оценка группой своей способности справиться со специфической задачей. групповая эффективность обнаруживает ряд интересных проявлений: • влияет на групповую солидарность; • обеспечивает совместность усилий членов группы; • способствует быстрому восстановлению сил, когда группа сталкивается с трудностями. Лидер оказывает значительно большее влияние на групповую эффективность, нежели остальные члены группы. Иными словами, мнение лидера относительно возможностей группы может рассматриваться в качестве фактора, обусловливающего групповую точку зрения по тому же вопросу. Если при этом учесть установленный многими исследованиями факт тесной позитивной связи между групповой эффективностью и групповым выполнением задания, то в таком случае можно говорить и о влиянии лидера на успешность группового функционирования. Эффективность определяется – выполнением задач, удовлетворенностью членов группы, позитивным отношением к ситуации.
58. Командообразование как стратегия управления современной организации Два аспекта понятия «командообразование» в современном менеджменте: 1. Конкретный метод создания локальных высокоэффективных рабочих групп, вызванных какой-либо производственной необходимостью; 2. Необходимое условие создания высокоэффективной самообучающейся компании в целом. В данном случае подразумевается целый пласт глобальных изменений, которые затрагивают принципы взаимодействия, нормы, традиции, правила компании. В результате данного процесса изменяется отношение компании ко всему, что связано с персоналом, начиная с формирования командного духа и системного мышления и заканчивая выстраиванием системы самообучения. Механистический и поведенческий подходы к управлению персоналом Механистический подход характеризуется использованием в управлении формальных правил и процедур, централизованного принятия решений, узкой специализации работ и ответственности, жесткой иерархии власти. Организация с такими характеристиками может действовать эффективно в условиях несложного и стабильного внешнего окружения при рутинной жестко регламентированной технологии производства работ.
Рис. Координатная сетка управления Обедненное управление (1, 1) — минимальные усилия по выполнению рабочих заданий, направленные на сохранение принадлежности к организации. Управление загородным клубом (1, 9) — повышенное внимание к потребностям сотрудников, направленное на установление хороших взаимоотношений, дружественной атмосферы и ускорения сроков выполнения работ. Управление командой (9, 9) — исполнение рабочих заданий достигается за счет высокого вовлечения сотрудников: взаимозависимость за счет общей работы в интересах организации ведет к взаимоотношениям доверия и уважения. Организационное управление (5, 5) — нормальная работа организации обеспечивается равновесием между необходимостью выполнения рабочих заданий и поддержанием здорового морального духа коллектива. Управление «власть—полномочия» (9, 1) — эффективность результатов достигается за счет создания таких условий труда, когда роль человеческого фактора минимальна Таким образом, в механистическом подходе (бюрократический) основную роль в управлении играют должностные инструкции, регламентирующие поведение персонала и иерархия власти. В поведенческом подходе к управлению персоналом решающую роль играет стиль руководства.
|