![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы практической психокоррекции. Индивидуальная и групповая психокоррекция.
По мнению Р. С. Немова, разницуа м/у понятиями «психотерапии» и «психокоррекции» состоит в следующем: психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых врачом для различных заболеваний, психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Осн. Отличие от психотерапии – сформировать нужные психологические качества, а в терапии – переделать. Психокоррекция – система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Виды психокоррекции: 1. По характеру направленности: · Симптоматическая (коррекция симптомов – кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонения в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа. · Каузальная (причинная – направлена на источники и причины отклонений) 2. По содержанию: · Коррекция познавательной сферы; · Личности; · Аффективно-ролевой сферы; · Поведенческих аспектов; · Межличностных отношений; · Внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных); · Детско-родительских отношений. 3. По форме работы с клиентом: индивидуальная, групповая: - в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.); - в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; - смешанная форма (индивидуально-групповая). 4. По наличию программ: программированная, импровизированная. 5. По характеру управления коррегирующими воздействиями: директивная, недирективная; 6. По продолжительности: · Сверхкороткая (сверхбыстрая); - минуты, часы · Короткая (быстрая); - несколько часов, дней · Длительная; - месяцы · Сверхдлительная – годы 7. По масштабу решаемых задач: Общая; Частная; Специальная. Принципы психокоррекционной работы: 1. Пр-п единства диагностики и коррекции - подробно рассмотрен в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. Эффективная коррекционная работа м/б построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования, в свою очередь, контроль динамики хода эффективности коррекции, требует осуществления диагностических процедур, дающих психологу обратную связь; 2. Пр-п нормативности развития – нормативность следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие «психологический возраст» было введено Л.С. Выготским. Также сущ-ет понятие «индивидуальная норма». Данные понятия позволяют психологу наметить коррекционные программы оптимизации развития для каждого конкретного клиента; 3. Пр-п коррекции «сверху вниз» - выдвину Л.С. Выготским. Основное содержание коррекциоонной деятельности является создание «зоны ближайшего развития». В центре внимания психолога – завтрашний день. Коррекция «сверху вниз» носит опережающий характер, нацелена на своевременное формирование психологических новообразований; 4. Пр-п коррекции «снизу вверх» - упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей (сторонники поведенческого подхода); 5. Пр-п системности развития психической деятельности – системность профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. Реализация данного принципа направлениа на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии; 6. Деятельностный принцип коррекции – коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента. В коррекционной работе широко используется понятие «ведущая деятельность». В дошк. И мл. шк. Возрасте это игра, в подростковом – общение, совместная деятельность. Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальная и групповая. Индивидуальная –психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Инд-ая психокоррекция обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Показания к инд-ой коррекции: когда проблемы клиента инд-ого, а не межличностного характера; клиент отказывается работать в группе; выявлена сильная тревожность; выявлена сильная заторможенность; неуверенность в себе; необоснованные страхи; проблемы недостаточного осознания самого себя; утрата смысла и цели жизни. Основные методы инд-ой психок-ции: убеждение (в основном применяется к людям с высоким уровнем интеллектуального развития, способным самост-но справиться со своими психологическими проблемами), внушение, психологическое консультирование Основные стадии индивид. Психокоррекции: 1. Заключение контракта м/у клиентом и психологом, дающим согласие оказывать коррекционное воздействие; 2. Исследование проблем клиента; 3. Поиск способов решения проблемы; 4. Формирование психологом коррекционной программы и обсуждение ее с клиентом; 5. Реализация намеченной программы в соответствии с заключенным контрактом; 6. Оценка эффективности проведенной работы. На установление контакта с клиентом оказывает влияние позиция, занимаемая психологом. Позиция психолога – это ролевы стратегии, принимаемые психологом во взаимоотношении с клиентом: 1. Позиция «сверху» - психолог протягивает руку помощи тем, кто в ней нуждается. Авторитарные отношения к клиенту как к объекту манипуляции. Психолог оценивает действия клиента, принимает за него решения. Психолог, таким образом, может потерять основу профессиональной рефлексии. 2. Позиция «на равных» - снятие дистанции, наиболее оптимальный вариант. Партнерский подход базируется на видении клиента в качестве равноправного субъекта при пространственном положении лицом к лицу. 3. Позиция «снизу» - позволяет повысить самооценку клиента. Но, клиент может начать манипулировать психологом. Тем не менее, эта позиция может способствовать повышению самосознания клиента, его самооценки, чувства уверенности. Психолог должен уметь сознательно и пластично занимать различные позиции, исходя из интересов клиента и требований используемых методов. Групповая психокоррекция – психолог работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом. Специфика - заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих м/у участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях. Психокоррекционная группа – искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия. Существенный вклад в развитие групповой психокоррекции внес основатель психодрамы Дж. Морено (социометрия). Задачи гр. П.кор: Самопонимание (когнитивный аспект); Отношение к себе (эмоциональный аспект); Саморегуляция (поведенческий аспект). Принципы комплектования групп:: 1. Добровольности; 2. Информированности. Возрастной и половой состав: - от дошкольных до старческих; - желательно, чтобы возраст был приблизительно одинаков; - равное кол-во мужчин и женщин; - гомогенность и гетерогенность групп является предметом выбора психолога (срок, цель), Профессиональный состав: лучше придерживаться принципа однородности по профессиональному составу. Размер группы: - 8-12 человек – малые группы (м/б от 4-х); 25-30 – большие группы. Оптимальное число членов группы зависит от частоты и длительности групповых встреч. Частота и длительность встреч определяется особенностями учреждения, формой и целью коррекционных воздействий. Кратковременная группа (1-6 мес); долговременная (до нескольких лет). Оптимально – 3-4 занятия в неделю, каждое продолжительностью 60-90 мин. Виды коррекционных групп: 1. Тренинговые группы – (Т-группы) К. Левин. Группа – реальный мир в миниатюре. Т-группа учит, как учиться. Цель – научить участников применять полученные на занятиях знания и навыки в жизни. (1. Самосовершенятвование личности; 2. Обучение навыкам межличностного общения); 2. Группы встреч – (К. Роджерс, У. Шутц, М Мэрфи и др.) Основное внимание сосредоточено на выяснении индивидуальности и развитии каждого человека как личности. Цель – осознание и возможно полная реализация того потенциала личностного и интеллектуального развития, который заложен в каждом индивиде. (балинтовские группы, общество АА и др.) 3. Гештальтгруппы – руководитель работает один на один с кем-либо из членов группы, добровольно согласившимся стать на время главным действующим лицом, т.е. сесть на так называемое «горячее место». Остальные наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента. В рез-те наблюдения они лучше понимают и осознают свои проблемы. 4. Группы умений - цель – выработка нужных форм поведения. Работа строится на ролевом проигрывании сложных жизненных ситуаций, в которых эти умения могут быть выработаны. 5. Телесно-ориентированные группы – многие телесные расстройства (осанки, дыхания и др.) можно рассматривать как результат нарушений в психике и сбалансированности всего организма.
|