Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнение специалиста. Однажды я вел группу, которая состояла, в основном, из женщин, и одна из них стала жаловаться на безответственное поведение своего мужа






Однажды я вел группу, которая состояла, в основном, из женщин, и одна из них стала жаловаться на безответственное поведение своего мужа. Я прерывал ее несколько раз вопросом о том, что она сама делает, чтобы прекратить это, вместо того чтобы жаловаться и обвинять? Да, я признаю: как мужчина, я в значительной степени идентифицировал себя с мужем.

Но она не обращала на меня внимания и продолжала рассказывать свою историю. Я оглядел членов группы и увидел, что некоторые женщины кивают головами в знак согласия, или, возможно, таким образом они выражали свою поддержку. Я, конечно же, не был с ней согласен и потому снова прервал ее, спросив на этот раз, где все происходило, потому что я заметил, что ее монолог утомил меня (как и других мужчин).

Она посмотрела мне прямо в глаза и сказала: «Ребята, неужели вам так тяжело просто выслушать меня? Я не требую от вас внимания. Я не хочу, чтобы вы меня подталкивали или прерывали. Я вообще чувствую, что мужчины не слышат того, что я говорю».

Вот оно! Эта фраза сразу же привлекла мое внимание. Гораздо позже я стал замечать, что во многих случаях мужчина и женщина действительно говорят на разных языках.

Хотя женщины и не являются меньшинством, они подвергаются такой же дискриминации, что и меньшинства, и на них распространяются такие же предрассудки. Это действительно так, и не только потому, что большинство теорий консультирования были разработаны мужчинами белой расы и отражают их ценности и предубеждения, но и потому, что должности, дающие власть и влияние, заняты, в основном, мужчинами. И хотя это можно изменить (сейчас мужчине трудно стать президентом Американской ассоциации консультантов — профсоюза, в который входят в основном женщины), неравенство все же присутствует во многих областях.

Не считая таких великих исключений, как Мелани Кляйн и Анна Фрейд, почти все теории консультирования созданы мужчинами, и в некоторых отразились их предрассудки по поводу места, которое должна занимать женщина в жизни. Конечно, прецедентом послужило изображение «слабого пола» Фрейдом как зависимых, истеричных и низших по положению. И большинство последующих теорий продолжило укреплять этот стереотип о женщинах как сексуальных объектах, которые нуждаются в консультировании из-за скуки.

Эр-Мюстэн (Hare-Mustin, 1983) рассматривает возникающие у женщин психологические проблемы, на которые консультанты не обращают должного внимания. Так как женщин часто ограничивает стереотип той роли, которую они должны играть в семье, они часто испытывают стресс из-за нереализованных целей и рутинного образа жизни. Роль жены и матери обычно удовлетворяет женщин, но нередко она служит источником тяжелых страданий (Russo, 1990). Их мужья могут жаловаться на то, как им тяжело приходится работать, чтобы зарабатывать деньги. Но тем не менее когда им Приходится временно исполнять роль сиделки, чтобы жена могла немного передохнуть, их отношение к роли хозяйки дома меняется. Даже если женщины работают вне дома такое же количество часов, что и их мужья, распределение труда и домашних обязанностей часто несправедливо, особенно когда в доме есть дети.


Глава 13. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ □ 343

Роль матери часто усиливает психологические страдания женщины, независимо от того, работает она помимо ведения домашнего хозяйства или нет (Thoits, 1986), и около 70 % работающих женщин предпочитают растить детей дома, оставляя работу (Мс Bride, 1988). Большинство женщин жалуется на то, что их неправильно понимают, не ценят и возлагают на них слишком много домашних обязанностей.

Депрессия чаще встречается у женщин, чем у мужчин (Mowbray, Benedek, 1988), и у женщин депрессия длится дольше (Weissman, Klerman, 1977). В книгах Сильвии Плат, Дорис Лессинг, Элис Уолкер и других писательниц часто встречаются эпизоды, описывающие депрессивное состояние, которое слишком хорошо знакомо многим женщинам, чувствующим себя бессильными, униженными и ненужными. Каплан (Kaplan, 1983) обращает внимание на одну причину, по которой женщин чаще, чем мужчин, называют психически нездоровыми: все диагностические системы, используемые в паши дни, построены по мужским меркам. Диагностическая система DSM-IV, разработанная Американской ассоциацией психиатров, делает акцент на тех расстройствах, которые, по сути, являются карикатурами на традиционные роли женщин — например, описание женщин, которые слишком сильно стараются соответствовать стереотипу сексуальной женщины. Таким образом, любимыми терминами при диагностике таких женщин являются истерия, пассивная зависимость и анорексия. Они хорошо описывают симптомы женщины, которая старается быть подчиненной, эмоциональной, зависимой и утонченной. Хотя критики (Williams, Spitzer, 1983; Kass, Spitzer, Williams, 1983; Malgady, 1996) и утверждают, что нет эмпирических доказательств этого утверждения Каплан, консультантам тем не менее следует учитывать то, что принимая слишком конформистское поведение за патологию, можно создать женщине дополнительные проблемы.

Многие женщины, опрошенные Санфордом и Донованом (Sanford, Donovan, 1985), жалуются на несовершенство своего тела. Женщины стремятся соответствовать некоему идеальному представлению о том, как они должны выглядеть, и в результате у них часто возникают искаженный образ своего тела и плохое представление о себе. Расстройства, связанные с питанием, являются конкретным драматическим примером того, как женщины пытаются достичь идеальных стандартов тела, установленных нашей культурой (Scarano, Kalodner-Martin, 1994). Практически все модели отличаются высоким ростом и худобой. Пытаясь влезть в узкие рамки этого идеала красоты И стройности, некоторые женщины забывают об изначальной цели и воспринимают потерю веса как некое соревнование. Наиболее частой проблемой является нервная анорексия или слишком сильная потеря веса из-за голодания. Эта проблема чаще всего встречается у молодых девушек, которые отличаются чрезмерной зависимостью, перфекционизмом и самокритикой. Булимия, или компульсивное переедание, является еще одним способом, которым женщины разрушают свое тело, злоупотребляя едой. Это часто является последствием отвержения или негативного образа себя. До попыток Сальвадора Минухина (Minuchin, Rosman, Baker, 1978) и других специалистов вылечить пищевые расстройства в рамках семейного консультирования прогнозы для таких женщин были явно не оптимистичными. Сейчас же консультанты достигают успеха на структурном уровне, включая в процесс всю семью.

Шлоссберг и Кент (Schlossberg, Kent, 1979) представили модель работы с женщинами и их специфическими проблемами, в которой уделяется большое внимание


344 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

переменам, происходящим в ходе развития. После того, как консультант ознакомился с основными кризисами, перенесенными женщиной в течение жизни — например, рождение ребенка, — его задачей является ознакомление клиентки с универсальными проблемами и принятие необходимых мер. Модель развития часто бывает трудно осуществима на практике, в частности, из-за традиционных теорий Эриксона, Фрейда, Коль-берга и других людей, которые были подвержены предрассудкам, касающихся пола. Шлоссберг (Schlossberg, 1984) попытался отойти от понимания традиционной роли женщины как домработницы, чтобы уравнять циклы развития для обоих полов.

Догерти (Doherty, 1978) также поднимает серьезный вопрос о том, подходят ли существующие способы психотерапии для женщин, учитывая, что теории личности на основе которых разработаны способы лечения, созданы мужчинами и отражают прежде всего мужскую точку зрения. Понятия «зависть к пенису» или «эдипов комплекс» и стереотипные изображения женщин как людей эмоциональных и заботливых затрудняет достижение автономности и независимость, которые восхваляются многими психологическими теориями. Феминистские подходы в области консультирования и психотерапии предлагают альтернативные исторически ограниченным теориям концепции (Enns, 1993). Внимание к вопросам, связанным с полом, должно уделяться в консультировании и женщин (Nelson, 1996), и мужчин (Levant, 1996).

Важность проблемы психического здоровья с учетом половых особенностей внимательно изучается в Национальном институте психического здоровья (Russo, 1990). Женщины в американском обществе очень часто являются плохо обеспеченными или подчас становятся жертвами домашнего насилия. Положительная корреляция между бедностью и психическими расстройствами отражена документально (Belle, 1990). Женщинам, живущим в бедности, недоступны такие службы, которые занимаются уходом за ребенком, заботой о здоровье и консультированием. Поэтому у них нередко возникают серьезные проблемы еще до того, как они обращаются за помощью. Хотя женщины часто являются жертвами домашнего насилия, они не могут открыться и попросить о помощи, отчасти потому, что жертвы обычно воспринимаются как неудачники (Koss, 1990). Женщины, которые живут в условиях грубого обращения, часто испытывают боль, подавленность и чувство стыда и вины (Russell, 1994). Для женщины семья не является убежищем от насилия, потому что члены семьи сами порой жестоко обращаются с женщинами.

В настоящее время такие жизненные проблемы, как инверсия ролей, борьба с бедностью и ответ на насилие, в сочетании с вопросами развития идентичности и позитивной я-концепции на основе тех теорий, которые освещают многие аспекты женской психологии и жизненного опыта, показывают необходимость глубоких знаний и способности к инсайту в консультировании женщин. В частности, женщина-консультант не должна думать, что быть женщиной значит понимать проблемы всех женщин мира.

Консультирование этнических меньшинств

Соединенные Штаты — страна, в которой представлены разные культурные группы, одним из которых принадлежит большая часть власти и ресурсов. Для некоторых из


Глава 13. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ □ 345

тех групп, которые находятся в угнетенном положении — особенно латиноамериканцы, афро-американцы, индейцы и азиаты, — ограничены возможности занять высокое положение, а также получить помощь консультантов. Пожалуй, на настоящий момент нет более важной проблемы в нашей области, чем помощь меньшинствам в образовании, профессиональном и личностном развитии.

Из-за того, что внимание, уделяемое проблеме «политической корректности», весьма поверхностно, изменения, которые появляются в результате этой помощи, скорее носят «косметический» характер, чем глубинный. В нашей книге этому вопросу посвящена отдельная глава. Вы изучаете теорию, а затем посещаете несколько семинаров, которые повысят вашу восприимчивость к проблемам людей разных культур. Наверное, проблема и заключается в том, что того, что мы делаем в этом направлении, недостаточно.

Исследователи связывают неудачи и неэффективность программ психологической помощи с недостаточным вниманием к проблемам меньшинств (Hall, Maloney, 1983; Zayas et al, 1996). Изучив литературу, касающуюся лечения меньшинств, Холл и Мэ-лоуни (Hall, Maloney, 1983) пришли к следующим выводам:

1. У клиентов, принадлежащих к национальным меньшинствам, часто диагностируют более тяжелые расстройства и патологические состояния, чем у людей белой расы. Это открытие не является чем-то неожиданным, если учитывать тот факт, что большинство тестов психического здоровья не освобождены от культурных предубеждений, а большинство диагностов не принадлежат к меньшинствам.

2. Клиенты, принадлежащие к меньшинствам, обычно обращаются в службы психологической помощи только в крайних ситуациях или в случаях тяжелых патологических расстройств, тем самым ставя психотерапевтов в затруднительное положение, потому что, вероятно, психотерапевты привыкли работать с нормальными или невротиками, принадлежащими к белой расе. Например, для населения Южной Америки является нормой справляться с психологическими проблемами за счет семьи или церкви и обращаться к консультантам или психотерапевтам только в крайних случаях.

3. Клиенты, принадлежащие к национальным меньшинствам, часто слишком рано уходят с психотерапии, обычно после первых шести сессий (Sue, 1977). Еще не установлено, случается это из-за слабой мотивации или из-за того, как их лечат.

4. В условиях нетерпимости афро-американцев лечат иначе, чем белых людей. Им чаще прописывают более сильные лекарства, подвергают изоляции, ограничениям и другим карательным способам «лечения», чем оказывают реальную помощь по вопросам профессиональной занятости и досуга (Flaherty, Meagher, 1980).

5. Люди, принадлежащие к этническим меньшинствам, по-другому относятся к психологическим вмешательствам, чем люди, принадлежащие к белой расе, — они чаще подчеркивают роль органических факторов. Например, латиноамериканцы больше верят в силу молитвы, чем в силу консультирования, если они хотят избавиться от наследственных (по их убеждению) болезней. Поэтому клиент, принадлежащий к какому-либо меньшинству, не будет настроен на успешный исход лечения, так как столь важные для него вера и надежда не работают на высших уровнях.

6. Многим людям спокойнее и комфортнее работать с теми, кого они считают такими же, как они сами (особенно если это касается расовой или этнической принадлежности). Но на сегодняшний момент существует очень мало хорошо обученных


346 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

консультантов по вопросам меньшинств, которые спосооны удовлетворить потребности клиентов.

7. Консультанты должны приспосабливать свои стратегии и вмешательства к культурным особенностям клиентов из национальных меньшинств, особенно принадлежащих к низшему классу. В зависимости от культуры, к которой принадлежит клиент, зрительный контакт и проявление внимания могут быть восприняты как сопротивление, пассивность или агрессия.

8. Консультирование может быть воспринято как форма социального контроля, потому что в его цели входит помощь людям с девиантным поведением приспосо-. биться к культурным нормам большинства. Для клиентов из национальных меньшинств такая помощь является источником проблем, потому что основа конфликта может быть как раз в различии ценностей субкультуры и большинства.

Холл и Мэлоуни (Hall, Maloney, 1983) полагают, что смягчить конфликты, появляющиеся из-за разрыва между культурными ценностями, можно, уменьшив доминирующую роль одной из них. Когда две точки зрения из разных культур вступают в противоречие, консультант должен признать, что каждая из этих точек зрения правомерна в рамках своей культуры (Pedersen, 1990).

Сью (Sue, 1983) говорит, что признание собственных культурных предрассудков является лишь первым шагом из множества других, которые ведут в конечном итоге к успешному лечению клиентов из этнических меньшинств. У консультантов также должна присутствовать сильная мотивация узнать и изучить особенности других культур. И в конце концов, консультант должен разработать такие способы вмешательств, которые подошли бы для представителей всех культурных групп и позволили бы работать с каждым клиентом как с индивидуальностью. Бесконечно обсуждая различия между этническими группами, мы рискуем забыть об уникальности каждого члена такой группы. Принадлежность к какой-либо этнической группе является лишь одной из множества переменных, которая может помочь нам попять клиента и работать с ним. «Если мы просто знаем о том, что американцы, в основном, люди открытые, склонные к соревнованию, точно высказывающие свои мнения, независимые и так далее, то это мало поможет нам в психотерапевтической работе» (Sue, 1983, р. 589). Точно так же знание культурной принадлежности клиента необходимо, но не достаточно для того, чтобы контакт был проникнут истинной эмпатией.

Существует серьезная потребность не только в изучении особенностей расовых и этнических групп, но и в программах, обучающих консультантов работать с такими группами (Casas, Ponterotto, Gutierres, 1986). Педерсен (Pedersen, 1988) описывает три стадии освоения мультикультурализма: осознание, знания и умения. Таким образом, как человек, обучающийся консультированию, вы должны учиться осознавать вашу собственную точку зрения, накапливать знание о других культурах иразвивать навыки общения с представителями этих культур. Эти шаги одинаково важны и для студентов, и для практикующих специалистов, независимо от расы или этнического происхождения. Олер (Oler, 1989) утверждает, что и афро-американские консультанты, и консультанты, принадлежащие к белой расе, могут повысить свой профессиональный уровень, повысив степень понимания особенностей психологического склада и поведения людей, принадлежащих к черной расе. То, что вы принадлежите к той же расе, что и ваш клиент, еще не значит, что вы знаете и понимаете всех людей этой расы.


Глава 13. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ □ 347


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал