Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В историографии
Послепетровская Россия в историографии 165-254 Гл 3 1725-1741 гг= контрреформа или стабилизация? Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М.: РГГУ, 2001. - 575 с. ГЛАВА 3 Гг.: КОНТРРЕФОРМА ИЛИ СТАБИЛИЗАЦИЯ? ПОСЛЕПЕТРОВСКАЯ РОССИЯ В ИСТОРИОГРАФИИ Прежде чем приступить к обзору историографии послепетровской России*, необходимо сказать о некоторых ее особенностях общего характера. Данный период отечественной истории в исторической литературе традиционно именуется " эпохой дворцовых переворотов". Действительно, с 1725 по 1762 г. в стране произошло восемь переворотов, почти каждый из которых возводил на престол нового государя, после чего, как правило, происходила смена персонального состава правящей верхушки. Таким образом, перевороты, о которых идет речь, с полным правом могут быть названы государственными, но к ним следует добавить и перевороты чисто дворцовые, связанные со сменой правительств, как, например, переворот 1727 г., когда произошло отстранение от власти А.Д. Меншикова. Современный исследователь поясняет: «" Эпохой дворцовых переворотов" этот период называется не потому, что властители менялись так часто. Важнее то, что практически всякий раз смена власти сопровождалась смутами, волнениями, арестами, ссылками. Тысячи людей со страхом ждали наступления утра нового царствования — они не были уверены в своем завтрашнем дне»1. С этим наблюдением трудно спорить (хотя, конечно, смена власти затрагивала не тысячи, а в лучшем случае сотни людей), и все же, называя целый период русской истории " эпохой дворцовых переворотов", приклеивая к нему подобный ярлык, не обедняем ли мы тем самым его содержание? Или, может быть, в то время, *Как и в предыдущей главе, в данном разделе не ставится цель дать полный обзор историографии послепетровской России, но лишь указать на основные работы по интересующей нас проблематике. См. также статью С.М. Троицкого «Историография " дворцовых переворотов" в России XVIII в.» (Троицкий С.М. Россия в XVIII веке. М., 1982. С. 48—67). Глава 3 жет быть, в то время, кроме переворотов, и вправду не происходило ничего значительного? Но В.О. Ключевский полагал, что " дворцовые перевороты у нас в XVIII в. имели очень важное политическое значение, которое выходило далеко за пределы дворцовой сферы, затрагивало самые основы государственного порядка" 2. Историк имел в виду прежде всего ту роль, которую играла в переворотах гвардия, по существу, как он считал, распоряжавшаяся российским престолом по своему разумению. В.Я. Уланов рассматривал проблему шире: для него гвардия была лишь орудием дворянства, которое, будучи наиболее организованным сословием, подняло " свой властный голос под давлением своих сословных интересов там, где бездействовало право" -5. О " недостатке основательных законов" еще в XVIII в. писал М.М. Щербатов, подразумевая ту правовую ситуацию в вопросе престолонаследия, которая сложилась после издания Петром Великим указа 1722 г. О том, что распространенная в литературе трактовка указа не совсем точна, уже говорилось в предыдущей главе. Упоминалось и о том, что дворцовые перевороты были сложным социально-политическим феноменом, связанным как с особенностями политического строя России, так и с развитием общественного сознания. Более того, по существу они были одной из форм проявления этого сознания и, как таковые, также плодом петровских реформ4. Ниже я еще вернусь к пояснению этого положения на конкретных примерах, здесь же важно отметить, что концентрация внимания историков исключительно на дворцовых переворотах является одним из проявлений общей оценки этого периода русской истории, как периода " мрачного", " темного" и едва ли не реакционного в сравнении с предшествующим ему петровским временем. И тут мы сталкиваемся с весьма своеобразным в нашей историографии явлением, ибо такое восприятие послепетровского времени в значительной мере явилось результатом официальной пропаганды елизаветинского царствования, направленной на оправдание нелигитимного по своей сути переворота ноября 1741 г.* ^" Внутренняя политика России середины XVIII века, — писал С.О. Шмидт, — часто характеризуется как бесцветный период между двумя блестящими царствованиями — Петра I... и Екатерины II... — как эпоха социально-политической летаргии, нарушаемой лишь время от времени шумом дворцовых переворотов" (Шмидт С.О. Политика просвещенного абсолютизма в России середины XVIII века // Россия и Испания: историческая ретроспектива. М., 1987. С. 261). Подобную ситуацию историк связывает, впрочем, с влиянием В.О. Ключевского, а в своей работе стремится опровергнуть исключительно по отношению к царствованию Елизаветы Петровны. Екатерина II впоследствии писала: " От кончины Петра Перваго до возшествия Императрицы Анны царствовало невежество, собственная корысть и барствовалась склонность к старинным обрядам с неведением и непонимательством новых, введенных Петром Первым" ^*. Следует принять во внимание и еще одно обстоятельство, имевшее важное значение для восприятия современников. В этот период произошла смена поколений, сошли со сцены старые соратники Петра I и пришли более молодые, не менее честолюбивые, а, может быть, еще более свободные от нравственных ограничений. Те из них, кто стоял непосредственно у руля государственного управления, начинали свою карьеру еще при великом реформаторе. Но гораздо важнее было восприятие происходящего средним слоем молодого чиновничества и офицерства. Именно им, чьи детство и юность совпали с петровской эпохой, новое царствование казалось удушливым безвременьем. Не случайно от него практически не осталось мемуаров, если не считать тех, что были написаны оказавшимися в России иностранцами: людям казалось, что время остановилось и что в их жизни не происходит ничего значительного, достойного памяти потомков6. Однако впечатления современников не всегда справедливы, да и жизнь страны, ее история, как и жизнь каждого отдельного человека, складываются не только из значительных, но и из множества мелких событий. Сложившиеся в общественном сознании стереотипные представления о послепетровском времени нашли отражение уже в " Записке о древней и новой России" Н.М. Карамзина, который осудил попытки ограничения самодержавия членами Верховного тайного совета и всю проводимую им политику. Карамзин полагал, что Анна Ивановна " хотела правительствовать согласно с мыслями Петра Великого и спешила исправить многие упущения, сделанные с его времени", но " несчастная привязанность" ее к Бирону не позволила ей выполнить свою задачу7. В сущности та же точка зрения, хотя и иначе аргументированная, была воспро- *Обратим, однако, внимание, что Екатерина осуждает лишь период 1725—1730 гг. При Елизавете, наоборот, критики этого времени, и в особенности царствования Екатерины I естественно старались избегать. Анну Ивановну упоминали с уважением, но политику ее министров резко критиковали; о правлении Анны Леопольдовны не упоминали вовсе. Глава 3 изведена и в некоторых появившихся во второй половине XIX в. работах историков-правоведов. Так, А.Д. Градовский считал, что " учреждение совета принадлежит к разряду самых неожиданных и внезапных государственных переворотов", связанного с тем, что " для государственных коллегий нужна была эмансипация от контроля сената, для стародворянской партии — возможность достигать высшего значения в государстве, чрез посредство одной придворной службы играть роль, не пройдя суровой школы петровских чинов" °. Деятельность Верховного тайного совета, по мнению Градовского, привела к тому, что " скоро вся система, созданная Петром, разрушилась настолько, что уже с трудом можно было найти исходную точку русской администрации", а " всматриваясь в историческое значение верховного совета, нельзя не заметить в нем сильной попытки доставить господство старому личному началу. Что же касается Кабинета, то " созданный с целию удовлетворить самолюбию нескольких лиц, он присваивал себе участие во внутреннем управлении государством настолько, насколько это нужно было для этих личных видов", и " внес чрез- »1П мерную запутанность в администрацию |и. Первым, кто поставил перед собой задачу беспристрастно осветить историю послепетровской России, был С.М. Соловьев, в 18—20 томах своей " Истории России с древнейших времен" давший подробный очерк событий этого времени. Историк сформулировал и те вопросы, ответы на которые искали затем его последователи. " Теперь преобразователь был во гробе, — писал Соловьев, — и наступило время проверки, прочен ли установленный им порядок". " Было ли названное время временем застоя или движения, — спрашивал он, — а вторая половина XVIII века в России... была ли результатом этого движения и в каком смысле. Идеи и люди екатерининского царствования явились ли по мановению знаменитой императрицы или были приготовлены преж-де..."? И Рассматривая правительственную политику в царствование Екатерины I, Соловьев в целом не отрицал вынужденности мер, предпринимавшихся Верховным тайным советом, однако общий его вывод состоял в том, что " программа преобразователя показалась слишком обширна", а " люди, оставленные России Петром, не имели его веры в способности русского народа, в возможность для него пройти трудную школу; испугались этой трудности и отступили назад" 12. Рассказывая о царствовании Петра II и повторяя распространенное мнение о запустении в это время армии и /725—1741 гг.: контрреформа или стабилизация? флота, поскольку поддержка их в том состоянии, в каком они находились при Петре Великом, встречала сильное препятствие в самом втором императоре", Соловьев вместе с тем отмечал, что " сознательного, преднамеренного противодействия делу преобразования мы не замечаем ни в ком из русских людей, стоявших в это время наверху" ^. Таких людей Соловьев не нашел в России и в царствование Анны Ивановны. Тома 18—20 " Истории России" Соловьева впервые вышли из печати в 1868—1870 гг. и послужили своего рода стимулом к появлению новых исследований по данной проблематике. Однако поворотным моментом в историографии темы стало начало в 1886 г. публикации в " Сборниках Императорского Русского исторического общества" материалов Верховного тайного совета, а позднее, в 1898 г., материалов Кабинета министров. Введение в научный оборот весьма значительных по объему комплексов источников привело к появлению в литературе и новых точек зрения. Впервые наиболее отчетливо это проявилось в монографии П.Н. Милюкова " Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого" (первое издание вышло в 1892 г.). Опираясь на собственный вывод о том, что в ходе петровских реформ " ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы", историк пришел к следующему заключению: "...Деятельность верховного совета представляет реакцию против как финансовой администрации, так и податной системы петровского времени. Но эта реакция вовсе не составляет протеста против реформы, а напротив, есть ее дальнейшее развитие (курсив мой. — А/С.) и осуществление в применении к условиям русской жизни. Русская действительность необходимо должна была реагировать против буквального применения к ней иностранных образцов. Законность этой реакции была прежде всего признана самими теми лицами, которым поручено было введение новых порядков. При Петре и после его смерти — это одни и те же лица, одни и те же вопросы, одни и те же приемы их решения" 14. Как известно, попытка Милюкова защитить свою монографию в качестве докторской диссертации закончилась неудачей из-за возражений В.О. Ключевского. И хотя Милюков впоследствии полагал, будто " члены факультета понимали, что речь идет не о продвижении науки, а о продвижении в университетской карьере" ^, на самом деле разногласия ученых были значительно глубже. Уже много лет спустя в варианте своих лекций, подготовлен- Глава 3 ном в 1905—1907 гг., Ключевский писал, что созданием Верховного тайного совета " хотели упокоить оскорбленное чувство старой знати, устраняемой от верховного управления неродовитыми выскочками". При этом " изменялась не форма, а сущность правления, характер верховной власти: сохраняя свои титулы, она из личной воли превращалась в государственное учреждение" 16. Русские правительства после Петра, считал историк, " не ставили себе общего вопроса, что делать с реформой Петра — продолжать ли ее или упразднить. Не отрицая ее, они не были в состоянии и довершать ее в целом ее составе, а только частично ее изменяли по своим текущим нуждам и случайным усмотрениям, но в то же время своей неумелостью или небрежением расстроивали ее главные части". В результате " государственные связи, юридические, нравственные, одна за другой порываются, и среди этого разрыва меркнет идея государства, оставляя по себе пустое слово в правительственных актах". Царствование же Анны Ивановны, по мнению Ключевского, и вовсе " одна из мрачных страниц нашей " 17 истории ". Между тем за время, прошедшее от первого издания книги Милюкова до появления последней редакции лекций Ключевского, а также непосредственно вслед за ними вышел в свет ряд исследований по истории Верховного тайного совета и Кабинета министров. В первую очередь в этой связи следует сказать о работах А.Н. Филиппова. Уже в своей книге " История Сената в правление Верховного тайного совета и Кабинета" автор высказал мнение о том, что основным пороком созданной Петром I системы органов власти была невозможность совмещения коллегиального принципа их устройства с характером исполнительной влас- * ти. Как орган исполнительной власти, " стоящий в непосредственном отношении к верховной власти", и был, считал Филиппов, основан Верховный тайный совет. Таким образом, возникновение совета, по Филиппову, — не столько результат борьбы политических интересов, сколько необходимость, связанная с восполнением существенного пробела в петровской системе органов высшего управления. Результаты деятельности совета были незначительны, ибо ему " пришлось действовать непосредственно после той напряженной, деятельной эпохи, когда реформа следовала за реформой, когда во всех сферах народной и государственной жизни господствовало сильное возбуждение. Совету пришлось быть учреждением эпохи реакции... Совет должен был разобраться в сложных задачах петровской реформы, оставшихся для последующих эпох 1725—1741 гг.: контрреформа или стабилизация? далеко не в разрешенном виде. <...> Такая деятельность... показывала ясно, что в петровской реформе выдерживало испытание временем и что должно было быть отставлено" ^. Наиболее последовательно, полагал Филиппов, совет придерживался линии Петра в своей политике по отношению к промышленности, но в целом " общая тенденция деятельности совета — примирить интересы народа с интересами... армии, не ведя обширных военных предприятий, не задаваясь никакими реформами по отношению к войску". При этом историк, так же как и Ключевский, считал, что " совет отвечает в своей деятельности главным образом нуждам данной минуты, занимается теми делами, какие требуют немедленного решения" ^. В более поздней работе, анализируя деятельность аннинского Кабинета министров, Филиппов пришел к выводу, что, «производя громадные перемены во всех сферах тогдашнего управления, влияя на деятельность всех учреждений... Кабинет очень мало изменял что-либо в юридических основаниях этого строя и в характере " должности" этих учреждений»^. Рассматривая деятельность Кабинета на протяжении всего царствования Анны Ивановны, Филиппов выделил два этапа в его истории: до 1735 г. и после него, когда подписи кабинет-министров были приравнены к подписи императрицы, а компетенция Кабинета значительно расширилась. В 1909 г. вышла из печати книга Б.Л. Вяземского " Верховный тайный совет". Как и многих его предшественников, автора интересовала не столько проводившаяся советом политика, сколько его история как государственного учреждения. Однако нельзя согласиться с мнением Е.В. Анисимова о том, что " выводы и наблюдения автора не отличались оригинальностью и являлись повторением идей Филиппова и Милюкова" ^*. В действительности многие суждения Вяземского были именно оригинальны, хотя бы потому, что его оценка деятельности совета была почти безоговорочно позитивной. Правда, при этом далеко не все высказанные им суждения, даже и вполне справедливые, были в достаточной степени аргументированы. " Великие реформы Петра так ярки, — писал Вяземский, — что привлекают все взоры, обращают на себя все внимание, и если бросить взгляд на последовавшую за его *Напротив, Вяземский гораздо шире пользовался работами не Филиппова, а его оппонента А.С. Алексеева, автора брошюры " Легенда об олигархических тенденциях Верховного тайного совета в царствование Екатерины I" (Русское обозрение. 1896. № 1—4). /72 Глава 3 смертью эпоху, то она покажется темною, непривлекательною и интересною лишь постольку, поскольку в ней были погребены многие благие начинания Петра. А между тем, несомненно, что эта эпоха может быть поставлена по степени своего исторического интереса наравне с эпохою Петра. В самом деле — что может с большею справедливостью, с большей строгостью и вместе с большею очевидностью сделать оценку реформы, как не ее применимость к общему укладу той жизни, в которую она внесена?...последовавшая за смертью Петра эпоха была эпоха общего испытания всей его системы" 22. Рассматривая причины возникновения Верховного тайного совета, Вяземский, как бы синтезировав идеи Градовского и Филиппова, пришел к заключению, что совет играл роль своего рода коллективного генерал-прокурора, приспосабливая систему петровских учреждений к самодержавию. Финансовая политика совета, по мнению Вяземского, была продиктована заботой о сокращении расходов государства, и он счел возможным лишь сделать ему упрек в том, что тот " не довел дела до конца и не объединил русские финансовые организации, пользуясь затишьем, в котором тогда находились политические дела России" 2^. Осуществленная советом реорганизация местного управления, которая всеми предшественниками Вяземского трактовалась как полное разрушение петровской системы, была, как он полагал, вызвана тем, что и Петр " не решился окончательно разделаться с дореформенными учреждениями, вследствие чего реорганизация местного управления оказалась несовершенной и новому порядку приходилось приспосабливаться к старой почве, на которую он был перенесен" 24. Нетрудно заметить, что аргументация Вяземского здесь была не слишком убедительной. Еще явственнее его стремление во что бы то ни стало оправдать действия совета проявилось в трактовке судебной реформы. Лишь " с первого взгляда, — утверждал он, — может показаться, что эта реформа имеет огромное отрицательное значение". На деле же реального разделения властей не существовало и при Петре, а меры Верховного тайного совета сделали правосудие более доступным и действенным, поскольку " воевода мог тотчас сам приводить в исполнение свои решения" 2^. Почти одновременно с монографией Вяземского появилось исследование В.М. Строева о деятельности Кабинета. Уже в названии работы — " Бироновщина и Кабинет министров" — сказалась некоторая раздвоенность цели, которую поставил перед собой автор. Строев стремился, с одной стороны, разоблачить историогра- 1725—1741 гг.: контрреформа или стабилизация? фический миф о бироновщине, с другой — проследить и оценить деятельность Кабинета министров. Однако при очевидной, если так можно выразиться, разножанровости этих целей в целом Строев со своей задачей успешно справился. В Верховном тайном совете он видел своего рода " коалиционное правительство", которое " оказалось на высоте своего призвания": " Прямой оппозиции предшествующему царствованию нигде не замечается... Если некоторым из учреждений покойного императора пришлось пострадать, то только потому, что они были слишком дороги....существенные изменения коснулись областной администрации Петра Великого. Впрочем, над ними приговор уже раньше произнесла сама жизнь: бедному силами и средствами обществу были не по плечу их сложность и множество требуемых ими рук...". Но так характеризовал Строев деятельность совета лишь первых лет. После же падения Меншикова, считал он, " реакция обнаружилась в полной силе" и проявилась в переезде правительства в Москву, ослаблении внимания к армии и флоту26. Переходя затем к аннинскому времени, Строев попытался подвергнуть ревизии устоявшийся в историографии образ императрицы Анны Ивановны. На основе изучения резолюций императрицы на документах Кабинета он пришел к выводу, что " Анна не боялась трудов", " государыне нельзя отказать в самостоятельности и работоспособности", а сами резолюции " показывают часто недюжинный, иногда очень язвительный ум" 27. Преувеличенными считал Строев как влияние на императорицу Бирона, так и степень его вмешательства в государственные дела. Решительно опроверг он и прочно укрепившийся в историографии тезис о " засилье иностранцев", " немецкой партии", приводя многочисленные примеры, когда Бирон заступался перед императрицей за русских людей. " Царствование Анны, — заключал историк, — не принесло в сущности никаких ужасов, которых бы не знало предшествующее время, а Бирон был козлом отпущения за все грехи дряблого, деморализованного деспотизмом общества" 2^. В своем стремлении опровергнуть общепринятый взгляд на Бирона Строев подчас вступал в противоречие с очевидными фактами. Так, он утверждал, что избрание фаворита Анны курляндским герцогом произошло свободно и никакого давления на сейм со стороны России не было2^. Однако наибольшую ценность для нас имеет, конечно, включенный Строевым в его книгу обзор внутренней политики Кабинета. Сам Кабинет, считал он, соединил в себе черты Верховного тайного совета и Кабинета Е.И.В., как личной канцелярии го- Глава 3 сударя. Подобный подход отразился и на оценке деятельности этого учреждения. Идея " петровского кабинета", считал Строев, была искажена, и поэтому " кабинетная сумма смешалась с общегосударственной", вследствие чего " не было специальной кабинетной суммы, и императрица брала деньги на придворные потребности там, где они в данное время находились" ^0. В целом же историк отмечал, что большинство внутренних мероприятий Кабинета диктовалось " военным интересом", поскольку для его руководителя А.И. Остермана на первом месте " стояло внешнее могущество государства, какими бы оно ни покупалось жертвами" ^. Поэтому Кабинет недостаточно внимания обращал на внутренние проблемы страны. Вместе с тем Строев подробно рассмотрел финансовую, торговую и промышленную политику Кабинета, в целом оценивая ее достаточно позитивно. Тема деятельности аннинского Кабинета, поднятая работами Филиппова и Строева, нашла продолжение в монографии В.Н. Бондаренко " Очерки финансовой политики Кабинета Анны Иоанновны". При этом реальное содержание книги значительно шире обозначенного в заглавии, ибо предельно широко автор понимал саму финансовую политику, и по сути речь в его книге идет о внутренней политике Кабинета в целом. В своих подходах и оценках деятельности Кабинета Бондаренко опирался на труды своих предшественников. Он также выделял в истории Кабинета три периода (1731—1735, 1735—1740, 1740—1741) и полагал, что пика своей власти он достиг в 1738 г., что отразилось в записи в журнале: " Ее императорское величество о делах докладами не утруждать, а все дела им самим решать" ^. При рассмотрении финансовых вопросов Бондаренко исходил из тезиса о полном развале финансовой системы России при Петре и его ближайших преемниках. Последние, по его мнению, " не улучшили, а еще более ухудшили и без того крайне расстроенное дело" ^. Ситуация стала меняться с приходом к власти Анны Ивановны. Еще до учреждения Кабинета, считал Бондаренко, рассматривая законодательство, прослеживается " проявление известной цельной системы, задача которой сводилась также к определенной цели — улучшению финансов". " Во всем этом, — писал исследователь, — видна уже новая струя государственной жизни. Заметен и характер новой системы — проводить улучшения не путем отвлеченных общих реформ, а преимущественно на конкретных примерах всех тех будничных и серых дел, которые выдвигались самой жизнью, а затем не доверять людям и везде, по возможности, вкладывать 1725—1741 гг.: контрреформа или стабилизация? /75 свои персты и собственноручно нащупывать и устанавливать прочность и устойчивость фундамента всякого построения" ^4. В деятельности Кабинета, по подсчетам Бондаренко, финансовые вопросы составляли 36, 6% всех рассматриваемых им дел. Как и в предшествующее время, центральной проблемой оставался сбор податей. При этом с 1718 по 1736 г. порядок сбора менялся семь раз, из них четыре раза в царствование Анны: " Правительство делало пробы, и в сущности ни одна проба его не удовлетворяла", причем " перемены вызывались не одними интересами фиска и желанием только обеспечить бездоимочный сбор, но главным образом желанием ввести систему не разорительную и не тягостную для плательщиков" ^^. Специально Бондаренко остановился на проблеме ужесточения самого режима сбора податей и проводившихся в связи с этим экзекуциях. Хотя историк и признавал, что экзекуции при сборе недоимок, наряду с другими факторами (войны, неурожаи), способствовали обнищанию населения, одновременно он фактически снимал ответственность с правительства. " Все эти обиды и даже единичные истязания, — отмечал он, — были очевидным уклонением от нормы и являлись результатом только одной злой воли дурных исполнителей", а недоимки " выколачивали потому, что иначе нельзя было поступить" -^. С января 1735 г. тема экзекуций и вовсе исчезает из аннинского законодательства, а весь гнев правительства за неуплату податей обрушивается на помещиков. Бондаренко решительно опровергает восходящее еще к И.Н. Болтину, а затем прочно утвердившееся в историографии представление о том, что собиравшиеся недоимки попадали в конечном счете в карман к Бирону (чему он не находит никаких документальных подтверждений) или бесконтрольно тратились на нужды двора. По наблюдениям историка, основная часть этих денег шла на военные нужды, а то, что тратилось на двор, оформлялось письменными указами, т. е. находилось под контролем правительства^7. Как уже сказано, в книге Бондаренко рассматривается не только собственно финансовая сфера деятельности Кабинета. Jj3r-_ дельные главы посвящены политике в отношении промышленности, в том числе отдельно горнозаводской, и торговле. В целом историк весьма положительно оценивал политику Кабинета и полагал, что его неудачи были связаны не с отсутствием у кабинет-министров " финансового искусства", а с тем наследием, которое досталось аннинскому правительству от его предшественников, а Глава 3 \ т также с неблагоприятными обстоятельствами, связанными с вой- ао нами, неурожаями и пр.^0 Говоря об историографии послепетровского времени, упомяну также о статье Н.П. Павлова-Сильванского " Мнения верховни-ков о реформах Петра Великого", опубликованной в 1910 г. Статья начиналась обзором мер, принятых правительством Екатерины I, в которых историк видел продолжение политики Петра. " Ожидания многих людей Западной Европы, — писал Павлов-Сильванский, — ошибочно полагавших, что преобразования Петра были следствием одной личной воли Петра, что со смертью его все его нововведения будут отвергнуты, не оправдались. Новый порядок вещей в общем сохранился и развивался" ^. Однако затем, переходя к характеристике мнений верховников, на основе которых был издан указ от 9 января 1727 г., наиболее радикально сказавшийся на судьбе петровских реформ, ученый пришел фактически к прямо противоположному выводу, доказывая, что, " резко критикуя реформу, они не дорожат ее основаниями, мало сочувствуют ей вообще и даже нередко не вполне ее понимают" 40. На основании этого было сделано заключение о том, что реформа действительно держалась на одном Петре, который " был источником одушевления и энергии преобразовательного движения". Главным же противником петровских преобразований Павлов-Сильванский считал Меншикова. Историк категорически опровергал приведенное выше суждение Милюкова о единстве методов Петра и верховников и утверждал: " Вопросы одни и те же, но совершенно изменились приемы их решения", поскольку " в противоположность Петру верховники всегда уклонялись от сложного и трудного желания нового" и " нередко пользовались в своих мероприятиях приемом точного воспроизведения допетровских порядков" 41. Выводы авторов специальных исследований, как ни парадоксально, практически не отразились не только на этой, не вполне завершенной работе Павлова-Сильванского, но и на изложении материала в общих курсах отечественной истории. Так, С.Ф. Платонов в своих " Лекциях по русской истории", впервые изданных в 1899 г. и затем до 1917 г. переиздававшихся еще десять раз с дополнениями и исправлениями автора, по-прежнему именовал 1725—1741 гг. " темным периодом нашей истории XVIII в." и утверждал, что " десять лет продолжалось господство немцев, десять лет русские были оскорбляемы в лучших своих симпатиях и чувствах" 42. Изменения, внесенные преемниками Петра в экономиче- 1725—1741 гг.: контрреформа или стабилизация? /77 скую-и финансовую политику, пояснял Платонов, были вызваны объективными причинами, " но все эти перемены не привели ни к какому успеху". Весьма своеобразно трактовал историк последствия мер, связанных с изменением порядка сбора подушной подати, выразившимся в возложении его на помещиков. По мнению Платонова, это усилило стремление дворян не служить, а жить в своих поместьях4^. Как начало " перемены в порядке, устроенном Петром", рассматривал политику Верховного тайного совета и М.М. Богословский в лекциях по русской истории XVIII в., прочитанных им на Высших женских курсах в 1907—1908 гг.44 О возврате после смерти Петра Великого " к испытанным порядкам московского периода" говорил в своих лекциях 1910-х годов М.К. Любавский4^. Негативная оценка " эпохи дворцовых переворотов" в целом сохранялась и в русской эмигрантской литературе4^. О том, что " годы после смерти Петра Великого оказались сокрушительными для его реформаторской работы", писал, в частности, Н.В. Ряза-новский. " Реакция, — считал он, — угрожала переиначить самые ценные достижения первого императора" 47. Что же касается западных историков, то они почти не уделяли внимания этому времени, если не считать работ, посвященных событиям 1730 г., из которых наиболее ценным является исследование Б. Механ-Уо-терс4^. Единственная монография о царствовании Анны Ивановны, написанная М. Куртисс, носит популярный характер, основана исключительно на опубликованных источниках и представляет собой преимущественно биографию императрицы4^. Стоит также упомянуть статью А. Липского, посвященную вопросу о " немецкой партии" при Анне Ивановне. Вслед за Строевым историк пришел к выводу о преувеличенности представлений о господстве немцев в аннинской России. Если немцы в лице Остермана и руководили Кабинетом, то Сенат и коллегии оставались в руках русских. В целом же немцы участвовали в управлении страной не больше, чем при Петре I. Липский отмечает также благотворное влияние военной реформы Миниха, считая ее непосредственным продолжением реформы Петра50. В советской исторической литературе общая оценка послепетровского периода по сравнению с дореволюционной историографией изменилась мало, хотя и приобрела оттенки классового подхода. Так, В.В. Мавродин в 1957 г. давал такую, никак не аргументируемую характеристику аннинскому времени: «Взяточничество и казнокрадство, фаворитизм и произвол, террор и беспо- /78 Глава 3 г 1725—1741 гг.: контрреформа или стабилизация? щадный разгул определяли собой " бироновщину". Недоимки с кровью и слезами выколачивались местными воинскими командами из народа. Бесправное крестьянство было обобрано, забито, терроризировано»51. Вместе с тем в послевоенный период появились исследования о внутренней политике послепетровских правительств, в основном в экономической области. Так, в 1949 г. Е.С. Парком была защищена кандидатская диссертация о торгово-промышленной политике Верховного тайного совета, в которой особо подчеркивалось иностранное влияние на нее и соответственно многие мероприятия совета оценивались резко отрицательно52. Истории выработки в 1727—1731 гг. таможенного тарифа было посвящено исследование Р.И. Козинцевой, промышленная политика нашла отражение в монографии Н.И. Павленко по истории металлургии53. Наконец, детальному разбору финансовая, в том числе фискальная, политика была подвергнута в монографии С.М. Троицкого54. В 1975 г. Е.В. Анисимов защитил кандидатскую диссертацию на тему " Внутренняя политика Верховного тайного совета (1726—1730 гг.)". " После смерти Петра I, — считал историк, — в условиях послевоенных трудностей для руководителей государства было очевидно, что в решении многих важнейших проблем внутренней политики необходим частичный или полный пересмотр прежних установок политики государства в соответствии с изменившимися условиями". Создание Верховного тайного совета рассматривается поэтому в работе " как начальный этап перестройки системы управления, преследовавшей цель приспособления государственного аппарата к новым задачам, вставшим перед самодержавием в первые послепетровские годы". При Петре II Совет, по словам Анисимова, превратился в " коллективного регента", а отставка Меншикова расчистила " путь к власти родовитой оппозиции", и в этих условиях совет " стал орудием в ее руках". Осуществленная советом административная реформа " носила ярко выраженные черты централизации и концентрации управления" и " преследовала цели повышения эффективности, мобильности управления, приспособления деятельности государственного аппарата к специфике внутренней обстановки и внутриполитических проблем послепетровского периода". Особое внимание Анисимов уделил попыткам послепетровских правительств ревизии податной реформы. Именно в ней, по его мнению, видели верховники причины плачевного финансового состояния страны и разорения крестьянства. Однако в конечном счете Комиссия о подати " отказалась от радикального изменения подушной системы и не смогла предло- i жить более эффективную для казны и более легкую для платель-? щиков налоговую систему". Что же касается торгово-промышленной политики совета, то она складывалась в условиях " тенденциозной критики" принципов экономической политики Петра I. Разработанные и осуществленные советом и Комиссией о коммерции мероприятия " способствовали развитию торгово-промышленной» деятельности в стране", хотя это направление в политике и отмечено внутренней противоречивостью. В целом же, несмотря на то * что верховники отказались " от завершения петровской реформаторской программы" и " не выдвинули радикальной позитивной программы", " перемены, внесенные верховниками в систему уп- $ равления, податную и торговую политику, оказались своевремен-. ны и оправданы с точки зрения упрочения режима" 55. $ Вопрос о судьбе податной реформы после смерти Петра Be- ч ликого нашел отражение и в монографии того же автора, посвященной важнейшей из петровских реформ. Уже в названии соответствующей главы своей книги Анисимов охарактеризовал деятельность верховников как попытку контрреформы (" Завершение податной реформы и попытка контрреформы при ближайших преемниках Петра Г). " Представить результаты реформ (в том числе и податной) неудачными, а положение дел в стране угрожающим, — утверждал автор, — было выгодно послепетровским деятелям. Критика петровских реформ была для них тем политическим капиталом, с помощью которого они укрепляли свое не очень прочное положение у власти....критика политики Петра развязывала им руки, ибо тем самым они снимали с себя ответственность за судьбу преобразований и их результаты" 56. Вместе с тем руководители русской политики послепетровского времени верно " заметили ряд существенных недостатков, точнее пороков, новой податной системы", но, " проявляя себя последовательными противниками продолжения петровского реформаторского курса", они преувеличивали значение негативных сторон преобразований Петра57. Наконец, в своей новейшей работе, книге " Россия без Петра", Анисимов фактически впервые после Соловьева дал систематический очерк внутренней политики страны с 1725 по 1741 г. По отношению к деятельности Верховного тайного совета в целом концепция автора по сравнению с предшествующими работами не изменилась. " Критический пересмотр проблем внутренней политики" начался, по его мнению, " буквально с первых дней нового •, Глава 3 царствования", о чем свидетельствует записка, поданная П.И. Ягу-жинским Екатерине I 4 февраля 1725 г. Однако образование Верховного тайного совета автор на сей раз связывает не столько с " остротой внутриполитических проблем", сколько с " кризисом исполнительной власти и недееспособностью императрицы", а также " общей раскладкой политических сил, которая требовала организационной консолидации ее сторонников" 5". В новой книге Анисимов вновь повторяет тезис о выгодности для деятелей послепетровского времени критики реформ Петра и потому полагает, что в своих проектах, записках и мнениях они сознательно сгущали краски. " В целом же, — отмечает он, — в политике Совета мы видим попытку переосмысления многих прежних основ доктрины Петра, поиск вариантов политики, отличающихся от петровских меньшим радикализмом, больше, чем прежде, учитывающих различные интересы" 59. Рассматривая причины административной реформы, историк не довольствуется лишь распространенным тезисом о том, что ее проведение было продиктовано стремлением к экономии средств, но полагает, что " под сомнение ставились прежде всего основные камералистские, взятые с Запада, принципы государственного строительства", поскольку " верховники эти принципы не понимали и в условиях России эти принципы не работали". Свое утверждение Анисимов подтверждает рядом цитат, свидетельствующих, по его мнению, о том, что " верховники испытывали ностальгию по прежним, старым добрым временам" 6^. Надо, однако, заметить, что прямой критики коллегиального принципа управления в приведенных автором текстах нет и ликвидирован он был лишь на местном уровне, причем и сам Верховный тайный совет был таким же коллегиальным органом. Вместе с тем Анисимов соглашается с тем, что " не могут реформы продолжаться бесконечно, ибо даже при их благотворности это неестественное состояние общества, это период беспокойства, нарушения привычного уклада жизни, это время нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне". И хотя " многое из петровского наследия было отменено, приостановлено, многие идеи Петра были подвергнуты уничижительной критике, но очень многое — в том числе основное — осталось" 61. Переходя к характеристике внутренней политики в царствование Анны Ивановны, Анисимов полемизирует со Строевым, доказывая, что дореволюционный историк преувеличил степень участия императрицы в принятии решений и, наоборот, степень отст- 1725—1741 гг.: контрреформа или стабилизация? раненности Бирона от управления страной. В Кабинете министров Анисимов видит прямого преемника Верховного тайного совета и полагает, что тот " начал свою работу... не на пустом месте — с самого начала царствования Анны шел поиск своей модели политики. Ее основами становятся, с одной стороны, во многом показная преемственность идеалам Петра Великого.., а с другой стороны — намерение исходить из той реальности, которая была уже несовместима с петровским опытом и требовала коррективов" 6^. Характеризуя записку Остермана 1730 г., Анисимов находит в ней " хоть какие-то конструктивные принципы политики, полностью отсутствовавшие на последнем этапе существования Верховного тайного совета". Осуществленные аннинским правительством мероприятия в отношении дворянства приводят историка к заключению, что " в 30-е годы XVIII века была начата новая глава в истории русского дворянства" 63. Принципиальное значение для развития промышленности имел, по мнению Анисимова, указ от 7 января 1736 г., закрепивший за фабриками находившихся там рабочих, " ибо он ликвидировал социальную группу вольнонаемных промышленных рабочих", продолжив " тенденцию социальной политики Петра" 64. Вслед за Строевым Анисимов решительно опровергает тезис о борьбе при Анне немецкой и русской партий, однако общей характеристики внутренней политики аннинского времени в своей книге он не дал. Практически нет ее и в соответствующей главе книги " Власть и реформы", также написанной Анисимовым. Характерно, что о собственно реформах, как, впрочем, и о контрреформах, здесь также не упоминается63. Из новейших работ по интересующей нас проблематике упомяну также книгу Я.А. Гордина " Меж рабством и свободой", посвященную событиям 1730 г. Книга эта, написанная не профессиональным историком, а литератором, не является научным исследованием и наполнена острополемическими и часто недоказанными утверждениями, подчиненными одной идее — рассмотрению событий 1730 г. как либеральной альтернативы исторического развития России. Однако вовсе проигнорировать позицию Гордина было бы неверно хотя бы потому, что его книга является выражением взглядов определенной части общества. Писатель исходит из милюковского тезиса о разорении страны в результате петровской реформы, в ходе которой была сделана попытка " выстроить железную, чуждую стране, систему управления, что, в свою очередь, вело к гипертрофированной роли армии и гвардии, требовавших гигантских расходов, разорявших страну". Поэтому, ут- Глава 3 верждает Гордин, " нужна была решительная контрреформа реформам Петра". Это, по его мнению, понимал Д.М. Голицын и не понимали Меншиков и Остерман. Предложенные ими меры были лишь " паллиативами, дающими временное облегчение". И все же " Верховный тайный совет в первый год своего существования выполнил главную тактическую задачу — бешеный галоп, которым вел измученную Россию Петр к своей фантастической цели, был приостановлен, облегчено было положение купечества и крестьянства". Царствование же Петра II " блистательно доказало недееспособность государственной системы, полупостроенной Петром I. <...> Государственная машина не знала необходимой саморегуляции". Поражение конституционной " затейки" верховников привело, по мнению Гордина, к тому, что " с первых же месяцев нового царствования началось попятное движение к вульгаризованным петровским установкам". При этом между " Верховным советом и Кабинетом министров была огромная разница. Верховный совет означал... рассредоточение высшей власти, ее некоторое ограничение, баланс политических сил. Кабинет министров создан был Остерма-ном для предельного сосредоточения власти". Вся аннинская эпоха, по Гордину, — время возврата к петровским принципам управления и, следовательно, эпоха реакционная^6. В последние годы историография послепетровской России пополнилась рядом трудов биографического характера, посвященных монархам и государственным деятелям рассматриваемого времени. Таковы, в частности, книги Н.И. Павленко о А.Д. Меншикове и других сподвижниках Петра, очерки B.C. Белявского и И.В. Ку-рукина о Екатерине I и Петре II. В своей биографии Меншико-ва Павленко решительно отвергает обвинения " светлейшего" в стремлении к контрреформе. " Ни Екатерина, ни ее окружение во главе с Меншиковым, — утверждает историк, — не помышляли о движении вспять и возвращении допетровских порядков. Правительство продолжало дело, начатое Петром, правда, без прежнего блеска, настойчивости, энергии и масштабности... Во внутренней политике сохраняется преемственность". Но и Павленко именно Меншикова называет инициатором осуществленных правительством " новшеств", связанных с сокращением расходов на аппарат управления и облегчением положения налогоплательщиков67. B.C. Белявский, автор очерка о Екатерине I, утверждает, что " к 1725 году в России сложились две влиятельные партии: сторонников Петра и противников реформ". Ко второй партии, считает он, принадлежали " потомки старых русских фамилий", ко- 1725—1741 гг.: контрреформа или стабилизация? торые не были едины, но делились на две группы. Одна стремилась " несколько приостановить дальнейшие реформы" и создать политический строй по шведскому образцу, другая " выступала с решительных позиций контрреформ". Характеризуя внутреннюю политику, историк замечает, что правительственные мероприятия " в целом носили разрозненный, бессистемный характер. Отсюда — их малоэффективность и бестолковость. <...> Постепенно государственные органы Российской империи впадали в апатию, которая так характерна для послепетровского времени" 68. Однако никаких серьезных аргументов в подтверждение этой мысли автор не приводит. И.В. Курукин, биограф Петра II, полагает, что " преобразования в своей основе были необратимы" и " едва ли можно предположить", будто окружение императрицы во главе с Меншиковым " могло даже помышлять о возвращении допетровских порядков". " Каких-либо подобных планов" не было и у фаворитов Петра II князей Долгоруких. Те, кто пришел к власти, были наследниками, которым пришлось платить по счетам за слишком высокую " цену" петровской реформы. И все, что они делали, " было жизненно необходимо стране", давало " желанную передышку для мужика", стабилизировало режим69. Краткий обзор историографии послепетровской России*, как представляется, достаточно ясно показывает, что на протяжении полутора столетий в ней шла постоянная борьба двух взаимоисключающих тенденций. С одной стороны, стремление изобразить всю послепетровскую эпоху как " мрачную" страницу русской истории, а соответственно, и внутреннюю политику представить как попытку контрреформы. С другой — стремление доказать, что политика Верховного тайного совета и Кабинета министров была продиктована конкретными условиями разоренной петровской реформой страны и поэтому была вполне разумной и оправданной. Очевидно, что приверженность разных авторов той или иной позиции во многом определялась их отношением к самим преобразованиям Петра. Своего рода попыткой компромисса можно считать точку зрения Анисимова. Однако из приведенных выше высказываний этого автора видно, что позиция его весьма противоречива. Соглашаясь с вынужденностью предпринимавшихся послепетровскими правительст- *Я сознательно опускаю весьма обширную историографию, посвященную событиям 1730 г., поскольку выявившиеся в них взгляды на политическое развитие России в основном не были реализованы. Глава 3 вами мер, он трактует их как контрреформу, оговариваясь, что, хотя многое и было изменено, главное в петровских преобр^азо-ваниях осталось нетронутым. Обратимся, впрочем, к реальным историческим фактам и попытаемся выяснить, насколько справедливы те или иные высказанные в исторической литературе суждения.
|